Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

14 октября 2021

Стахановские смены

А. ФЕДОРОВ

На угольных шахтах Донбасса в декабре 1935 г. впервые зародилась мысль о переходе от работы стахановскими методами отдельных рабочих к стахановской работе целых шахт. Организационной формой такого перехода явились стахановские смены.

Шахта им. Феликса Дзержинского (Горловский район) одна из крупнейших в Донбассе: 750 тысяч тонн угля — таким было производственное задание шахты на 1935 г.

Коллектив шахты готовил стране подарок. Было решено выполнить годовой план на месяц раньше срока, к 1 декабря. Ноябрь приближался к концу. На шахте планировали по дням добычу угля, тщательно учитывали технические возможности.

Строгие подсчеты показали, что для полного выполнения годовой программы не хватит около полутора тысяч тонн угля.

30 ноября на шахте выходной день. Встал вопрос о его использовании. Предложение дать недостающее количество угля в одну смену казалось многим невыполнимым. В среднем за последнюю декаду ноября добыча угля составляла 907 тонн в смену.

Однако треугольник шахты подхватил это предложение. Было решено, что 30 ноября в шахте работает только одна смена. Партийная организация шахты предложила сделать эту смену сборной, сосредоточив в ней только самых лучших людей шахты — стахановцев.

На «Дзержинке» стахановцем считают того, рабочего, который систематически выполняет норму не менее, чем вдвое. На шахте работает 2663 человека, из них уже к концу ноября 570 являлись стахановцами.

Подготовка смены началась заблаговременно. На совещании инженеров и техников 25 ноября зав. шахтой т. Корчагин сделал сообщение о стахановской смене. На участках созываются собрания рабочих, обсуждается один вопрос — каким образом увеличить производительность участка. В Доме культуры состоялось широкое рабочее собрание. Тот же вопрос прорабатывается на комсомольских группах.

Начальники участков заранее выдвинули кандидатуры участников стахановской смены. Они утверждались треугольником шахты.

Разгорелась борьба за право участия в стахановской смене. Последние дни ноября люди старались работать лучше, для того чтобы быть участниками этой смены. Желающих участвовать в работе было столь много, что удовлетворить всех не было никакой возможности.

Каждому участку было дано определенное производственное задание из расчета — выдать всей шахтой за смену не менее 1500 тонн угля. Начальники участков установили конкретное производственное задание каждому работающему. Еще за два дня до стахановской смены каждый забойщик, машинист электровоза, крепильщик и уборщик породы получили короткую записку с указанием места и времени работы, фамилии десятника и бригадира. Вверху крупным шрифтом сообщалось задание участника в целом и данного рабочего.

Развернулось соревнование за перевыполнение этих заданий. Горняки брали на себя повышенные обязательства.

Успешная работа забойщика должна дополняться хорошей работой крепильщика.

Стахановская смена потребовала большее количество леса, чем обычно, и лес был не только спущен в шахту, но и завезен на участки.

Уголь из шахты поднимается на поверхность при помощи особого лебедочного устройства. На рудничный двор шахты, расположенный глубоко под землей (нижний горизонт шахты им. Дзержинского находится на глубине 516 метров), прибывают с участков вагонетки, нагруженные углем. Автоматически уголь высыпается из вагонеток в особую металлическую коробку, называемую скипом. Лебедка поднимает скип вверх, на поверхность земли.

Проектная мощность скипового подъемника равнялась 26 рейсам в час. Это означало, что выдача угля «на-гора» не могла превысить 1200 тонн в смену. Подсчет был весьма прост: за один подъем скип выдает 6,37 тонны угля; эта цифра, умноженная на 26, давала «предельную» по существующим нормам часовую производительность. Подъемное устройство становилось «узким» местом.

Подумав и подсчитав, инженеры нашли возможным увеличить количество рейсов скипа за счет изменения скорости подъема. Издавна скип знал одну скорость — 6 метров в секунду.

30 ноября он впервые пошел вверх со скоростью 8 метров в секунду. Вопрос с выдачей угля таким образом был решен.

