Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

26 декабря 2021

МОРСКОЙ ЭКСПРЕСС

Инж. И. НИКОЛЬСКИЙ

Если вам нужно отправиться из Сочи в Сухум, вы можете воспользоваться автобусом. Ровно через 10 час. 15 мин, он доставит вас в Сухум. Вы можете поехать и морем, на быстроходном теплоходе. Тогда путешествие займет только 8 час, Это сейчас.

Но вот в ближайшем будущем, может быть даже в следующем году, из Сочи в Сухум можно будет проехать морем в четыре раза быстрее. Всего лишь два часа потребуется на это. Такой переезд вы сможете совершить на пассажирско-морском глиссере, который будет изготовлен к тому времени по проекту советского инженера В. А. Гартвига.

Глиссер, как известно, представляет собой судно, которое не плавает в воде, а скользит по ее поверхности. Это на много уменьшает сопротивление воды его движению и позволяет развить очень большую скорость. Глиссер приводится в движение подобно аэроплану — при помощи воздушного винта.

Благодаря скольжению по воде и отсутствию выступающих частей на днище глиссеры обладают исключительной проходимостью по мелководным рекам. Например, французы в своих африканских колониях пользуются глиссерами с воздушными винтами для передвижения по заросшим рекам и проходят по местам, доступным только туземным челнокам.

Эта способность глиссеров чрезвычайно ценна и для нашего Союза. Водные пути СССР составляют 400 тыс. километров, причем судоходством охвачено не более 15 проц.; остальная часть для этого слишком мелководна. Вот почему мы начали строить только речные глиссеры.

Но задача более быстроходного передвижения в море не менее важна. И вот недавно инженер В. А. Гартвиг сконструировал мощный морской пассажирский глиссер. Это первый глиссер такого типа.

Новый глиссер-гигант рассчитан на 150 человек. Он представляет собой две одинаковые лодки длиной по 24 метра и шириной почти по 12 метров. Лодки расположены на расстоянии 8 метров друг от друга и соединены мостом, образуя единую упругую систему.

В передней части каждой лодки расположены по два главных мотора и по одному вспомогательному, пульт управления и комплект необходимых приборов.

Водонепроницаемая дверь отделяет пассажирскую каюту от машинного отделения. В каюте размещены мягкие диваны на 58 мест в каждой лодке. В конце каюты расположен трап, выходящий на палубы кормы. Он служит запасным, аварийным выходом.

Между каждыми двумя диванами в бортовой стенке устроен большой круглый иллюминатор.

Главный выходной трап соединяет пассажирскую каюту с широким коридором, расположенным поперек глиссера, и через этот коридор распределяется поток пассажиров.

Впереди коридора расположен большой салон с 26 креслами у столов. Из салона открывается вид вперед и в стороны. В центре стены, отделяющей салон от коридора, находится буфет.

Эта каюта — салон в морском глиссере. Изящная и удобная мебель, тщательная отделка всего помещения, красивый вид, открывающийся из окон, — все это способствует спокойному и приятному путешествию.

Все управление глиссера сосредоточено в рулевой рубке водителя, которая размещена так, что из нее открывается круговой обзор.

В рубке на пульте сосредоточены все навигационные приборы: компас, указатели скорости по отношению к воде и воздуху, штурвал, машинный телеграф и ручка газа.

Водитель может усиливать по желанию действие рулей, используя различную силу тяги гребных винтов на правой и левой лодках. Это придает глиссеру большую маневренность. А использование вспомогательных моторов позволяет повернуть глиссер почти на месте, вокруг своей оси.

Рулевая рубка связана с машинным отделением электрическим и тросовым телеграфом.

Очень большое внимание уделено безопасности плавания. В глиссере устроено большое количество водонепроницаемых отсеков и двойное дно в пассажирских каютах. Каждая подушка на пассажирских диванах представляет собой спасательный пневматический нагрудник. Помимо этого, глиссер снабжен 4 пневматическими лодками из прорезиненной ткани. Две лодки всегда накачены воздухом, а две других могут быть накачены в несколько минут.

Так же тщательно обеспечивается и пожарная безопасность. Баки, содержащие горячее топливо, полностью изолированы от пассажирских помещений и находятся в конце моста.

Переборка, отделяющая машинное отделение от пассажирской каюты, обтягивается нержавеющей сталью и изготовляется из негорючих материалов. Все оборудование пассажирской каюты осуществляется из мало горючих или полностью негорючих материалов.

Глиссер оборудован специальным насосом для тушения пожара. Ручные огнетушители, расположенные в машинном отделении и пассажирских помещениях, дополняют противопожарное оборудование.

Конструктор позаботился, как следует, и об удобствах пассажиров. Прежде всего надо было уничтожить шум от работы моторов. Для этого придуманы специальные глушители. Везде применены толстые шумоглушащие прокладки, мягкая обивка стен, глухие окна. Все оборудование тщательно укреплено, чтобы не получалось дребезжания. Все это создает относительную бесшумность в пассажирских помещениях.

Внутренность глиссера и его оборудование отделываются деревом, покрытым бакелитовым лаком. Этот лак создает водонепроницаемую и огнебезопасную пленку с блестящей стекловидной поверхностью, производящей весьма приятное впечатление.

Полы делаются из бакелизированной фанеры и покрываются тонким линолеумом.

Мебель внутри пассажирских кают изготовляется из стальных труб и дерева. Все кресла и подлокотники обтягиваются плотной мягкой тканью.

Вентиляция всех помещений в глиссере делается искусственной. Роль вентиляции здесь особенно велика в связи с тем, что окна и иллюминаторы глиссера не открываются вследствие большой скорости движения. На стоянке подача воздуха осуществляется специальным насосом-вентилятором. На ходу воздух подается естественным напором. Нагнетаемый по системе трубопроводов, он распределяется в пассажирские и служебные помещения.

Производится также постоянное регулирование температуры. Для этого вентиляционный воздух пропускается сквозь калорифер, который нагревает воздух в осеннее время и охлаждает его летом.

Для освещения глиссера используется энергия динамо-машины, которая приводится в действие вспомогательным мотором правой лодки. И только на короткое время, при использовании вспомогательного мотора по прямому назначению, нагрузка переносится на аккумуляторную батарею. Основной тип осветительной арматуры, на глиссере — это плафон, вделанный в потолок или стену.

Каркас глиссера изготовляется из дерева, стальных труб и профилей. Конструкция его отличается большой прочностью. Глиссер выдерживает огромной силы удары о высокую волну. Он не ломается даже, если одна из его лодок будет защемлена так, чтобы другая повисла в воздухе.

Со скоростью 70 километров в час, легко и красиво будет скользить этот глиссер-экспресс по морской поверхности.

Двухлодочная система придает глиссеру высокую мореходность. Даже при волнении на море в 4 балла пассажир почти не будет испытывать качки, а только толчки, не больше чем при движении автомобиля по не совсем гладкой дороге. И эти небольшие толчки будут смягчаться пневматическими и пружинными подушками диванов.

Со скоростью 70 километров в час, легко и красиво будет скользить этот глиссер по морской поверхности.

Вот какой новый экспресс начнет курсировать скоро по нашим морям. В первую очередь он будет обслуживать линию Сочи—Сухум.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.