Инж. Ю. АГАФОНОВ
В каждом современном крупном городе существуют районы и кварталы, куда редко заглядывают не только заезжие путешественники, но и коренные жители. Мы имеем в виду не окраины, а тот подземный город, который раскинулся под улицами и площадями и без которого не может обойтись в настоящее время ни один крупный центр.
Подземные сооружения есть те артерии, те нервы современного большого города, которые обеспечивают его нормальную бесперебойную деятельность. Представьте на одну минуту Москву или Париж без водопровода и канализации или даже без телефона! Это было бы в первом случае катастрофа, во втором — состояние полнейшей дезорганизации. Воду, энергию, свет, связь, эвакуацию нечистот, частью тепло, — все это город имеет благодаря существованию и работе громадного, сложного и разветвленного подземного хозяйства. Подземное сооружение можно сравнить с корнями дерева. Глядя на пышную крону дуба или восхищаясь великолепным дворцом, никто не думает ни о корнях этого дуба, глубоко ушедших в почву, ни о такой прозаической вещи, как канализационный коллектор. Однако, без коллектора дворец превратится в трущобу.
Мы вспоминаем на мгновение о городе № 2, об этом молчаливом спутнике нашей жизни, лишь изредка, когда наш взгляд упадет на человека, высунувшегося наполовину из уличного, смотрового колодца. Для большинства из нас водоснабжение кончается водопроводным краном, а электроснабжение выключателем. А между тем десятки тысяч людей работают изо дня в день для того, чтобы из открытого крана потекла вода, а поворот выключателя дал свет.
*
Попробуем представить подземный город в его разрезе. Ближе всего к поверхности земли лежат кабельные сети, прокладываемые обычно на глубине 70—120 см. Здесь вы найдете кабели связи (телефон и телеграф) в освинцованных, трубчатых оболочках, затем кабели высокого и низкого напряжения (энергия и свет). Телефонные и телеграфные кабели размещаются в так называемых блоках — бетонных круглых или прямоугольных трубах с ячейками.
Блоки через каждые 50—80 м имеют подземные колодцы, покрытые сверху металлическими люками. Через эти колодцы и блоки можно без вскрытия мостовых протаскивать кабели, осматривать и ремонтировать их, а также присоединять к домам.
Электрокабели обычно лежат непосредственно в грунте на глубине 0,90 м. Для предохранения освинцованных трубок, внутри которых расположены изолированные фазы, от действия грунтовых вод и порчи, они сверху покрыты просмоленной изоляцией и ленточно-спиральной броней. Соединение концов кабелей и устройство отсоединений для питания домов производятся через специальные чугунные муфты.
Вторую категорию подземных сооружений или сетей — трубопроводы и каналы различных сечений, диаметров и материалов — можно было бы назвать «глубокоземной», так как обычно вся она расположена в зоне ниже промерзания грунта. В Москве, следовательно, этот второй этаж подземного хозяйства располагается на глубине не ниже 2,5 м. Здесь мы встречаем наибольшее количество разнообразнейших сооружений, прежде всего с важнейшим жизненным нервом города — канализацией.
По гончарным, кирпичным, чугунным, а в последнее время и бетонным трубам диаметром от 15 см до 2 м сплавляются фекальные и хозяйственные воды на очистные сооружения, расположенные далеко за городом.
Трубы эти расположены с уклоном, и сеть работает по принципу самотечности.
Усиление водоснабжения Москвы (канал Волга— Москва) требует соответствующего усиления канализации. В настоящее время прокладываются десятки километров новых канализационных коллекторов.
Через 40—45 м устраиваются круглые кирпичные колодцы с чугунными крышками и люками на поверхности мостовой для осмотра и прочистки труб; колодцы эти обычно определяют также поворотные точки сети. Дождевые и талые воды или спускаются также в канализацию, или удаляются специальной водосточной сетью. В эту сеть вода попадает через сточные решетки. Водостоки лежат также ниже линии промерзания грунта.
В Москве дождевая вода поступает в Москва-реку или непосредственно, или же через подземные, взятые в бетон, речки Неглинку, Синичку, Красную Пресню, Чечеру, Рыбинку и т. д.
