Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

19 июня 2021

Бой в воздухе

В. ЧАЙКИН

4 августа 1914 г. Германия объявила войну Франции, а 26 октября произошел первый воздушный бой. Французские летчики капрал Тиссо и сержант Негу увидели во время своего полета германский самолет. Они догнали его и открыли стрельбу из ружей.

С тех пор летчики стали прихватывать с собой ружья и револьверы, из которых при случае стреляли по вражеским самолетам. Эти первые воздушные бойцы летали на скоростях не более 110 километров в час. Но бой в воздухе потребовал от самолетов более высоких скоростей, большей подвижности и способности производить самые смелые маневры. Тогда появляется гроза 1917 г. —  французский самолет Спад, с одной стороны, и немецкий Фоккер, с другой. Спад летал уже со скоростью 210 километров в час, а его противники — Фоккер, Гальбертштадт и Альбатрос — со скоростью до 220 километров в час.

Вот, например, типичная картина воздушного боя в начале империалистической войны.

3 июля 1915 г. лейтенант Брокар, заметив летевший немецкий Альбатрос, сел в свой Ньюпор, вооруженный пулеметом, взял карабин и маузер и пустился вдогонку за противником. Нагнав его на высоте 2 500 метров, он открыл огонь из пулемета с расстояния в 200 метров. Но пулемет заел и прекратил стрельбу. Тогда по Брокару открыли стрельбу из автоматического ружья летчики Альбатроса. В крыльях самолета Брокара появились пулевые пробоины. Но это не остановило его. Он пустил в ход с дистанции 80 метров сперва свой карабин, а затем маузер, но тоже безрезультатно. Тогда Брокар снова принялся за свой пулемет, который вдруг застрелял. От немецкого Альбатроса он был уже только в 50 метрах. Пуля Брокара попала в немецкого летчика, самолет его пошел на снижение, а летчик-наблюдатель встал и поднял руки, делая знаки Брокару — не стрелять больше. Брокар преследовал врага до высоты 400 метров. Немец сел в своем расположении.

Такими были первые воздушные бои.

Но уже в 1916 и 1917 гг. картина эта резко изменилась. Опыт первых двух лет войны дал сильный толчок авиационной технике. Появились специальные самолеты-истребители и моторы к ним. На истребителях начали устанавливать пулеметы для стрельбы через винт.

В то же время стали появляться наиболее смелые летчики, хладнокровие которых, отличная стрельба и прекрасное владение машиной доставляли им победу над многими вражескими самолетами. Это знаменитые «асы», — короли воздуха мировой войны. Надо было сбить не менее десятка самолетов, чтобы попасть в число этих знаменитостей. Первым из них, получившим славу легендарного героя Франции, был Гинемер. Его тактика была тактикой индивидуального воздушного боя. Он сбил за период с 5 декабря 1915 г. по 11 сентября 1917 г. 54 самолета. Погиб он при невыясненных обстоятельствах.

Другим блестящим именем в созвездии «асов» было имя тоже француза — Фанка. Он сбил 75 официально зарегистрированных самолетов, а всего с незарегистрированным 120. Но тактика Фонка резко отличалась от тактики Гинемера. Фонк считается созидателем научных методов ведения воздушного боя. Его называют «воздушным математиком» за расчетливость и обдуманность всех приемов боя. Он положил начало так называемому групповому бою, впервые создав «патруль», т. е. звено своих самолетов, летевших за ним и охранявших его тыл, в то время как сам он готовил удар намеченной жертве. Благодаря такой тактике его эскадрилья почти не имела потерь, а стоявшая с ней рядом английская эскадрилья, которая продолжала атаковывать группы противника в одиночку, терпела большие потери.

*

У «асов» выработалась определенная тактика воздушного боя. Основана она на боевых свойствах маневренного небольшого одноместного самолета с неподвижно установленным для стрельбы через винт пулеметом. Он стреляет только в направлении своего полета, поэтому должен обладать отличной маневренностью, т. е. способностью мгновенно поворачиваться носом на своего противника.

