И. И. СТРИЖОВУ (Киев)
ВОПРОС.
Объясните мне, каким образом можно измерить температуру морской воды на различной глубине?
ОТВЕТ.
При производстве гидрологических и других научно-исследовательских работ приходится брать пробы воды на различной глубине. Пробы берутся обычно для установления химического состава и температуры воды, а также для определения проносимых течением наносов на данной глубине. Для взятия проб существует специальный прибор довольно простой конструкции, называемый батометр. Простейший батометр состоит из медного горизонтального цилиндра (емкостью около 2 л) с двумя крышками, которые под действием пружин плотно закрывают оба конца цилиндра. Цилиндр с открытыми крышками, удерживаемыми собачками, опускают на штанге или на тросе на желательную глубину и устанавливают параллельно течению. Если дернуть за шнур, можно в любой момент освободить крышки от собачек, и тогда наполненный водой цилиндр плотно закрывается и извлекается из воды. Для измерения температуры воды служит термометр, прикрепленный к внутренней стенке цилиндра.
В. Г. ПРОСОВУ (Орел)
ВОПРОС.
Я решил основательно изучить устройство самолета. Прошу редакцию указать мне имеющуюся литературу по этому вопросу.
ОТВЕТ.
К сожалению, вы не указываете степень вашей подготовленности.
Из популярных книг можно рекомендовать вам:
1. Жабров. Почему и как летает самолет.
2. Его же. Почему и как летает планер.
3. Петров. Теория и техника полета.
Если вы имеете достаточную подготовку по математике и механике, то можете прямо приступить к изучению следующих, более специальных книг:
1. Ильяшенко. Физические основы авиации.
2. Пышнов. Аэродинамика самолета.
3. Юрьев. Воздушные винты.
4. Ростовцев. Строительная механика самолета.
5. Справочная книга по расчету самолетов на прочность.
После того, как вы приобретете определенные знания в этой области, вы сможете регулярно следить за материалом, помещаемым в журнале «Самолет» (издание Журнально-газетного объединения, Москва, Страстной бульвар, 11). Вам будет полезно просмотреть комплекты этого журнала и за предыдущие годы. Вы их найдете, наверное, в библиотеке вашего города.
П. И. ПРУДИНУ (Ромны)
ВОПРОС.
Хотел бы знать, существует ли какой-нибудь способ предохранения самолета от обледенения?
ОТВЕТ.
Над этой проблемой работают авиаконструкторы как у нас, так и за границей. За последние 5—6 лет были предложены различные устройства, основанные на принципе обогрева подверженных обледенению поверхностей отработавшими газами авиамотора или обогрева электрическим током. Однако, из-за своей сложности и значительного веса устройства эти оказались непригодными. Наиболее эффектным способом был признан пневматический, который заключается в следующем. Плоскости самолета в определенных местах покрываются тонким резиновым чехлом, внутри которого имеются воздушные камеры, изготовленные из прорезиненного шелка. Камеры эти соединены трубками с пневматическим аппаратом, находящимся в кабине управления. Когда летчик замечает, что поверхность самолета (вернее, резиновый чехол) покрывается ледяной пленкой, он пускает сжатый воздух в камеры; последние надуваются и ломают ледовую корку. В настоящее время изобретатели продолжают работать как над усовершенствованием этого способа, так и над изысканием новых, более радикальных и по возможность автоматически действующих устройств.
П. В. МАРГУНОВУ (Мариуполь)
ВОПРОС.
Имеется ли где-либо тепловой двигатель с вращательным движением поршней и описано ли его устройство в какой-нибудь книге или журнале?
ОТВЕТ.
Тепловой двигатель, в котором вместо возвратнопоступательного движения поршней осуществляется их вращательное движение, называется коловратным двигателем. Идея создания такого двигателя очень заманчива, и над ней упорно работали за последнее десятилетие многочисленные изобретатели и конструкторы во всех странах. Однако, все конструкции оказались настолько сложными и непрактичными, что для целей эксплуатации они совершенно непригодны. По этой причине они в литературе даже не описаны. Одна лишь из осуществленных коловратных машин описана в книге Дуббеля «Паровые машины и паровые турбины». Книга эта была издана в 1927 г. и в продаже сейчас не имеется. Возможно, что вы ее найдете в библиотеке вашего города.
В. К. НАЗАРЕНКО (Ростов-на-Дону)
ВОПРОС.
Я прочел в газете о создании нового типа ледокола, который разрезает лед при помощи водяной струн. Прошу указать мне, где бы я мог ознакомиться с принципом его работы?
ОТВЕТ.
Водяной ледорез сконструирован инженером В. Чижиковым. В настоящее время изготовлена лишь первая опытная гидрорезная установка, которая будет только испытываться в естественных условиях зимою этого года. Устанавливаемый на носу ледокольного судна водяной ледорез будет пускать 2—3 струи воды под давлением в 60 атм. Скорость воды в каждой струе при таком давлении равна 100 м сек., благодаря чему лед будет разрезаться очень легко.
Комментариев нет:
Отправить комментарий