Трубы этих подземных рек достигают значительных размеров. Например, труба р. Неглинки имеет сечение 3 м на 4 м. Водосточная сеть основана, как и канализация, на принципе самотека.
Асфальтирование улиц и площадей в Москве по понятным причинам вызывает необходимость усиленного строительства водостоков. Только в 1936 г. в Москве строится свыше 40 км водостоков. Тесно связана с водостоками дренажная сеть, которая устраивается там, где уровень грунтовых вод стоит близко к поверхности земли. Небольшие гончарные или бетонные трубы дренажа диаметром от 15 до 30 см имеют ряд отверстий, через которые вовнутрь поступает грунтовая вода, стекая в водостоки. На глубине 2—8 м (в условиях Москвы) прокладывается водопроводная сеть. Трубы, обычно чугунные или железные, имеют диаметр от 15 до 100 см и связаны ответвлениями с домами и промышленными предприятиями. Вода в трубах находится под давлением от 5 до 8 атмосфер.
Очень неприятным «жильцом», требующим большого внимания и заботы, является газопровод, подающий газ для обслуживания домов и производственных целей. Малейшие повреждения в них чрезвычайно опасны (утечка газа!). Газовые магистрали доставили немало хлопот нашим метростроевцам, которые чрезвычайно тщательно подвешивали их, прежде чем начать основные работы по прокладке тоннелей.
Значительно позже указанных магистралей появился в подземном городе новый обитатель — теплосеть, подающая к домам для отопления горячую воду и для промышленности тепло и пар. Теплосеть обычно закладывается в земле в виде двух железных труб (прямая и обратная) диаметром от 25 до 50 см в специальных бетонных каналах. Каналы эти защищают теплоизоляцию труб от порчи и дают возможность трубам расширяться от нагревания. Сеть эта имеет обширные колодцы для наблюдения за трубами.
Следует далее упомянуть трубы для переброски нефти и, наконец, воздухопроводы пневматической почты. Этим исчерпывается «список жильцов» второго этажа.
Значительно ниже в Москве и Лондоне, на глубине 25—35 м, можно найти третий этаж — тоннели метрополитена. В Берлине и Париже метро расположен ближе к поверхности земли. Неблагоприятные геологические условия заставили строителей метро в Москве спуститься на эту глубину, где они проложили значительную часть первой очереди и прокладывают почти всю вторую очередь московского метрополитена.
Таков подземный город в разрезе. В плане он простирается на десятки квадратных километров, а длина отдельных сетей достигает сотен километров!
*
Подземные коллекторы Вены или Парижа — это целый своеобразный мир. В нем нередко находят убежище люди, которым по тем или иным причинам стало тесно там, наверху, в надземном городе.
Анархия капиталистического строя наложила глубокий отпечаток на подземные города. Чудовищный хаос тоннелей, трубопроводов, коллекторов, кабелей, проложенных в разное время, разными организациями и лицами, для различных целей, без всякого плана, хаос, в котором трудно разобраться нередко специалисту, — такова картина подземного хозяйства во всех городах мира. «Дикие» кабели и трубы, проложенные неведомыми инженерами; сооружения, которые не помечены ни на одном плане, — все это встречает вновь пришедшего строителя, грозя ему внезапными наводнениями, взрывами, обвалами и другими столь же неприятными встречами. Годы уходят часто на предварительное упорядочение этих подземных джунглей: перекладку, подвеску и т. п., прежде чем приступают к основным работам.
Подземная Москва, доставшаяся нам в наследство от купеческо-домовладельческой городской думы, не представляет исключения в этом отношении.
Подземные сооружения опутывают город паутиной почти по всем улицам, площадям и переулкам, занимая в беспорядке всю ширину улицы. Общая длина их—около 10 000 км. Таким образом, в среднем, если бы все улицы были равномерно насыщены подземными сетями, то на долю каждого проезда приходилось бы семь различных подземных сооружений с ответвлением к каждому владению. Но старая Москва, как и прочие наши города, всегда обеспечивала подземными сооружениями центральные кварталы, где количество сооружений на одной улице доходило иногда до 30—40, в то время как окраины были лишены элементарного благоустройства.
