Акад. Г. М. КРЖИЖАНОВСКИЙ
Мы являемся единственной страной мира, строящей социализм. Это означает, что на базе раскрепощения человека от всех исторических пут прошлого, на базе новых отношений человека к человеку мы строим новое отношение человека к природе, мы даем небывалый разворот производительных сил нашего социалистического коллектива. На базе высокой материальной культуры мы строим величественное здание новой социалистической культуры, мы строим новую науку, новую технику, новое искусство, мы строим новые отношения науки, техники и искусства к человеку и человека к ним, мы строим нового человека.
Одна из основных отраслей, которые с особой выпуклостью показывают уровень материальной культуры страны, это электроэнергетика.
Электрификация является базой всего нашего народнохозяйственного строительства. Гений Владимира Ильича Ленина служит нам порукой, что в электрификации Страны советов мы идем правильным путем. Вспомните, как говорил Владимир Ильич о нашей отсталости. Вот его слова:
«Посмотрите на карту РСФСР. К северу от Вологды, к юго-востоку от Ростова-на-Дону и от Саратова, к югу от Оренбурга и от Омска, к северу от Томска идут необъятнейшие пространства, на которых уместились бы десятки громадных культурных государств. И на этих пространствах царит патриархальщина, полудикость и самая настоящая дикость. А в крестьянских захолустьях всей остальной России? Везде, где десятки верст проселка — вернее: десятки верст бездорожья — отделяют деревню от железных дорог, Т. е. от материальной связи с культурой, с капитализмом, с крупной промышленностью, с большим городом, — разве не преобладает везде в этих местах тоже патриархальщина, обломовщина, полудикость?»
Эти строки были написаны в 1921 г., т. е. в период обострения гигантской послевоенной разрухи, в тяжкий год, когда, казалось, костлявая рука голода сдавливала горло юной пролетарской республики. Знаменательно, что как раз в это же время был окончательно принят нашим правительством план электрификации страны, так называемый план ГОЭЛРО. Этот план, вопреки тогдашней разрухе, нес бодрую строительную весть для всей страны, намечались ставки, которые явственно говорили о нашем победоносном грядущем.
Вот что говорил по поводу этого плана сам Владимир Ильич:
«Мыслимо ли осуществление непосредственного перехода от этого преобладающего в России состояния к социализму? Да, мыслимо до известной степени, но лишь при одном условии, которое мы знаем теперь, благодаря одной громадной и завершенной научной работе, точно. Это условие — электрификация. Если мы построим десятки районных электрических станций (мы знаем теперь, где и как их построить можно и должно), если мы проведем энергию от них в каждое село, если мы добудем достаточное количество электромоторов и других машин, тогда не потребуется переходных ступеней, посредствующих звеньев от патриархальщины к социализму, или почти не потребуется».
Таковыми были ведущие, светоносные и пророческие слова Ленина. Как же отвечает им наша современная действительность?
Взглянем на нынешнюю карту СССР как раз в тех направлениях, которые указывал Владимир Ильич.
К СЕВЕРУ ОТ ВОЛОГДЫ...
Похожи ли нынешняя Карельская АССР и Кольский полуостров на ту страну непуганых птиц и полунощного солнца, которой был этот край в дооктябрьский период. Кто не знает о Хибиногорско-Кандалакшском узле добычи и переработки апатита. Кто не знает, что здесь мы имеем огромные запасы железных руд, никеля, редких металлов, лесных ресурсов экспортного значения.
План ГОЭЛРО говорил о возможности постройки мощных гидроцентралей на реках Ниве и Туломе. Сейчас уже работает гидроцентраль Нива-II мощностью в 60 тыс. киловатт и строится Тулонская на 44 тыс. киловатт. Общая мощность
нивских гидроцентралей будет равна 144 тыс. киловатт. В районе Кондопоги, кроме Кондопожской гидроцентрали, первая очередь которой была мощностью в 4,9 тыс. киловатт, в постройке находится вторая очередь мощностью свыше 21 тыс. киловатт. Обе эти очереди являются электроэнергетической базой мощного целлюлозно-бумажного комбината. В недавние дни страна наша торжественно отмечала открытие в этом крае великой сталинской водной магистрали — Беломорско-Балтийского канала. Три наиболее крупных гидроцентрали на этом канале дадут 700 млн. киловатт-часов электроэнергии. Эту энергию ждут развертывающиеся здесь крупнейшие энерго-лесохимические, энерго-металлургические комбинаты и разнообразные производства электроемкого характера: алюминий, ферросплавы и т. д.
