Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

26 сентября 2021

Техника итальянской армии

Е. БОЛТИН

Нападение итальянского фашизма на маленькую полуколониальную страну — Абиссинию приковало внимание всего человечества к этой небольшой части Африки. Названия абиссинских городов, где разыгрались первые события войны, — Адуа, Адиграт, Макале, — известны сейчас каждому грамотному человеку. Но эти города не впервые обращают на себя всеобщее внимание: именно здесь 39 лет тому назад, в марте 1896 г., итальянская экспедиционная армия под командованием генерала Баратьери потерпела жестокое поражение от абиссинских войск, руководимых негусом Менеликом. История знает мало таких катастрофических неудач, как постигшая итальянцев в бою под Адуа: 58 процентов офицеров и 68 процентов солдат из 20-тысячной армии Баратьери никогда больше не увидели берегов родной Италии...

Несомненно, что этот исторический опыт кое-чему научил итальянцев: недаром они готовили в 1935 г. свою «экспедицию» в Абиссинию столь тщательно. Итальянское командование пытается достичь быстрой и относительно легкой победы над абиссинцами при помощи подавляющего превосходства современных средств военной техники: самолетов, танков, артиллерии, автоматического стрелкового оружия и т. п. Будущее покажет, насколько оправдаются эти надежды. Во всяком случае война не будет, по-видимому, столь короткой и победоносной, как на это рассчитывали итальянские империалисты.

*

Современная итальянская армия мирного времени официально насчитывает зимой 200—220 тыс. человек; летом это число увеличивается до 320—375 тыс., за счет расширения контингента обучаемых. Но, очевидно, действительная цифра превышает сейчас официальную, ибо в одной Абиссинии еще задолго до начала войны итальянские силы насчитывали не менее 100 тыс. войск.

Вооружение итальянской армии современной военной техникой связано с большими трудностями, ибо Италия — страна бедная естественными ресурсами и особенно теми видами сырья, в которых нуждается военная промышленность. Например, отечественная добыча каменного угля покрывает всего 5 процентов потребности. Чугун, сталь, хлопок, шерсть — все это Италия также вынуждена в значительной мере ввозить из-за границы. Тем не менее в послевоенные годы Италии удалось довольно широко развернуть некоторые отрасли промышленности, имеющие военное значение, и прежде всего — автомобильную и авиационную промышленность.

Развитие автопромышленности создало базу для быстрого роста итальянской авиации, которая является сейчас одной из сильнейших и лучших в мире. Уже в конце мировой войны, за один только 1918 г., Италия смогла произвести 6523 самолета и 14 820 моторов; сейчас производственная мощность авиапромышленности значительно возросла, хотя трудно сказать, каковы ее подлинные возможности, так как это держится в строгом секрете. Во всяком случае в мирное время итальянская авиация насчитывает 2—3 тыс. самолетов, в большинстве — новых систем; а десяток действующих крупных авиазаводов может быстро увеличить эту цифру в несколько раз.

Италия отправляет военные самолеты для войны с Абиссинией. Погрузка самолетов на пароход в Неаполе.

В Италии больше чем в любой другой стране пропагандируется значение крупных воздушных сил; причина этого лежит в географическом положении Италии как средиземноморского полуострова. Создав крупный воздушный флот, Италия поставила под угрозу исконное британское владычество в Средиземном море, где английский морской флот до сих пор господствовал безраздельно. Все базы британского флота в Средиземном море — Гибралтар, о-в Мальта, порты Египта и ближайший морской путь Британии через Гибралтарский пролив и Суэцкий канал в Индию — находятся под ударом итальянской авиации. Отсюда понятна тайная пружина «благородного» негодования Англии по поводу захватнических аппетитов итальянского фашизма в Африке. Британская империя боится за свое положение хозяина Средиземного моря, за кратчайший путь, соединяющий метрополию с ее важнейшей колонией — Индией.

Технический уровень итальянской авиации весьма высок. Обращено большое внимание на строительство тяжелых бомбардировочных самолетов. Образцом современного тяжелого. бомбардировщика является самолет «Капрони 90 РВ». Этот шестимоторный гигант вооружен десятью пулеметами и пушкой, подымает шесть тонн бомб и обладает радиусом действия до 600 километров. Такие самолеты уже громили беззащитные города в Абиссинии.

Отличные самолеты — легкие бомбардировщики, разведчики и истребители — выпускает завод Фиат. Хорошими самолетами вооружена также итальянская морская авиация; среди них наиболее известен самолет «Савойя», подымающий до тонны бомб и обладающий радиусом действия в 300—400 километров.