В штреках темно. Освещая путь одной электрической лампочкой, бежит электровоз. Он тащит 20 «пульманов» — вагонеток с углем. Каждая вагонетка весит 1 тонну. Малейшая неисправность пути или стрелки приводит к тому, что вагонетка сходит с рельс. Хуже бывает, когда у вагонетки лопается ось и она опрокидывается. Длительный простой. Вызывается бригада слесарей. Подбирается высыпавшийся уголь. Прекращается отвоз угля из забоя.

Работники шахтного транспорта понимали, что увеличить обычную производительность транспорта хотя бы вдвое можно было только в случае полной ликвидации простоев и аварий.

«Очень тщательно я готовился к рекордной вывозке угля в стахановскую смену, — говорит дорожный техник т. Шалимов, — я проверил состояние путей, всех стрелок на рудничном дворе и квершлаге, каждый стык рельс на штреке моего участка «Мазурка»—восток. Расставил и рабочую силу таким образом, чтобы в любую минуту устранить все помехи в работе откатки».

В шахте, невдалеке от подъемника, в главном коридоре — так называемом квершлаге — находится центральная стрелка. Здесь же квершлаг разветвляется на множество боковых коридоров —  штреков. На центральной стрелке часто создавались пробки. С разных участков поступали поезда с углем. Случалось, что к стрелке подъезжало одновременно несколько составов. Возникали споры, кому первому ехать под разгрузку.

Начальник движения т. Разварин впервые в практике работы шахты составил график распределения составов по участкам и оборота вагонеток, электровозов и лошадей. Движение подчинилось определенному плану.

Машинисты электровозов и коногоны, получив график, впервые работали по расписанию. Каждый из них знал, во сколько времени и на какой участок ему нужно ехать.

Также старательно были осмотрены и приведены в порядок механизмы, вырубающие уголь: врубовки, отбойные молотки, обушки. Была просмотрена вся система труб, подводящих сжатый воздух к отбойным молоткам.

Поздно вечером 29 ноября зав. шахтой снова собирает начальников участков. Последняя проверка показывает, что шахта готова к первой стахановской смене.

*

Отдельные рабочие могут самостоятельно дать рекорды высокой производительности труда, но организация работы стахановскими методами целой смены немыслима без того, чтобы в стахановское движение не включились и не возглавили сами командиры производства.

«Я не мог остаться на поверхности, когда шла первая стахановская смена, — говорит начальник участка «Пугачевка»—восток т. Никулин. — Эта смена возлагала на меня исключительную ответственность».

«Ночью 29 ноября за 8 часов до начала стахановской смены я еще раз пошел на участок, чтобы убедиться, все ли там в порядке»,— рассказывает Андреенко, десятник участка «Соловьевка»—восток.

Во время стахановской смены начальники участков были и шахте и непосредственно руководили работой.

30 ноября рабочие стали появляться в нарядной еще с 3 часов утра. Этого не требовало дело, но все спешили на шахту. Обычно выдача нарядов заканчивалась в 6:30 часов утра. 30 ноября наряд кончился в 5 часов утра — за час до начала работы.

Ровно в 6 часов утра первый нагруженный углем скип пошел «на гора». Повышенная скорость подъема была быстро освоена — за первый час работы подняли 19 скипов, за второй — 31, за третий уже — 32 и т. д. Подъемными механизмами управляли лучшие люди электромеханического цеха тт. Лысачев, Галка, Левчюк и др.

С исключительной четкостью работали механизмы. Не было обычной суеты, криков, ругани. Все работали уверенно и спокойно, стремясь наиболее производительно использовать каждую минуту своего времени.

Вот что, например, рассказывает т. Анищенко — начальник участка «Мазурка»—запад о работе в стахановскую смену:

«Забойщики тт. Барабаш, Щульдяков и Даниленко вырубили в смену по 15 кв. метров угольного пласта при норме в 3 кв. метра. Бригада машинистов врубовых машин — тт. Мосин, Живолупов, Тимохин — вместо 30 кв. метров пласта по плану нарубили втрое больше».

Откатка блестяще справилась с поставленными задачами. Машинист электровоза т. Шепелев вывез за смену 160 вагонеток угля вместо обычной нормы в 60. Коногоны Сопин, Семочкин, Щетина и Чергин перевыполнили свою норму более чем вдвое.

Общая добыча за первую стахановскую смену превысила все ожидания. 1721 тонна угля была выдана «на-гора» в течение одной смены.