К ЮГО-ВОСТОКУ ОТ РОСТОВА-на-ДОНУ...
Здесь находится ЗСФСР, которую мы называем ныне страной черного золота и белого угля.
Добыча нефти возросла с 7,4 млн. тонн в 1913 г. до 23,4 млн. тонн в 1935 г. Бакинские электрические станции дают сейчас мощность в 278 тыс. киловатт, а гидроэлектроцентрали Закавказья — Загэс, Рионгэс, Дзорагэс, Эриванские станции — являются мощной опорой разворота индустриализации и мелиорации этого прекрасного края. Черная и цветная металлургия, субтропические культуры, колоссальные ирригационные работы, свыше 500 километров электрифицированных транспортных путей — это ли не мощный удар по вековой инерции великолепного по своим природным ресурсам края?
Не отстает и Северокавказский край. Разве не соревнуются на наших глазах Дагестан, Чечено-Ингушская область и область Североосетинская по линии индустриализации и развития новых социалистических форм своего сельского хозяйства? Разве не на наших глазах Кабардино-Балкарская область сделалась передовиком в социалистическом переустройстве своего сельского хозяйства и вступила в период своей собственной тяжелой индустрии с опорой на новую Баксанскую гидроцентраль? А ведь как раз эти-то края и слали в свое время лихие «дикие дивизии», являвшиеся послушным орудием черносотенцев.
К ЮГО-ВОСТОКУ ОТ САРАТОВА... К ЮГУ ОТ ОМСКА И ОРЕНБУРГА...
Перед нами Казахстан, перед нами наши Среднеазиатские республики. Каким непробудным сном спали в Казахстане — колонии царской России — огромные запасы здешних рек и угля и запасы цветных металлов мирового значения! Ныне на базе одной только Ульбинской гидроцентрали мы доводим к концу второго пятилетия в Большом Алтае добычу свинца до 35 т. тонн и добычу меди до 50 т. тонн. Но нам неизбежно придется идти на приступ Иртыша, 8 основных установок которого дадут новый мировой гигант общей мощностью свыше 2 млн. киловатт. Этот гигант позволит нам утилизировать полиметаллические руды края, развить здесь угледобычу, легкую промышленность, технические культуры и крупное животноводство, прочное начало которого уже положено на наших глазах. Караганда, Прибалхашье, Эмбинский нефтяной район, Карсакпайский медеплавильный завод, Чимкентский полиметаллический завод, Актюбинский химический комбинат, гигантская артерия Турксиба и энергетическая база целого ряда теплоцентралей и электростанций с общей мощностью свыше 150 тыс. киловатт, — таков социалистический Казахстан, подлинный носитель того света, которым освещается древний Восток с высот коммунизма. Не меньшее историческое значение имеет и подъем за годы первой и второй пятилеток наших Среднеазиатских республик. Он прямо пропорционален развороту их энергетической базы, которая поднимается с жалких 3,6 тыс. киловатт мощности до 300 тыс. киловатт к концу второй пятилетки. Первенствующую роль здесь будет играть находящаяся в постройке Чирчикская гидростанция мощностью в 140 тыс. киловатт. На ее базе будет развернуто производство 60 тыс. тонн связанного азота электролитическим методом. Но это лишь первая очередь подхода к водно-энергетическим ресурсам края, которые в дальнейшем будут измеряться миллионами киловатт (10 установок системы Чирчик и системы Нарына). Предельно благоприятные условия по инсоляции, огромные фонды способных к орошению земель, богатейшие запасы разнообразных полезных ископаемых — все это является превосходной базой для бурного подъема Среднеазиатских республик. 60 тыс. тонн связанного азота обеспечивают химизацию миллиона гектаров хлопковых посевов, а вся программа ирригационных работ имеет в виду охватить площадь в 2 млн. гектаров. Медные руды Алмалыка обеспечивают производство меди мощностью в 150 тыс. тонн. Недавно открытые месторождения Кара-Мазарского и Могол-Таусского районов дают возможность организовать ежегодное производство свинца в цинка в размере по 100 тыс. тонн каждого из них. Разворот собственной хлопчатобумажной, шелковой и трикотажной промышленности, сельскохозяйственное и транспортное машиностроение в Ташкенте, эксплуатация могучего бассейна реки Вакш, который на 200 тыс. киловатт превышает ресурсы Ниагары, подъем добычи нефти до 1450 тыс. тонн к концу второй пятилетки, а добычи угля — до 3 млн. тонн, — таковы далеко не полные черты хозяйственного расцвета Среднеазиатских республик.