Чрезвычайно характерно, что в итальянских взглядах на боевое использование авиации преобладает точка зрения самостоятельной и беспощадной воздушной войны, наиболее ярко представленная работами крупнейшего авиационного генерала Италии — покойного маршала Дуэ. По теории Дуэ в будущей войне воздушный флот должен без всякого предупреждения напасть на противника и мощным ударом по его жизненным центрам сломить у населения вражеской страны волю к борьбе, поставить его на колени. Внезапность вооруженного нападения проповедуется всеми итальянскими военными писателями; другой фашистский теоретик, Гуадагнини толкует этот элемент внезапности так, как его понимает «громила, проникающий в дом, двери которого он находит открытыми, и при помощи револьвера обрекающий владельца на полную беспомощность». Мы видим, что эти теории итальянский империализм уже применил в Абиссинии на практике.

Организационно военно-воздушные силы Италии состоят из отдельных авиаполков, численностью в 60—100 самолетов каждый; 2—3 таких полка составляют авиабригаду; 2—3 бригады сводятся в эскадры или воздушные армии.

*

Мото-механизация проведена в итальянской армии также достаточно широко. Официально в ней имеется всего два танковых полка (примерно около 800 танков) и несколько дивизионов автоброневых машин, но на самом деле число мото-механизированных сил, вероятно, больше.

Наиболее распространенный тип танка в Италии — это легкий танк Фиат, вооруженный либо одной 37-миллиметровой пушкой, либо двумя пулеметами. Интересно отметить, что итальянцами создан специальный тип горного танка (конструкции Павези, Ансальдо), приспособленного для работы на крутых подъемах. Особенность этого типа танков — колеса (вместо гусениц) большого диаметра; например, танк Ансальдо при помощи таких колес, может брать с места подъем до 45°. Имея мотор в 80—110 лошадиных сил, этот танк может развить по дорогам скорость до 70 км/час. Благодаря особенному устройству осей и подрессориванию корпуса танк Ансальдо мало чувствителен к неровностям местности и может преодолевать рвы, шириной почти в один метр. Танк этот весит всего 4,1 тонны, так как он обшит относительно слабой броней. При этом он может захватить большой запас горючего — до 250 литров. Все это обеспечивает большую дальность действия танка — до 300 километров. Подобный тип танка может быть успешно использован в колониальной войне против плохо вооруженного противника, не обладающего достаточными артиллерийскими противотанковыми средствами.

Легкий танк Фиат 3000-В. Вооружен 37-мм пушкой и пулеметом. Вес — 5,3 тонны. Толщина брони — 16 мм. Танк пригоден для операций в горных районах.

Итальянцы создали специальный тип горного танка. Особенность этого танка — колеса большого диаметра

Гусеничный танк Ансальдо. Вес его — 9 тонн. Танк имеет неподвижную башенную установку и обслуживается экипажем в два чел.

Итальянская артиллерия вооружена вполне современными орудиями. Официально в армии имеется 30 полков легкой артиллерии —  в каждом около 40 орудий, и, кроме того, 22 полка тяжелой артиллерии. Дальнобойность тяжелой артиллерии достигает 18 километров. Часть тяжелой артиллерии передвигается на механической тяге.

Маневры итальянской армии. Установка 20-мм зенитного орудия

Характерно, что в легких артиллерийских полках имеется по одному дивизиону вьючных орудий, приспособленных для движения в горах и вне дорог. Очень высок также процент гаубичной артиллерии (в некоторых полках до 75 процентов), как более выгодной в горах. Крупнокалиберные гаубицы (152 миллиметра, 305 миллиметров и 420 миллиметров) могут посылать свои снаряды на расстояние от 8 до 17 километров. Кроме того, итальянская армия имеет четыре специальных полка горной артиллерии. Таким образом итальянская горная артиллерия отлично приспособлена к действиям на таких театрах войны, как абиссинский.

В итальянских полках легкой артиллерии имеются специальные горные орудия, приспособленные для перевозки на лошадях или мулах.

По официальным данным пехотные части Италии состоят из 30 дивизий (90 полков) и 3 альпийских пехотных бригад, специально приспособленных для войны в горах.

Пехота достаточно насыщена пулеметами, что говорит о ее высокой огневой мощи. Так, альпийский стрелковый батальон имеет 18 легких и 9 станковых пулеметов; следовательно, в полку общее число пулеметов доходит до 80.

Конница в итальянской армии сравнительно с другими родами войск развита слабо; она насчитывает всего 12 кавалерийских полков.

Кроме перечисленных частей, итальянская армия имеет необходимое количество инженерно-технических войск — саперные, понтонные, железнодорожные и другие специальные войска, а также хорошо развитую авто-службу.

Таким образом по своему вооружению и техническому оснащению итальянская армия является вполне современной; особенно сильна, как мы видели, ее авиация, которая может играть крупную и самостоятельную роль в боевых операциях.

*

В системе вооруженных сил Италии большое место принадлежит военно-морскому флоту. Стремясь к самостоятельности в Средиземном море, Италия в послевоенные годы обращала главное внимание на строительство легких кораблей — крейсеров эсминцев и подводных лодок, а также на создание достаточно сильной морской авиации.