Такой самолет вполне отвечает своему назначению. В то время разведывательные самолеты и бомбардировщики обладали малой скоростью и неповоротливостью. Поэтому истребитель вполне успевал выполнять головоломные маневренные трюки, избегая обстрела противника. Он проникал в так называемый «мертвый конус» обстрела вражеского самолета, т. е. в ту зону, куда вражеский летчик-наблюдатель не мог стрелять из турельных пулеметов из-за опасности повредить собственный самолет, т. е. свой хвост, крылья, фюзеляж. Проникнув в такую зону, истребитель открывал с близкой дистанции убийственный огонь.

Большие скорости усложнили воздушный бой. Для отражения атаки и поражения врага в распоряжении бойцов — секунды. Быстрый, но точный расчет и пулемет, вращающийся на турели, пошлет противнику сотни пуль

В этом и состояла вся прежняя тактика воздушного боя. Так было, пока скорости разведчиков и бомбардировщиков не превышали 150—200 километров в час.

Но современные разведчики и бомбардировщики уже могут развивать скорость до 350 километров в час. Это совершенно меняет тактику воздушного боя. Истребитель должен теперь выполнять все свои маневры уже со скоростью не менее чем 400 километров в час, иначе противник будет уходить от него. А такая большая скорость весьма осложняет работу истребителя и меняет тактику воздушного нападения. Происходит это потому, что в силу аэродинамических свойств скоростных машин всякий маневр самолета требует значительно большего радиуса, чем при более низких скоростях. Кроме того, резкое изменение в направлении полета на больших скоростях вызывает отлив крови от головы летчика, отчего у него или темнеет в глазах, или даже наступает кратковременная потеря сознания.

Существенных изменений в конструкции самолета не произошло, «мертвые конусы обстрела» продолжают существовать и теперь. Но при современных скоростях разведчиков или бомбардировщиков попасть в «мертвый конус» истребителю почти невозможно, так как резкий разворот с малым радиусом он уже сделать не в состоянии, а разворот с большим радиусом приведет его к моментальному отставанию от противника.

Двухместные легкие бомбардировщики - основное оружие дневной бомбардировочной авиации - выходят на цель в строю "пеленг".

К тому же большая скорость позволяет бомбардировщику или разведчику легче маневрировать и уклоняться от нападения истребителя. Прежде, при малых скоростях, они были вынуждены, спасаясь от истребителя, выполнять сложное маневрирование, например, развороты на 90 и 180 градусов и даже виражи на 360°. Теперь же им этого делать больше не нужно. На больших скоростях обороняющемуся разведчику или бомбардировщику достаточно изменить только курс полета на 10 или 20 градусов без уменьшения скорости. Такое изменение полета заставит истребителя менять и свой курс. При этом ему приходится учитывать не только угол поворота противника, но еще и угол упреждения для стрельбы. Угол упреждения играет в воздушной стрельбе большую роль. Если целиться из пулемета прямо в летящий самолет, то попадания не будет, так как за то время, которое нужно пуле, чтобы долететь до самолета, самолет пролетит вперед на некоторое расстояние. Поэтому необходимо стрелять несколько вперед по пути полета противника, прицеливаясь в какую-то точку, до которой и пуля и вражеский самолет будут лететь одинаковое время. Следовательно, при нацеливании из пулемета по летящему противнику необходимо поворачивать пулеметный ствол на некоторый угол от прямого направления к вражескому самолету. Этот угол и называется углом упреждения. И чем больше скорость противника, тем труднее определять необходимые углы упреждения за те короткие мгновения, которые предоставляются в распоряжение истребителя в современном воздушном бою.

Представим себе, что истребитель атакует противника в лоб. Он должен начать свою атаку не менее чем за один километр до неприятельского самолета. За каждую секунду оба самолета сближаются примерно на 150— 200 метров. Значит, встретятся они через 7 или даже 5 секунд. На прицеливание истребителю нужно потратить не менее двух секунд, на выход из атаки, чтобы не столкнуться при современных скоростях — тоже не менее двух секунд. Следовательно, для стрельбы истребитель получает самое большее три секунды, а иногда только одну секунду. Этих секунд ему было бы достаточно, так как он имеет четыре пулемета, выпускающих по 10 пуль в секунду. Это позволяет ему за три секунды послать в противника 120 пуль.

