Д. КАРБЫШЕВ
В начале 1917 года германское командование решает сократить протяжение одного из своих фронтов и вывести свои части из-под угрозы удара французов на подготовленную в тылу позицию. Линия этого фронта проходила на территории Франции, и германское командование решает разрушить оставляемый район. 16 марта начался отход германских войск, сопровождавшийся разрушением огромного промышленного района Франции, площадью около четырех тысяч квадратных километров.
Приводятся в негодное состояние все железные дороги, мосты, а другие сооружения взрываются. Насыпи железных дорог уничтожаются или минируются. На шоссейных дорогах взрываются все мосты. Самые дороги превращаются в местность, изрытую огромными воронками от взрывов или загороженную завалами из деревьев. Местами с шоссе снимается щебень. Каналы взрываются или заваливаются. Во время отхода части немецкой армии захватывают оборудование многочисленных промышленных предприятий, одновременно разрушая до основания шахты, фабрики, заводы. Не довольствуясь промышленными объектами, немцы уничтожают все жилые дома, засыпают или отравляют колодцы, вырубают деревья, эвакуируя жителей, уничтожают их имущество. Цветущий район Франции по приказу германского командования превращается в пустыню. Германский генерал Людендорф, вспоминая об этой операции, говорит так: «Следовало разрушить пути сообщения, местные предметы; селения и колодцы и всем этим помешать неприятелю слишком быстро подойти с значительными силами к нашей новой позиции»... «Успех был полный. Мы увезли из эвакуированных местностей многочисленные сокровища искусства»... «Было достойно глубокого сожаления, что пришлось уничтожать имущество частных лиц, но это было неизбежно»... «Местность, оставленная нами неприятелю, не представляла для него никаких ресурсов»...
Действительно, германские войска оставили своим преследователям совершенно опустошенную местность. Последствия разрушений оказались столь ощутимы, что французы продолжительное время были скованы в своих операциях. Больше месяца они работали, чтобы более или менее восстановить дороги и сделать их проходимыми для своих войск.
Интересно отметить, что немцы оказались очень изобретательными в создании всяких препятствий на пути продвижения неприятеля. Они организовывали наводнения, создавали искусственный подъем воды. Они применяли фугасы-ловушки и мины замедленного действия.
Современная война характеризуется широким использованием всех видов техники. В армиях в больших размерах внедряется моторизация и механизация — война приобретает характер огромной подвижности. В своем труде «Танковая война» австрийский генерал Эймансбергер ставит вопрос о массовом использовании танков вплоть до создания механизированных армий по 5 000 боевых единиц. Но если современная техника в стократ усилила средства наступления, то в то же время она неизмеримо укрепила технику обороны и обогатила способы разрушения и заграждения, которые будут применяться с целью затруднения действий весьма подвижных средств наступления.
Как в прошедшей, так и в предстоящей войне враждующие стороны будут направлять свои усилия на разрушение железных дорог. В империалистическую войну наряду с уничтожением мостов, станций, разрушением насыпей немцы, как мы уже упоминали, широко использовали мины замедленного действия. В 1918 году англичане обнаружили на своем участке более 1 500 таких мин. Попытки удалить их оканчивались неудачей, так как при извлечении мины взрывались. Недостаток таких мин заключался в том, что действие их ограничивалось разрушением сооружений. Для взрыва двигающегося поезда или бронепоезда они были непригодны. Впоследствии немцы усовершенствовали свои мины. Для уничтожения поезда применялись различные замыкатели, которые действовали от давления поезда на шпалы. Если устанавливался только один замыкатель, взрыв происходил под первым поездом, но если его включали совместно со взрывателем замедленного действия, то взрыв следовал по истечении определенного времени. В практике боевых действий были такие случаи: пять поездов проходили мину замедленного действия благополучно, а шестой вызывал взрыв.
Для уничтожения поездов применялись мины замедленного действия. Тщательно замаскированные от глаз машиниста такие мины взрывались неожиданно, вызывая крушение поезда. |
Таким образом, если в районе, который находился в руках противника, восстановлено движение на железных дорогах или шоссе, то из этого, вовсе не следует, что полностью устранена опасность езды на этих дорогах. Очень возможно, что на каком-нибудь участке притаилась мина, взрыв которой может принести неисчислимые бедствия. Вот почему каждая дорога перед эксплуатацией должна быть тщательно осмотрена.
Мины замедленного действия находили и могут найти самое широкое распространение для минирования устоев мостов, зданий, складов и других сооружений, оставляемых противнику. Кроме того, заграждение дорог может проводиться не только путем взрывов. Достаточно перекопать какой-нибудь участок вручную или экскаватором, как уже создается труднопреодолимое препятствие. А если такой перекопанный участок перекрыть легким настилом и тщательно замаскировать, то получится ловушка, в которую провалится первая проходящая машина или танк.