В настоящее время итальянский флот имеет 21 крейсер разных типов, 82 новых эсминца, 35 миноносцев старых типов, 51 подводную лодку и только 4 линейных корабля.

Большая часть этих кораблей содержится в Средиземном море, остальные — в морях, омывающих итальянские колонии.

Итальянский флот не представляет собой серьезной силы в «большой» морской войне, на океанских просторах (мало линкоров и мощных крейсеров), но во внутреннем Средиземном море итальянские эсминцы и подлодки, действующие совместно с гидроавиацией, создают значительную угрозу соперничающим флотам — английскому и французскому.

Большинство легких кораблей построено после мировой войны и оснащено вполне современной техникой.

*

Вооруженные силы Италии управляются тремя формально самостоятельными министерствами: военным, морским и воздушным; фактически же они объединены в одних руках, так как все три министерских портфеля принадлежат бессменному «дуче» — Муссолини. При Муссолини состоит главный генеральный штаб, разрабатывающий план войны.

Итальянская армия имеет огромный резерв в лице так называемой «добровольной фашистской милиции национальной безопасности». Точная численность этой «милиции» неизвестна, но это, несомненно, серьезная вооруженная сила хорошо обученных головорезов.

Номинальным главой всех вооруженных сил в мирное и военное время является итальянский король.

Фашистское государство, мечтающее об империалистических захватах, тратит на свои вооружения до 30 процентов всего бюджета. В 1932—1933 гг. военные затраты превышали 7 миллиардов лир, т. е. около 700 миллионов рублей.

В Италии широко поставлены военно-националистическая пропаганда, фашистское воспитание молодого поколения и демагогическая игра на мещанско-обывательских чувствах наиболее реакционной части населения. Все это дает итальянской армии известный процент достаточно послушных и вымуштрованных солдат, хотя бы на первых порах войны. Вся страна систематически готовилась фашистами к войне, и мобилизационная готовность ее находится на высоком уровне. Достаточно сказать, что мобилизация фашистской милиции (фактических резервов армии) производится в течение 24 часов. В итоге Италия способна достаточно быстро выставить на поля сражений миллионную армию. Эта армия воспитывается в агрессивном, ярко наступательном духе; оборона признается лишь временной формой борьбы. Армия управляется хорошо подготовленным офицерским составом, классово тщательно подобранным из лиц, готовых всячески служить террористической диктатуре крупной буржуазии, т. е. фашизму.

Таким образом на подавление самостоятельности абиссинского народа направлена мощная, современная империалистическая армия. Каково же реальное соотношение вооружённых сил обеих борющихся сторон?

Сведения о составе итальянской армии в Абиссинии противоречивы. Во всяком случае известно, что итальянцы до начала военных действий имели в Эритрее не менее четырех дивизий (в том числе туземных), а из войск, расположенных в Италии, еще до начала военных действий было мобилизовано 7 армейских дивизий и 6 дивизий фашистской милиции. По некоторым данным к началу военных действий итальянцы имели — в Эритрее 150 тыс. и в Сомали 50 тыс. солдат (не считая обслуживающего состава). Количественно это не так много, абиссинцы могут иметь даже численный перевес, но технически армии Италии и Абиссинии несравнимы.

Вот как примерно выглядело соотношение их военной техники к началу войны:

Чудовищное преимущество! Казалось бы, одной силой техники Италия должна прямо раздавить Абиссинию. Но история знает примеры, когда технически хорошо оснащенные и вооруженные до зубов армии интервентов рассыпались под ударами войск, меньших по численности, плохо вооруженных, но крепких желанием во что бы то ни стало отстоять свою независимость. Мы уже не говорим о замечательном примере нашей гражданской войны, но даже в колониальных войнах империализма таких фактов можно найти сколько угодно.

Полезно также вспомнить, что на завоевание Ливии Италия потратила... 20 лет! Генерал Грациани (сейчас командующий группой итальянских войск в Сомали) два года усмирял двухтысячный отряд бедуинов, предводимый 80-летним стариком Омар Эль-Мухтаром, да и то добился «победы» лишь при помощи совершенно невероятных средств: все население страны (80 тыс. человек) было заключено в концентрационные лагери, а граница на протяжении 250 километров, была опутана колючей проволокой, чтобы изолировать Омар Эль-Мухтара от помощи извне...

Между тем в горной Абиссинии условия войны гораздо труднее, чем в плоской Ливии. Почти полное отсутствие выгодных и крупных целей (ж.-д. узлы, аэродромы, мосты, склады) делает бомбардировочную авиацию значительно менее эффективным средством борьбы. Горный рельеф сильно препятствует успешному применению танков. Бездорожье ставит труднейшие препятствия артиллерии. Чем дальше итальянцы будут углубляться в гористую Абиссинию, тем труднее будет осуществлять боевое питание всей армии.

Так география вносит свои существенные поправки в соотношение сил Италии и Абиссинии. Кто выйдет победителем из этой борьбы, — покажет будущее.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.