Американский скоростной двухмоторный самолет— средний бомбардировщик фирмы "Боинг“. Такой самолет, вооруженный пулеметами и бомбами, развивает скорость свыше 300 км в час. Сверху — одноместный истребитель

Но вот в то самое время, когда истребитель начинает свою атаку в лоб, его противник изменяет курс не более чем на 10—15 градусов. Истребитель заметит в прицеле, что противник имеет боковое смещение. Стрелять в прежнем направлении полета уже совершенно бессмысленно, так как его пули в цель не попадут. Это заставит истребителя изменить и свой курс полета. Пока он летел в лоб противнику, ему не нужно было брать угол упреждения, так как в этом случае полет пули и неприятельского самолета происходит по одной прямой линии. Теперь же истребитель будет приближаться к противнику сбоку. Это заставит его взять угол упреждения. В течение этого времени противник продолжает лететь с большей скоростью, — около 83—100 метров в секунду. Дистанция между ними быстро сокращается, и получится так, что истребителю даже не хватит ни времени, ни места на открытие огня. А если он и успеет его открыть, то только наугад, или, как выражаются охотники, «навскидку». Огонь же навскидку малонадежный. Вместе с тем противник сам начинает вести по приближающемуся истребителю огонь из своих турельных пулеметов.

Истребитель А атакует в лоб бомбардировщика В. Неожиданно самолет В меняет курс и летит по линии ВС. Истребитель вынужден менять свой курс и лететь по линии АД. Из-за огромной скорости сближения успех огня истребителя мало вероятен. Самолет В, защищаясь огнем турельных пулеметов, проскакивает вперед

Может случиться еще и так, что когда истребитель развернулся и полетел по новому курсу, его противник сделает еще один едва заметный маневр: немного снизится, не больше чем на 2—3 градуса. Тут истребитель уже вовсе не сможет стрелять — он вынужден будет продолжать свое прицеливание, но уже со снижением, т. е. опять изменить направление полета. На это опять-таки нужно известное время. Но как бы это время ни было мало, при современных скоростях оба противника или уже минуют друг друга, или же столкнутся между собой.

В результате первой неудачной атаки получится, что истребитель летел наперерез противнику, но тот успел проскочить и уходит в сторону от истребителя.

Чтобы продолжать бой и не отстать от противника, истребитель должен как можно быстрее перейти на преследование и стрелять врагу в хвост. Для этого он должен описать какую-то кривую линию. Мы уже говорили, что при современных огромных скоростях самолет вынужден брать большой радиус разворота, т. е. кривая, по которой наш истребитель должен перейти на преследование противника, должна быть достаточно большой.

Чтобы пройти по большому пути этой кривой, истребителю потребуется примерно 15 секунд. За это время его противник улетит по своему курсу далеко вперед, оставив истребителя более чем на километр за собой. А на таком расстоянии огонь истребителя уже не действителен.

Истребитель начинает сзади нагонять противника. Но и здесь скорости современных бомбардировщиков или разведчиков дают им большие возможности к контрманеврированию. Стоит бомбардировщику опять изменить курс на 10—15 градусов, как истребитель прекратит преследование по прямой линии и будет вынужден опять взять угол упреждения, изменив направление своего полета. Его стрельба опять будет стрельбой не по прямой полета, а по кривой, когда беспрестанно нужно брать угол упреждения, т. е. стрелять навскидку. Сама стрельба в этих условиях будет уже стрельбой на скорости 300 километров в час и выше. Прицеливание в этих условиях затрудняется, рассеивание пуль увеличивается. Кроме того, противнику будет очень легко уклоняться от истребителя. Достаточно ему будет резко сбавить скорость и начать разворот, чтобы заставить истребителя пронестись с огромной скоростью в сторону. Это может произойти потому, что на таких огромных скоростях преследования истребитель по несовершенству человеческого зрения запоздает хотя бы на секунду сбавить свою скорость. Но и закрыв газ, он все равно будет еще нестись по инерции вперед, в то время как его противник уже снова дал скорость и удаляется в новом направлении. В результате истребитель опять будет вынужден выполнять замедленный разворот скоростного самолета, т. е. опять отстанет от своего противника.

