Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

23 августа 2021

Из календаря мировой науки и техники, 1935-09

1 сентября 1820 г. из б. Петербурга отправился первый дилижанс в Москву. Это было огромным событием в истории русской техники путей сообщения. Дилижансы были введены у нас по образцу заграничных. Весь путь между Москвой и Петербургом дилижанс делал в 4—4,5 суток. В нем помещалось 8 пассажиров. В 1821 г. начали ходить дилижансы от Петербурга до Риги; в 1827 г. — из Москвы в Тулу и т. д.

7 сентября 1810 г. русский изобретатель Павел Львович Шиллинг впервые делает опыты с проводкой тока по проволоке, покрытой каучуком. Благодаря такой изоляции Шиллингу в 1812 г. удавалось взрывать мины на расстоянии. Шиллинг является изобретателем, кроме того, электромагнитного телеграфа.

8 сентября 1865 г. родился сербский физик Михаил Пупин. По имени этого изобретателя называется теперь особый способ проводки телефонных проводов («пупинизация»). Пупин живет в Америке. Свое изобретение Пупин основал на исследовании английского математика Хэвисайда, который показал, что для дальности телефонного разговора нужно вводить в цепь самоиндукцию. Впервые Пупин рассчитал и изготовил такие катушки самоиндукции. При одинаковых затратах, пользуясь системой Пупина, можно телефонировать в 4 раза дальше, чем обыкновенным способом. Пупину исполнилось 70 лет.

Пупинизация морского кабеля

9 сентября 1804 г. впервые был совершен полет на воздушном шаре с научной целью французскими учеными Био и Гей-Люссак. На высоте 6.500 м были взяты пробы воздуха и измерена температура на разных высотах. Между прочим Био и Гей-Люссак установили, что при подъеме на каждые 175 м температура падает на 1°.

11 сентября 1828 г. английский техник Нельсон получил патент на предложенный им способ предварительного подогрева воздуха, подаваемого для горения в домны. Уже в 1830 г. с помощью известного химика Макинтош и ученого Джона Дюнлоп способ Нельсона был практически применен на металлургических заводах Клайда в Шотландии, где дал значительную экономию топлива.

13 сентября 1835 г. — сто лет назад был привезен из Англии в Роттердам изготовленный на заводах Стефенсона первый паровоз для германской железной дороги. Паровоз затем везли по Рейну на пароходе до Кельна, а затем на лошадях до Нюрнберга. Стефенсон построил первые паровозы почти для всех государств Европы»

"Адлер" — первый локомотив людвиговской железной дороги

15 сентября 1855 г. американцу Иосифу Жильберту Мэртину из Нью-Джерсея была выдана любопытная привилегия на улучшение в производстве железа и стали. Его процесс состоял в «очищении чугуна, когда он находился еще в жидком состоянии, вытекая из доменной или рафинированной печи помощью воздуха или паров воды, вгоняемых ниже поверхности таким образом, что все части металла были пропитаны вполне прежде его застывания». Процесс этот был между прочим исходным пунктом открытия Бессемера (1856).

16 сентября 1820 г. Швейгер демонстрировал научному о-ву в Галле свой «мультипликатор» для измерения слабых токов. Изобретение Швейгера заключалось в том, что он помещал магнитную стрелку не около провода (как это делал Эрстед), а внутри катушки с большим числом оборотов провода, чем усиливал действие тока на стрелку. Отсюда название прибора «мультипликатор» или «множитель».

19 сентября 1710 г. родился датский астроном Ремер, который впервые определил скорость света на основании пятнадцатилетнего наблюдения за спутником Юпитера. Ремер провел почти всю свою жизнь в Париже, где он работал в обсерватории.

19 сентября 1785 г. — сто пятьдесят лет назад родился французский инженер Фредерик Соваж, которого французы считают изобретателем пароходного винта. Соваж взял французский патент на свой винт в 1832 г., но, как известно, только после опытов Смитса (патент 31 мая 1836 г.) появились винтовые пароходы (в 1838 г.). Соваж разрабатывал форму винта в течение 20 лет. Он умер бедняком в 1857 г,

23 сентября 1876 г. в гавани Нью-Йорка были произведены массовые взрывы для очистки входа в гавань от многих рифов и подводных скал. В этих скалах, тянувшихся. на расстоянии 2,25 км, было сделано 3676 буровых скважин; во всех скважинах заложены динамитные патроны. На выполнение всех предварительных работ было затрачено семь лет. Взрывы были произведены с помощью электрических запалов. Было взорвано около 23 тыс. м³ скалистой породы и израсходовано 21,67 т динамита.

26 сентября 1850 г. был закончен «Хрустальный дворец» для первой всемирной выставки (в 1851 г.). Это было первое здание, построенное целиком из железа и стекла (начало железостеклянной архитектуры). Проект был составлен англичанином Пакстоном. Этот тип архитектуры особенно удобен для постройки выставочных помещений, вокзалов и пр., где требуется большая кубатура в вышину и ширину. В настоящее время этот тип постройки нашел применение и в архитектуре жилищ.

Здание лондонской выставки в 1851 году

28 сентября 1895 г. умер замечательный французский ученый Пастер. Для техники консервирования мяса, рыбы, овощей и пр. имело огромное значение открытие Пастера, что в процессах гниения, брожения и пр. играют огромную роль бактерии. Пастер произвел переворот и в молочном деле, открыв «масляный вибрион»; он показал также, что окисление спирта в уксусе происходит под влиянием особой бактерии. Это привело к революции в уксусном деле и пр.

Луи Пастер


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.