На лесных участках и в населенных пунктах устраиваются завалы из деревьев. Такие завалы применяли бельгийцы в первые дни империалистической войны на участке Гербереталь—Льеж, и это задержало передвижение германской конницы. Если неприятель на своем пути обнаружит завал, то его первой задачей будет растащить бревна или деревья и тем самым освободить дорогу. В самый разгар работы неожиданно происходит взрыв, и противник терпит большой урон — завал оказывается минированным. Для этого использовали заряды, ручные гранаты или артиллерийские снаряды, снабженные упрощенным взрывателем. Проволока от чеки взрывателя прикреплялась к ветке дерева, к бревну и т. п. Заряд и проволока тщательно маскировались. При растаскивании завала противник случайно выдергивал чеку, после чего немедленно следовал взрыв.
Упрощенный взрыватель позволяет минировать дорогу самыми различными предметами. От давления ноги человека или колеса повозки, гусеницы танка чека выдергивается, и происходит взрыв.
В империалистическую войну немцы очень искусно использовали упрощенный взрыватель. Часто на дороге можно было видеть брошенную винтовку. Но попробуйте поднять ее, и сейчас же последует взрыв! Кому могло прийти в голову, что среди брошенных предметов в оставленном окопе какой-нибудь безобидный шлем таил в себе смертельную опасность? И стоило кому-нибудь этот шлем поднять или отодвинуть в сторону, как сейчас же раздавался взрыв. Ничего не подозревавший человек либо погибал, либо получал тяжелые увечья. Стол, стул, шинель, дверь — все эти «мирные» предметы часто оказывались «дьявольским сюрпризом» неприятеля. Действие такого сюрприза достигалось очень немудреным способом: чека ударника-взрывателя соединялась с различными предметами, и стоило только пошевелить «сюрприз», как сейчас же следовал взрыв.
Упрощенный взрыватель позволяет минировать дорогу самыми различными предметами. Вот лежит, очевидно, кем-то забытая винтовка. Человек подымает ее и сейчас же следует взрыв. |
Кроме того, на лесных тропинках закапывались заряды, связки ручных гранат или артиллерийские снаряды, снабженные упрощенным взрывателем, а тонкая проволока от чеки протягивалась в траве или кустах. Человек, машина или лошадь, проходя по этой тропинке, задевали проволоку, вызывая взрыв.
На лесных тропинках закапывались заряды, ручные гранаты и т. п„ снабженные упрощенными взрывателями. Неприятельский солдат случайно задевал проволоку, и раздавался взрыв. |
Перечисленные виды заграждений далеко не исчерпывают всех возможностей в этой области. Так, например, в минувшую войну немцы в лесах устраивали ловушки таким образом, что при проходе бронемашины следовал взрыв, и на дорогу падали деревья впереди и позади этой машины. Люди выскакивали из броневика, с тем чтобы освободить себе путь, но засада противника открывала огонь, и машина захватывалась.
Надо помнить, что чем разнообразнее будут заграждения, тем труднее будет противнику производить свои операции. В этой области изобретательности сапера, химика, инженера предоставляется самый широкий простор.
Танки в современной войне найдут себе самое широкое применение. Борьба с ними будет вестись различными способами. Противотанковые пушки, бронебойные пули, обычная полевая артиллерия — все эти методы найдут свое место в системе обороны против танков. Но помимо активных средств, борьба с танками будет вестись средствами заграждений. Кроме усложненных естественных преград, возможно широкое применение искусственных противотанковых препятствий. Наиболее действительным из них является, так называемое минное поле, устраиваемое из противотанковых мин. Если танк наткнется на мину, то взрыв перебивает гусеницу и делает грозную машину инвалидом.
Борьба с танками будет вестись различными способами. На этом рисунке танк на полном ходу проваливается в яму, которая была тщательно замаскирована. |
В германской литературе высказывается мысль о необходимости самого широкого использования противотанковых мин, вплоть до минирования участков в 8—12 километров. Для того, чтобы полностью заминировать такой участок, требуется расставить от 48 тысяч до 60 тысяч противотанковых мин. Они являются наиболее эффективным препятствием против танков, но большая потребность и значительный вес таких мин ограничивают их широкое применение. Кроме того, танковая разведка всегда тщательно разыскивает минное поле, поэтому противник должен тщательно его маскировать. По опыту прошлых войн мы должны считаться с тем, что враждующие армии будут в самых широких размерах применять все виды заграждений для стеснения и затруднения действий противника. Это требует, от рядового бойца до высшего командования, умения не только знать устройство заграждений, но и быть готовым к их успешному преодолению.
Комментариев нет:
Отправить комментарий