Продолжая бой, истребитель развертывается по большой кривой и атакует бомбардировщика в хвост. 15 секунд потеряно на разворот. За это время бомбардировщик вышел за пределы огня истребителя, который нагоняет противника по линии АС. По и в данном положении большие скорости позволяют бомбардировщику изматывать истребителя многочисленными контрманеврами

Таким образом мы видим, насколько большие скорости современных самолетов меняют тактику воздушного боя и облегчают маневрирование разведчикам и скоростным бомбардировщикам.

*

Изменения в тактике воздушного боя произошли не только из-за скорости самолетов, но еще и потому, что понизилась вероятность сбития самолетов пулями обыкновенного калибра. Поэтому стремятся применить на современных истребителях пушки. Пушки устанавливаются или под крыльями истребителя, или в моторе, для чего стали строить специальные моторы с пустотелыми добавочными валами, которые приставляются к основным коленчатым валам. Сквозь эти редукторы и стреляет пушка калибра в 20 или 37 миллиметров.

Стрельба из пушки, установленной на самолете, вызывает еще много затруднений. Однако в капиталистических странах пушку усиленно вводят на вооружение истребителей. Вызвано это тем, что развитие современного воздушного флота идет по линии строительства тяжелых многомоторных самолетов для действия по глубоким тылам воюющих государств. Они будут налетать одновременно в большом количестве целыми колоннами, под охраной крейсеров и своих собственных многоместных и двухместных истребителей. Это заставляет искать лучших средств защиты, в число которых вошли и самолеты, вооруженные пушками, сюда же относится и новый одноместный истребитель с мотором-пушкой.

Французский двухместный истребитель может действовать на больших высотах. Его потолок — 11 т. метров, скорость — 380 км. Вооруженный турельным пулеметом и пушкой, стреляющей через мотор, этот самолет опасный враг бомбардировщиков

Предполагается, что истребитель, стреляющий из пушки, установленной на носу самолета или в крыльях, сумеет с успехом вести огонь по колонне тяжелых бомбовозов. Но тактика воздушного боя в силу тех же больших скоростей будет и для пушечных истребителей чрезвычайно трудной.

Представьте себе летящую колонну бомбардировщиков. Она охраняется своими собственными воздушными крейсерами и истребителями, которые располагаются обычно несколько сзади по обеим сторонам колонны. Как напасть на такую колонну? Главный удар по колонне бомбардировщиков будет нанесен истребителями, вооруженными пушками. При этом они смогут напасть на колонну только сзади, частью прямо в хвост колонне, частью несколько сбоку.

Группа пушечных истребителей, летящих сзади колонны, должна твердо удерживать дистанцию до противника (около 1 000 метров) для стрельбы по нем дистанционными снарядами, т. е. такими снарядами, которые могут поражать цель, не попадая прямо в нее, а разрываясь на известном от нее расстоянии. Выдерживать необходимую для этого дистанцию очень трудно, так как техника определения скорости противника и выдерживание самому этой скорости — вещь довольно сложная. Рассчитывать же при этом на прямое попадание снарядами можно еще меньше. При стрельбе с такой далекой дистанции достаточно противнику изменить свою скорость на 5—10 метров в секунду, а по высоте переместиться па 3—5 метров, чтобы снаряд пролетел мимо.

На старте многоместный французский истребитель "Блох-130“. В воздушном бою такой самолет охраняет бомбардировщиков. Скорость его 340 километров в час.

Стрельба пушечных истребителей будет еще более затруднена, так как бомбардировщики будут ставить помимо всего дымовые завесы.

Искусственные туманы и облачности осложняют боевые действия истребителей. На снимке американский самолет ставит дымовую завесу.

Наконец, крейсера, охраняющие бомбардировщиков, займут положение сзади охраняемой колонны на том же расстоянии, на котором расположились и атакующие пушечные истребители, но в стороне от них на 100—200 метров. Это соседство немедленно отобьет охоту у пушечных истребителей преследовать колонну бомбардировщиков, которые к тому же и сами вооружены пушками.