К СЕВЕРУ ОТ ТОМСКА...
Район вечной мерзлоты — так именовались бескрайние пустыни Севера в их довоенном прошлом. Что мы имеем здесь ныне? Опорные базы советской Арктики, прорезанные Великим северным морским путем челюскинцев; базы, обладающие огромными богатствами недр, богатствами морского и пушного зверя. Порт Игарка на Енисее, выросший в город с несколькими десятками тысяч населения, со своими тремя лесопильными заводами и графитной фабрикой, колоссально развившаяся золотая промышленность северных районов Сибири и Якутской АССР; бескрайние тундры, таящие в себе исключительные запасы энергетических ресурсов в торфе и в углях...
Таким образом и лютый север, бывший, казалось, неисчерпаемым запасом враждебных человеку сил природы, сдает свои форпосты один за другим, покорно подчиняясь державной пролетарской воле.
*
Когда-то Владимир Ильич спрашивал меня, в какой степени электрическое хозяйство может быть централизовано, можно ли сделать таким образом, чтобы воля центра могла с мгновенным эффектом давать себя знать в обширных районах страны? И мне приходилось развивать Владимиру Ильичу планы разворота электрических сетей около централизованных источников вырабатываемой государством электрической энергии, около так называемых районных электрических станций.
Перед нашим умственным взором тогда проносились далекие и по расстоянию от нас и по своим масштабам электроэнергетические системы США и возникающие со стремительной быстротой электроэнергетические колоссы Германии. Как порадовался бы Владимир Ильич, если бы в те годы я мог сказать ему, что примерно уже в 1934 году электросистемы СССР выйдут на первое место в Европе и что диспетчеры таких систем, стоя у своих щитов, будут властно командовать самыми разнообразными энергетическими агрегатами, связанными электрическими сетями, перекрывающими протяжения в 500—700 километров, т. е. по западному масштабу на протяжениях, соответствующих значительным государственным системам. А ведь все это — уже наша замечательная действительность, созданная непреклонной волей большевистской партии под руководством великого Сталина.
Уже сейчас по важнейшим технико-экономическим показателям электрификации мы устанавливаем мировые рекорды. Мы работаем на наших электрических станциях с максимальным числом часов годичного использования мощности, с наиболее высоким коэффициентом полезного действия, мы идем в первых рядах по правильной организации комбинированной выработки тепловой и электрической энергии, устанавливаем мировые рекорды по теплофикации. По централизованности наших электросистем, по переходу к высокомощным и технически совершенным агрегатам в них, по освоению местных видов топлива и гидроресурсов мы уже идем в первых рядах мировой электроэнергетики. Наряду с первоклассной гидроцентралью мира — Днепровской гидроэлектрической станцией — мы по праву можем гордиться нашими электроцентралями на торфу, ряд которых является передовыми в мире.
Такое же передовое место мы занимаем и в электрификации социалистической индустрии. Рабочие на фабриках и заводах нашей промышленности ныне вооружены уже в среднем 3500 киловатт-часами электроэнергии, падающей на каждую рабочую единицу в течение производственного года. А электровооруженность рабочего германской промышленности составляла в 1930 г. всего 3 тыс. киловатт-часов. Это означает, что индустриальный труд у нас с каждым годом становится в условия наиболее высокой технической культуры, что старые физически тяжелые профессии отметаются в корзину истории, что вся обстановка нашего индустриального труда на фабриках и заводах не только оздоровляется, но и создает все нужные предпосылки для нового гигантского подъема производительности.