На одном и том же проезде в Москве встречается по нескольку однородных подземных сооружений, дополняющих своим сечением предыдущие укладки; сооружения эти уложены криво, часто пересекая друг друга, как бы выбирая то в одной, то в другой части проезда свободное место. Часть из них относится к так называемым «диким» сооружениям, не нанесенным на планы.
Предстоящая реконструкция подземных сооружений Москвы должна внести социалистическую плановость в уже имеющееся хозяйство и создать ряд новых видов сооружений.
*
Как можно представить новую подземную Москву?
По магистралям города и по улицам густой застройки будут построены на сотни километров просторные подземные галереи — коллекторы. В этих железобетонных коллекторах будут размещены все необходимые трубопроводы и кабели. Осмотр и ремонт сетей, в случае надобности перемена их сечения или добавление новых труб будут вестись в свободном, освещенном электричеством и вентилируемом помещении.
Размеры подземных галерей, будут достаточны, чтобы в них разместить трубы водопровода, канализации, водостока, газопровода, теплосети, 6—8 электрокабелей и 10—12 кабелей связи. Эти четырехугольные тоннели высотою около 2,5 м и шириною не меньше 2,5 м будут расположены на 60 см ниже поверхности земли под тротуарами. На перекрестках улиц будут сделаны соединительные тоннели, по которым можно будет трубы или кабели перевести с одной стороны на другую.
Общие для подземных сооружений коллекторы ликвидируют всякие разрушения улиц и создадут лучшие условия работы для всех сетей, так как большая часть повреждений подземных сетей происходит в настоящее время от порчи металла грунтом и от соседних разрытий, вызывающих деформации и осадки трубопроводов и кабелей. Внутри помещение коллектора освещается электричеством, а для обмена воздуха и удаления вредных газов он будет иметь хорошую электровентиляцию, которая приводится в движение специальным автоматическим приспособлением при открытии любого люка коллектора.
В коллекторе будут предусмотрены все меры безопасности для персонала, обслуживающего сооружения.
Коллектор исключает преждевременный износ материалов подземных сетей, так как они будут находиться всегда в сухом помещении, вдали от действия грунта, агрессивных вод и так называемых «блуждающих» токов, являющихся бичом для металла, расположенного под землей. Автовозы или электрокары дадут возможность быстро перебросить к месту работы трубы, материалы и т. п.
*
Шумный город, кипящий жизнью, не будет видеть и знать, что под ним на небольшой глубине от поверхности тротуара происходит работа, которая раньше доставляла так много беспокойства и неудобств каждому пешеходу и городскому транспорту.
В коллекторах могут быть уложены трубы пневматической почты для переброски почты и депеш между почтовыми отделениями городами, наконец, устроены так называемые почтовые электротележки, с большой скоростью перебрасывающие из редакций газеты к почтамтам и вокзалам. За границей кое-где в крупных городах устроены подземные коллекторы. Но противоречия капиталистического строя не позволяют создать тоннеля для планового и комплексного размещения в нем всех подземных сетей, находящихся в руках частных фирм и буржуазных самоуправлений.
Заманчива мысль об устройстве коллекторов для транспортировки мусора и отбросов. В условиях больших городов наибольшие осложнения в борьбе с антисанитарией вызывают ящики, расставленные в каждом владении. Вывоз мусора, даже в ночное время, через весь город на свалки является одним из больных мест каждого благоустроенного города.
Но представьте, что по границе двух соседних дворов, вдоль строительного квартала, проходит под землей, ниже всех подземных сооружений, подземная бетонная галерея, оборудованная соответствующим транспортом или бесконечной лентой, находящейся все время в движении. На эту ленту по отвесным или наклонным трубам непосредственно с мусоропроводов, соединенных с каждой кухней, сбрасывается мусор и относится за пределы города к мусоросжигательным печам.
Первоначальные затраты на такие устройства будут значительны, но какие удобства и чистоту обеспечит подземная транспортировка мусора, ликвидируя рассадники заразы — мусорные ящики! Наконец, общие коллекторы могут быть приспособлены для устройства в них снеготаялок для каждого двора и улицы.
На рисунке изображен разрез нашей будущей улицы. Мы видим под землей, наряду с красивыми станциями и тоннелями метрополитена, ряд интереснейших подземных устройств, предназначенных для обслуживания многообразной жизни социалистической Москвы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий