Засл. деятель науки проф. Л. С. ШТЕРН
Любая наука в своем развитии проходит три основных периода. Сначала идет описательный период. Это первая стадия науки, когда происходит наблюдение отдельных фактов и их простое описание. Затем наступает период аналитический, период изучения этих фактов, их связи и всестороннего анализа и объяснения. Наконец, наступает период синтетический. Это уже творчество. Здесь уже ученый сам создает, меняет факты по своему желанию, вмешивается в жизнь природы.
Физиология — наука о жизненных явлениях — проходит точно такой же путь развития. Первые физиологи описывали, кто как мог, различные жизненные явления организмов, описывали с большой точностью роль и работу тех или иных отдельных органов. Затем наступил дальнейший период изучения — установление связей между отдельными частями тела и определение функций этих частей. Это тесно связано с опытом, экспериментом: физиолог удаляет какой-нибудь орган и наблюдает, что в жизненных отправлениях животного или человека нарушается та или иная функция. Например, удаляется щитовидная железа, и в жизнедеятельности организма наступают определенные глубокие и весьма заметные изменения.
Мы, советские физиологи, вооруженные диалектико-материалистическим методом познания природы, прекрасно знаем, что конечная задача всякой науки — это не только познать те или иные явления, но и уметь изменять их. Перед осуществлением этой задачи и стоят сейчас физиологи. Мы учимся активно вмешиваться в жизнь различных организмов. Разумеется, конечная цель — это научиться управлять человеческим организмом, исправлять его недостатки, улучшать его жизнедеятельность. Это стремление к активному вмешательству особенно заметно у наших советских физиологов. И это не фантастические мечты, не утопия, а реальность завтрашнего дня.
Активное вмешательство в организм делается нам доступным благодаря не только развитию и большим успехам самой физиологии, но и благодаря тому, что физиологи опираются теперь на достижения других наук, на достижения химии, физики и техники. Благодаря этому физиологи уже в совершенстве овладели предыдущей ступенью науки — анализом и экспериментом.
Современный физиолог должен обязательно хорошо знать химию — неорганическую, органическую и физическую. Он должен в совершенстве владеть методами химического исследования различных элементов живого организма. Успехи современной химии позволили физиологам довольно точно определить состав тех химических веществ, которые играют в организме первостепенную роль. Возьмем, например, так называемые гормоны и витамины. От действия этих веществ зависят все химические процессы, совершающиеся в организме, а от этих процессов зависит вся биологическая жизнедеятельность человека или животного.
Химия помогла нам не только определить состав и механизм действия этих веществ, но и выделить некоторые из них в чистом виде. Некоторые гормоны уже получены в лабораториях искусственным путем. Сравнительно недавно была установлена химическая структура витамина А. Этот витамин содержится в жирах животного происхождения — в сливках, в сливочном масле, яичном желтке; особенно его много в рыбьем жире. Недостаток этого витамина в организме вызывает тяжелое заболевание глаз и приводит к острой потере зрения и даже к слепоте. При длительном отсутствии витамина А животные в конце концов погибают. Отсюда понятно, какое огромное значение имеет искусственное выделение витамина в чистом виде. И вот удалось установить элементарную химическую формулу витамина А и его молекулярный вес. Точные химические эксперименты помогли физиологам выделить из дрожжей витамин В₄, необходимый для роста и развития организма.
Какие перспективы открывают перед нами эти достижения физиологии и биохимии? Все это убеждает в том, что мы в ближайшем будущем овладеем тем ключом, который даст нам возможность активно вмешиваться в работу человеческого организма и направлять ее в нужную сторону. Уже сейчас установлено, что достаточно, например, принимать ежедневно только 0,02 грамма чистого препарата витаминов, чтобы защитить организм от рахита. И недалеко то время, когда развитие науки позволит использовать чистые препараты витаминов, полученных в лабораториях, на то, чтобы сделать человека более здоровым, крепким, работоспособным. Таким образом мы сможем сознательно управлять развитием и ростом человека.
На этом сложном и тонком аппарате в Институте физиологии изучают, как работает сердце лягушки. |
*
Физиология вооружена теперь самой разнообразной точной техникой. Еще не так давно для изучения какого-нибудь органа приходилось удалять его. Это уничтожало все связи его со всем остальным организмом, ставило его в ненормальные условия, и поэтому правильное познание роли и функции этой отдельной части было весьма затруднено. Теперь же мы располагаем такими методами, которые позволяют следить за всеми процессами и за работой отдельных органов, не отрывая их, не нарушая самой жизни. Я уже не говорю об использовании лучей Рентгена, — вещь широко известная. В самое последнее время выработан метод более тонкий. Это так называемая витальная микроскопия. Она разрешает с громадным увеличением — в тысячи раз — наблюдать клетки живого организма. Это сулит нам такие возможности, о которых еще недавно и мечтать было нельзя. Раньше все исследования физиологов останавливались у порога клетки, — этой основы всякой жизни. Дальше они идти не могли. Теперь же мы эту грань уже переступили и можем прекрасно видеть, что происходит в самой клетке.
Тончайшая техника создала так называемые микроманипуляторы, — аппараты, при помощи которых можно произвести те или иные воздействия (микроманипуляции) на весьма маленькие объекты, например на отдельную клетку и даже на ту или иную се часть.
Новейшая физиология начинает весьма широко пользоваться достижениями электрофизики и в особенности радиотехники. Недавно американские ученые стали применять усилители, содержащие до 47 электронных ламп. Эти усилители способны давать усиление в десятки миллионов раз. С помощью высокочувствительного струнного гальванометра удалось обнаружить электрические колебания в мозговой коре человека. Мы теперь знаем, что при усиленной умственной работе и при других раздражениях центральной нервной системы появляются определенные волны. В Чикагском университете использовали для регистрации таких биоэлектрических токов даже громкоговоритель. Исследователи раздражали различным шумом слуховой нерв, усиливали возбуждаемые при этом электрические токи и передавали их на громкоговоритель. При этом удалось распознать даже мелодии, тиканье часов и т. д. Точно так же удалось недавно с помощью телефона обнаружить в слуховом нерве в ответ на звук колебания, доходящие до 10 тыс. в секунду. Таким образом физиология стоит сейчас на пороге точного познания всего механизма нашей нервной системы, — области до сих пор наиболее темной и не поддающейся нашему активному вмешательству.
Сочетание витальной микроскопии с методом микроманипуляции, о которых мы говорили, дает возможность далеко продвинуть вперед вопрос о так называемых барьерах. Барьер — это то, что отделяет каждый орган от всего остального. Барьеры ограждают организм или его отдельные части от окружающей среды и делают его таким образом до известной степени независимым от происходящих в нем перемен. Например, кожный покров — это тот барьер, который защищает организм от температуры окружающей среды, ее влажности, от света и т. п. Так называемый ретикуло-эндотелиальный аппарат — это барьер, защищающий организм от болезней, благодаря своей способности задерживать и не пропускать в кровь различные микробы. Тот обмен, который происходит через эти барьеры, регулирует фактически все процессы, происходящие внутри каждого органа, каждой клетки.
Естественно, если мы научимся воздействовать определенным образом на эти барьеры, мы получим возможность изменять и исправлять по своему желанию работу нашего организма. Здесь на помощь физиологам и приходит точнейшая техника — витальная микроскопия и микроманипуляция. Нам удалось, например, сосредоточить действия ультракоротких волн на очень маленьком участке одной клетки — поверхностью в 4—4 микронов — и сосредоточить так тонко, чтобы стрелять именно только в необходимую точку. Эти опыты открывают чрезвычайно заманчивое будущее. Можно показать, что присутствие барьера в любом органе делает его доступным для всякой инфекции, т. е. для всякого заражения извне. Механизм здесь примерно таков: защитное сопротивление барьера пропадает, и тогда в данный орган может все проникнуть. Но если в орган могут проникнуть инфекционные агенты, то можно ввести туда и агенты положительные, оказывающие на данный орган желательное нам действие. Открывается возможность «снять барьер» искусственно и вторгнуться, активно вмешаться в деятельность того или иного участка организма и усилить или ослабить его. Но между отдельными органами существует тесная, взаимная связь. Поэтому через какой-либо барьер мы получаем ключ к управлению всем организмом.
Крысу подвергают облучению ультракороткими волнами. А затем определяют, какое действие они произвела на отдельные клетки. |
*
Приведенных примеров, думается нам, вполне достаточно, чтобы убедиться в том, насколько близко подошла современная физиология к задаче активного вмешательства в деятельность человеческого организма. Именно об этом следует говорить, как о недалеком и вполне реальном будущем нашей науки.
Мы, несомненно, сможем более успешно бороться с быстрым или преждевременным старением организма. Ведь старение человека — это не что иное, как результат определенных химических процессов в его организме. А физиологи стоят накануне овладения этими процессами, они смогут направлять эти процессы в определенное русло и поэтому в значительной мере изменять длительность жизни.
Насколько мир станет богаче и прекрасней, когда мы сумеем продлить творческую жизнь гениальных художников, ученых, общественных деятелей, когда старость отступит перед наступлением науки!
Возьмите, например, чрезвычайно интересную проблему — сон. Можем ли мы мириться с тем, что треть всей своей жизни человек тратит на сон, когда он отходит совершенно от действительности, погружается в какое-то состояние небытия. И здесь опять-таки глубокое изучение соответствующих химических процессов и овладение ими позволит физиологам удалять те вещества, которые вызывают состояние сна. Может быть, придется вводить в организм такие вещества, которые, наоборот, будут поддерживать бодрость и восстанавливать утраченные силы. Таким образом мы сможем удлинить жизнь не только по своей продолжительности, но и по интенсивности. Человек проживет значительно более плодотворную и богатую по содержанию жизнь.
Многие задают вопрос: можно ли человека сделать умнее, можно ли в нем развить какой-нибудь талант, например сделать его музыкантом, архитектором, поэтом? Ничего фантастического в этом нет. Разумеется, подобная задача — дело более отдаленного будущего. Что значит сделать человека умнее? Это значит как-то повлиять на материальную основу мысли. Понятие ума — весьма сложное понятие. В конце концов между глупым и умным разница не столько качественная, сколько количественная: один быстрее все улавливает и ассоциирует, быстрее на все реагирует, другой медленнее. Мы можем сделать человека более быстро и гибко реагирующим, более живым, — если удастся управлять соответствующим барьером. А не значит ли это, что мы сделаем человека более умным.
Мы уже прекрасно знаем, что щитовидная железа выделяет особое вещество — тироксин. Если железа работает плохо и тироксина не хватает, то человек тупеет, становится кретином. Следовательно, мы можем повысить деятельность мозга, увеличивая, скажем, количество тироксина в организме человека.
Вопрос о создании талантов, значительно сложнее. Здесь, видимо, немалую роль играет наследственность. Тогда мы должны научиться управлять генами — носителями этой наследственности.
Но это можно будет сделать, только действуя постепенно, создавая процесс эволюции, согласно хорошей французской поговорке: чтобы воспитать внуков, нужно начинать с дедушки.
Разумеется, все, о чем мы здесь говорим, нельзя понимать упрощенно и схематично. Наивно думать, будто физиологические институты и лаборатории превратятся в какие-то фабрики совершенного человека, откуда будут выходить в виде готовой продукции здоровые и красивые индивиды, умные и талантливые,
Надо помнить, что человек воспитывается и развивается в определенной общественной среде, и известных социальных условиях.
И эти условия откладывают огромный отпечаток на его физический и умственный облик, формируя этот облик.
Создавая новое социалистическое общество, мы создаем для человека именно ту обстановку, в которой он может развиваться наиболее полно и гармонично, во всю ширь своих физических и духовных сил. Но физиологи, разумеется, смогут вносить в человеческий тип свои существенные поправки, уничтожая его недостатки и развивая положительные качества. Это весьма почетная задача — помогать созданию совершенного человека коммунистического общества.
Комментариев нет:
Отправить комментарий