Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

26 декабря 2021

11 объективов

В 1925 г. за границей появилась миниатюрная фотографическая камера — «Лейка». Этот тип фотоаппарата очень скоро завоевал себе мировую известность. В 1935 г. в СССР начался серийный выпуск миниатюрной камеры «ФЭД», которая по своим качествам нисколько не уступала заграничной «Лейке». Она очень легка и весит всего 500 грамм. В качестве светочувствительного материала, на котором она работает, служит рулонная целлулоидная пленка, представляющая собой обычную киноленту. Такая пленка закладывается в специальную круглую металлическую кассету, которая вставляется внутрь камеры. Замена использованной кассеты производится на месте съемки. При чем исключается необходимость иметь при себе большое количество запасных кассет, так как только одна из них дает возможность произвести 36 снимков. Обладатель «Лейки», захватив с собой 10 кассет, может получить 360 снимков. В этом огромное преимущество «Лейки» перед обычным фотоаппаратом. Чтобы сделать простым фотоаппаратом те же 360 снимков, нужно взять с собой огромное количество стекла.

Лейка снабжена автоматическим затвором, допускающим экспозиции от 1 секунды до ее тысячной доли. Работая с «Лейкой», можно очень быстро производить снимок за снимком. Все эти преимущества сделали «Лейку» применимой в самых различных условиях съемок. При помощи этого аппарата можно получать снимки животных, птиц и людей в самых непринужденных позах и движениях. С появлением «Лейки» значительно облегчились съемки движущихся предметов и различных спортивных положений.

Снимки, сделанные «Лейкой», очень малы. Поэтому в дальнейшем с них делаются увеличения при помощи специального увеличительного аппарата, представляющего собой светонепроницаемый ящик, вверху которого расположен источник света, а внизу — объектив. Негатив помещается между источником света и объективом. Освещенное изображение снимка попадает в объектив, а из объектива падает на светочувствительную бумагу. Чем больше расстояние между бумагой и объективом, тем больше увеличивается изображение.

Ганнес Бекман — специалист-экспериментатор по фотографии — эмигрировал из фашистской Германии. ВОКС недавно пригласил его в СССР. Приехав в Москву, Ганнес Бекман посетил редакцию журнала «Техника-молодежи» и поделился опытом своей работы с новой моделью камеры «Лейка». Мы помещаем здесь несколько образцов этой работы.

На верхнем снимке этой страницы вы видите Ганнеса Бекмана со своей «Лейкой», в корпус которой ввинчен телеобъектив. Эта «Лейка» имеет 10 сменных объективов и 1 стандартный. Каждый из 10 объективов приспособлен только для определенного вида съемок. Так например один объектив хорошо передает портреты, другой —  пейзажи и высокие предметы, архитектуру, третий — спортивные моменты и т. д.

Верхний снимок «Набережная» (Прага) сделан «Лейкой» при помощи объектива «Эльмар» (фокусное расстояние 5 см) при диафрагме 4,5 в 1/40 долю секунды. Внизу — новая модель «Лейки» и ее объектив.

Это фотографический трюк. Если взять объектив Эльмара (фокусное расстояние 5 см) и установить его на старую камеру 13X18, то можно снять на пластинку 9X12 очень маленькие предметы. Они получатся гораздо больше своих натуральных размеров с резко очерченными контурами. На этом снимке вы видите наряду с другими предметами увеличенные изображения булавок. Приложите к одной но них настоящую булавку, и вы получите представление о действительной величине остальных предметов.

В снимке «Пейзаж в Богемии», который вы видите наверху, самое замечательное — облако. Посмотрите, с каким разнообразием оттенков оно передано. Сделан этот снимок при помощи широкоугольного объектива «Эльмар». Такие объективы применяются в тех случаях, когда надо охватить съемкой возможно большую площадь или снять высокие и широкие предметы с очень близкого расстояния. Для этого снимка была дана экспозиция в 1/30 долю секунды при диафрагме 4,5.

Вот два типичных портрета, сделанных при помощи «Лейки», в корпус которой был ввинчен объектив «Гектор». Портрет девушки интересен тем, что съемка его происходила при смешанном освещении (дневном и искусственном — электролампа в 200 ватт).


Этот снимок сделан Бекманом в Варьете при сильном свете прожектора. Для этого в соответствующее гнездо «Лейки» был ввинчен специальный объектив «3уммар». Экспозиция в 1/50 долю секунды оказалась вполне достаточной, чтобы при диафрагме 2 получить такой удачный снимок. Наиболее подходящей пленкой для этого и других показанных здесь снимков Бекман считает пленку средней чувствительности.

Большую художественность приобретают снимки, сделанные при помощи так называемого мягкорисующего объектива. Для этого Бекман пользуется «линзой Дуто № 0». Образец работы этой линзы представлен на нижнем снимке: «Прачка» (Чехословакия). Линза Дуто № 0 представляет собой обыкновенное стекло; тонкое, как всякий массивный фильтр. На поверхности линзы находятся семь концентрических кругов. Эти стеклянные круги и создают смягчающие эффекты снимка.

Миниатюрная камера «Лейка» вызвала совершенно особые приемы не только в технике съемки, но и в способах проявления снимков, а также в увеличении отпечатков.

Серьезным врагом негативов являются маленькие пылинки, пристающие во время сушки. При увеличении отпечатков пылинки превращаются в «кляксы» и «бревна». Вот почему Бекман сушит свои негативы при помощи ускорителя — обыкновенного спирта, куда погружается пленка перед сушкой.

Увеличение отпечатков Бекман советует производить на белой, глянцевой бромосеребряной бумаге. Увеличение портретов — на полуматовой, так как матовая бумага дает грязные тени на отпечатках.

Бекман считает важнейшим практическим правилом при работе с «Лейкой». большую экспозицию — быстрое проявление. Это правило вызвано необходимостью борьбы с зернистостью. При методе Бекмана проявление идет не во всей толще светочувствительного слоя, а только на поверхности его. Поэтому зернистость уменьшается настолько, что практически уже не обнаруживается на отпечатках.

Особенно настойчиво Бекман предостерегает от увлечения чрезмерным диафрагмированием объектива «Лейки», что отрицательно сказывается на снимках.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Дом в декаду | ТМ 1939-01

Вл. ДЛУГАЧ и Як. ШУР Перед вами прекрасное четырехэтажное здание новой школы. Трудно поверить, что это огромное строение возведено в декад...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.