В первые годы революции у многих еще было такое представление, будто сама природа нашей страны по бедности своих энергоресурсов идет против нас. Если бы это было так, то по линии всей нашей электроэнергетики, а следовательно и всего нашего хозяйства нам было бы крайне трудно продвигаться вперед. И враги наши не замедлили бы использовать это обстоятельство. По счастью, дело обстоит совершенно не так. Не природа нашей страны бедна своим фондом энергоресурсов, а были бедны сами мы по знаниям, научным обследованиям этих ресурсов.
В 1913 г. весь фонд известных ископаемых углей в нашей стране составлял всего 223 млрд, тонн. Теперь этот фонд мы исчисляем в 6 раз больше — в 1300 млрд. тонн. Геологические запасы нефти мы определяем в 3 млрд, тонн, занимая в этом отношении первое место в мире. Запасы наших горючих газов мы определяем в 986 млрд. куб. метров. И здесь наша страна стоит на первом месте в мире. Нечего и говорить, что по лесным ресурсам это первое место по мировому счету уже давно обеспечено за нами, как обеспечено первое место и по запасам торфа.
Но особенно велика переоценка ценностей по подсчету наших гидроресурсов. Мощность всех рек дореволюционной России была оценена несколько менее чем в 15 млн. киловатт. Ныне, когда мы не изучили еще наших рек, мощность их исчисляется в 210 млн, киловатт. Таким образом и в этой области нам принадлежит первое место в мире.
Итак со стороны природы нам отказа нет. Дело только за нами. Дело только за мобилизацией наших сил. Вот почему т. Сталин был так глубоко исторически прав, утверждая, что в наши дни кадры решают все.
16 лет назад, при составлении плана ГОЭЛРО, мы стремились к тому, чтобы его ведущие линии были основаны на данных мировой науки. Наши усилия увенчались успехом. Теперь при новой и неизбежной мобилизации сил новая крепкая спайка с наукой, действительное освоение высот науки и техники, — таков наиболее надежный путь этой мобилизации, путь наиболее экономного использования наших кадров и наиболее действенного их воспитания.
В плане ГОЭЛРО мы говорили, что нам надо вооружиться до зубов тем же оружием электричества, которым вооружены борющиеся с нами капиталистические страны Запада. Теперь мы с законным правом можем сделать новую ставку. Мы должны вооружить наших трудящихся, жизнь и работоспособность которых имеет такое решающее значение для всего мира трудящихся, более совершенным орудием науки и техники, чем вооружены наши зарубежные противники.
Мы перекроем всю страну нашу сетью высоковольтных электропередач, мы установим новые мировые рекорды в самом понятии о высоких вольтажах, мы найдем новые методы по превращению постоянного тока в переменный и обратно, мы разработаем методику экономичного получения высоковольтажного постоянного тока, мы сделаем особый нажим на использование таких природных энергий, которые возобновляются и потому практически неисчерпаемы, вновь и вновь мы будем пересматривать то орудие техники, с которым мы подходим и к гидроэнергии, и к колоссальным запасам ветроэнергии, и к первоисточнику всех энергий — солнечным излучениям.
Мы можем смело глядеть вперед. Мы знаем, что все эти огромные задачи будут нами выполнены, ибо у нас есть миллионы людей, способных творить замечательное дело, ибо у нас есть большевистская партия, которая ведет этих людей от одной победы к другой. Нас вдохновляет к этим победам гениальный и мудрый Сталин.
Развертывающееся на наших глазах стахановское движение свидетельствует о внутренней крепкой спайке нашего пролетариата со всем нашим социалистическим строительством в его великом целом. Это новая форма того «великого почина», на который так рассчитывал т. Ленин.
Единым фронтом работников науки и передовиков нашей индустрии мы утверждаем: грядут новые великие перемены, начинается новая спайка научно-теоретической мысли и работников станков и полей, и нет таких сил старого мира, которые могли бы противостоять этой новой мобилизации наших сил!
Комментариев нет:
Отправить комментарий