Шахта № 12 Подмосковного бассейна. Доска показателей выработки лучших мастеров.

*

В дальнейшем рабочий состав первой стахановской смены был закреплен. У руководителей шахты им. Дзержинского спрашивали, не делают ли они ошибку, сосредоточив всех лучших людей шахты — стахановцев в одной смене, не будут ли две другие смены, оставшись без стахановцев работать хуже, чем они работали до сих пор. Партийный организатор шахты т. Щербак на это отвечал:

«Мы глубоко верим в силы наших рабочих и не сомневаемся, что в самые ближайшие дни во второй и третьей сменах появятся сотни новых стахановцев».

Действительность подтвердила правильность расчетов руководителей. Смена, составленная из стахановцев, закрепила свою производительность на высоком уровне, давая ежедневно 1200— 1300 тонн вместо 907 тонн в ноябре. Две другие смены, соревнуясь с первой, старались не отстать. Появились новые стахановцы.

Уже 12 декабря все три смены шахты им. Дзержинского работали по стахановски. На шахте проводились первые стахановские сутки, они дали небывалую еще добычу — 4000 тонн угля. Руководители шахты, изучив опыт первых стахановских смен, сумели перейти к стахановским суткам, а от стахановских суток путь лежит к каждодневной работе стахановскими методами, к стахановской шахте.

Стахановская смена, организованная 30 ноября, показала всему коллективу шахты им. Дзержинского, что так называемая проектная мощность предприятия не является пределом его производственных возможностей.

«Дзержинку» проектировал днепропетровский филиал Шахтстроя. В составлении и утверждении проекта принимали участие виднейшие специалисты Советского Союза, а также немецкие и американские консультанты. Максимальная производительность шахты должна была составить 1045 тонн угля в смену. По существующим планам шахта могла освоить эту производительность только в 1945 г. Для 1935 г. средняя производительность за одну смену планировалась в 800 тонн. Проект оказался опереженным на 10 лет.

В чем же основные причины высокой производительности во время стахановской смены? Может быть в увеличении количества работающих? Нет, это неверно. Высокая производительность первой стахановской смены была достигнута в условиях уменьшенного против обычного числа рабочих. В последней пятидневке ноября число работающих на шахте им. Дзержинского в среднем составляло 580 человек в смену. В стахановскую смену работало всего 417 человек.

Может быть высокую добычу следует объяснит большей насыщенностью механизмами? Нет, это также будет неверным, в шахте не прибавилось ни одного механизма.

Производственные победы стахановской смены являются итогом прежде всего большой подготовительной работы, правильного подбора и расстановки людей и механизмов, соответствующей подготовки механизмов и оборудования, обеспечившей их безотказную работу, налаженной работой вспомогательных участков, транспорта и т. п.

За третью декаду ноября производительность забойщика составляла в среднем 4,9 тонны угля за смену, в первую стахановскую смену она возросла до 10,5. Удельная производительность одного подземного рабочего соответственно повысилась с 1,6 тонны до 4,1 тонны. Производительность электровоза, никогда не превышавшая 150— 170 тонно-километров, в стахановскую смену возросла до 280 тонно-километров. Количество аналогичных примеров можно увеличить.

Блестящий опыт дзержинцев, поддержанный Донецким обкомом и Наркоматом тяжелой промышленности, быстро перебросился на другие шахты Донбасса.

Всюду стахановские смены давали повышенную против обычного добычу угля. Но руководители отдельных шахт не поняли, что стахановские смены являются подготовкой к постоянной работе всей шахты стахановскими методами. Они подменили плановую, технически продуманную подготовку стахановской работы погоней за однодневными «рекордами».

Одна из крупнейших шахт Донбасса — «Кочегарка» 6 декабря 1935 г. работала по стахановскому методу и выдала 4825 тонн угля против обычной производительности в 3600 тонн. Но на шахте забыли о завтрашнем дне. Порода не вывозилась на поверхность, лес в шахту не спускался, ремонтные работы отсутствовали. В результате на другой день шахта смогла дать только 76 процентов своего планового задания. Аналогичное положение имело место и на шахте им. Ленина.

Эти недостатки были, однако, единичны и немедленно исправлялись руководителями шахт.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.