Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

21 декабря 2021

Первые шаги воздухоплавания

В. ВИРГИНСКИЙ

Первый практически применимый воздушный шар был изобретен во Франции в 1783 году. В этом году совершены первые полеты на воздушных шарах. Изобретателями были братьи Жозеф и Этьен Монгольфье и физик Шарль.

Монгольфье весной 1783 года построили и испытали шар, наполненный горячим воздухом, а Шарль при помощи двух помощников —  механиков Роберов — изготовил в августе того же года шар, наполненный водородом.

Дальнейшие события развивались быстрым темпом. Об опытах Монгольфье и Шарль узнали парижские научные учреждения и правительственные круги, заинтересовавшиеся этим изобретением с военной точки зрения. Первые опыты по воздухоплаванию были встречены с энтузиазмом и широкими слоями парижского населения. 12 сентября братья Монгольфье произвели пуск шара в присутствии членов Академии наук, а через несколько дней продемонстрировали полет перед королем, придворными и членами правительства.

Но сами они на шарах еще не поднимались. Впервые человек поднялся в воздух 21 октября. Это были отважные аэронавты Пилатр де Розье и д’Арланд. 1 декабря на водородном шаре поднялись Шарль и Робер.

С начала 1784 года полеты на воздушных шарах обоих систем (Монгольфье и Шарль) стали частым явлением как в Париже, так и в провинции. Началось яростное увлечение шарами, для которого современники придумали даже особый термин: «баллономания» (баллон — по-французски шар).

Но вместе с тем начались и враждебные выступления против воздушных шаров. Многие реакционные деятели и журналисты считали все это ненужной и бессмысленной затеей, обреченной на провал. Играя на тупых предрассудках обывателей, они уверяли, что все воздухоплавательные опыты — сплошное надувательство, имеющее целью выкачать деньги из карманов доверчивой публики. В этой борьбе широко использовалась печать, в которой помещались различные карикатуры, сатирические куплеты, высмеивающие пионеров воздухоплавания.


На нижнем снимке вы видите одну из многочисленных карикатур на организаторов полета на усовершенствованном шаре типа «монгольфьера» 11 июля 1784 г. — аббата Миолана и физика Жанинэ. При наполнении аэростата горячим дымом вспыхнула оболочка шара. Собравшаяся толпа в ярости, что ее «обманули» и зря взяли деньги за вход, бросилась на горящий шар, разорвала его в клочья.

Здесь использовано созвучие имен: по-французски «Миолан» и «Жан-минэ» означает «Кот-мурлыка» и «Кот-Васька».

На заднем плане изображен горящий шар. Подпись гласит: «Горящий аэростат или большая группа забавных зверей, служивших развлечением города и двора (королевского В. В.)».


Когда известный воздухоплаватель Бланшар предпринял в 1784 году серию опытов по управлению воздушными шарами, он был встречен градом насмешек. Он действительно исходил из совершенна неправильной мысли, будто можно управлять воздушным шаром посредством рулей или лопастей, приводимых в движение вручную.

На Бланшара была нарисована обидная карикатура (см. рис. справа), изображавшая его шутом. Надпись гласит: «Безотказное средство управления шарами». Бланшар в дурацком колпаке и с трубкой у рта подвешен к шару, в который впряжена пара ослов.


Одновременно с начальными шагами воздухоплавания стали испытываться и первые парашюты. В 1785 году Бланшар начал систематические опыты с парашютами. Вскоре эти опыты были подхвачены другими аэронавтами. Тогда в журналах появился ряд карикатур на парашютистов. На одной из них (см. верхний снимок) изображен молодой человек, улетающий на парашюте от старой и безобразной особы, тщетно пытающейся удержать его. На заднем плане видно несколько дам, улетающих от своих мужей с помощью таких же парашютов.


Вверху справа — карикатура, высмеивающая безудержное увлечение шарами и «баллономанские» моды. На рисунках изображены «щеголь-физик» и «франтиха-физичка». Одежда их стилизована под воздушные шары. При этом щеголь говорит:

"Надоели крайне мне
И долги и поцелуи.
Где спасенье? — В вышине.
От долгов и дев бегу я".

Она отвечает, намекая на окружающий ее «горячий газ», т. е. водород:

"А я милее, чем другие
Так кто-ж летит за мною следом?
Все, что горит — моя стихия.
Моим шарам успех лишь ведом".


Шутливая карикатура справа изображает фантастический случай на таможне с маленькими воздушными шарами. Таможенники вскрыли случайно один ящик. Там оказалось множество воздушных шаров, которые мгновенно взлетели на воздух. Таможенники в ужасе, что товар уходит от них. Интересно, что на этом рисунке, наряду с водородными «шальерами», изображено два «монгольфьера» (снизу этих шаров вырывается горячий дым).


Эта карикатура (вверху слева) была опубликована в июне 1803 года. Она посвящена проекту воздушного десанта.

В революционных войнах при якобинском Конвенте Франция первая применила привязанные воздушные шары для военных целей. Однако Наполеон, еще будучи генералом Бонапартом, распустил воздухоплавательную роту и никогда не считал воздушные шары серьезным военным средством. Приводимая здесь карикатура появилась в то время, когда Наполеон подготовлял нападение на Англию. Совершенно ясен иронический характер рисунка (в условиях жестокой наполеоновской цензуры более резко нельзя было выступать). Художник нарочно выбрал устаревшую систему «монгольфьеров», причем под огромными шарами поместил нелепо маленькие лампочки, которые якобы способны нагреть в шарах воздух. Рисунок как бы подчеркивает нереальность всяких планов экспедиций против Англии.


Полеты на воздушных шарах производились в начале XIX в. уже почти во всех странах. Слева английская карикатура 1811 года, изображающая подъем шара, причем высмеивается глупость толпы, пришедшей в «телячий восторг» от такого зрелища.




Вверху одна из позднейших французских карикатур патриотического характера. Она посвящена систематическим подъемам французов на воздушных шарах из, осажденного Парижа во время франко-прусской войны 1871 года. Окруженные немецкими войсками парижане были изолированы от остальной Франции. Единственным средством сообщения с внешним миром оставались воздушные шары. Этим средством воспользовался, например, известный политический деятель Гамбетта. На карикатуре изображена типичная гондола — корзина свободных аэростатов того времени. Мы видим в ней мешки с балластом, якорь и т. п. К корзине прикреплены клетки с почтовыми голубями, при помощи которых посылались письма в Париж. Один из аэронавтов насмехается над немецким часовым, пытающимся прострелить шар.



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.