Чтобы избавиться от крейсеров противника, пушечные истребители должны будут иметь помощь со стороны своих пулеметных истребителей, задача которых — атаковать и прогнать крейсера. Но теперь мы уже знаем, насколько трудно истребителю вести одиночный бой со скоростным самолетом. Крейсерам ничто не помешает продолжать свой путь сзади колонны бомбардировщиков, вести маневренную тактику на изматывание одноместного истребителя и в то же время обстреливать с близкой дистанции безоружных против них пушечных истребителей.

Группа пушечных истребителей, нападающих на колонну бомбардировщиков сбоку, будет находиться в еще менее выгодном положении. Эти истребители должны будут летать сначала параллельно с колонной, а затем делать в момент стрельбы быстрый поворот на колонну. При этом придется стрелять из пушек навскидку.

Этой группе пушечных истребителей также будут противодействовать охраняющие с флангов крейсера противника.

Несмотря на огромную скорость - 450 км. в час — французский одноместный истребитель несет на себе большое вооружение. Атакуя противника, этот самолет может вести огонь из четырех пулеметов

Итальянский истребитель "Бреда-27" уступает в летных качествах своему французскому собрату. Он летит со скоростью не выше 400 км. в час, его потолок — 10 т. метров

Возможно, что нападение на колонну бомбардировщиков будет производиться еще одной группой истребителей — сверху с бомбами, но и этой группе также будет противодействовать охранение противника.

Совершенно ясно, что одним одноместным истребителям не справиться с охраняющими крейсерами.

Помимо того, что крейсера могут изматывать их своими маневрами, одноместные истребители еще имеют слишком малый запас горючего, и им придется сравнительно скоро лететь обратно в свою базу для пополнения его.

Для успешного боя с крейсерами противника необходим такой самолет, который способен неотступно следовать за ними, обстреливая их из любого положения; а одноместный истребитель может стрелять только с одного положения — летя прямо на цель.

Против охраны бомбардировочной колонны придется выставлять уже многоместные истребители и свои крейсера, которые также будут частично вооружены пушками. Задача их — сбить с линии охраны крейсера противника и тем самым расчистить дорогу пушечным истребителям.

Но противник, предусматривая возможность такого нападения, возьмет с собой в качестве охраны и двухместные истребители, которые в данном случае будут выгоднее одноместных тем, что сумеют «обкладывать» своим огнем и маневром атакующие крейсера со всех сторон, чем свяжут и отвлекут их от атаки на охрану бомбардировщиков. Двухместные истребители обладают вполне достаточным запасом горючего, чтобы сопровождать своих бомбардировщиков.

Теперь уже для атаки колонны бомбардировщиков и для воздушного боя с охраняющими ее двухместными истребителями надо будет послать свои двухместные истребители, которые должны вступить в борьбу с двухместными истребителями, охраняющими бомбардировщиков. Кроме носового огня, они имеют и бортовой огонь, способный обстреливать противника на параллельном курсе.

Таким образом вокруг колонны бомбардировщиков по пути ее движения будет разгораться бой охраны с прибывающими авиачастями истребителей, цель которых — пробиться к самим бомбардировщикам и уничтожить их до того, как они достигнут объекта своего налета и сбросят на него всю массу взрывчатых веществ.

Колонна бомбардировщиков направляется в тыл противника с целью бомбометания. Она охраняется крейсерами и многоместными истребителями. Противник вступает в бой с воздушной армадой. Его задача — уничтожить бомбардировщиков или заставить их отступить

*

Так изменилась тактика воздушного боя. Теперь бой в воздухе проходит не в одиночку, а целыми группами, мощными соединениями самолетов самых разнообразных назначений.

Здесь вы увидите и крейсера, несущие охрану, и крейсера, нападающие на эту охрану.

Здесь вы увидите истребители одноместные и двухместные, одни — вооруженные пулеметами, другие — пушками.

Наконец, и сами бомбардировщики будут при случае расстреливать из своих пушек истребителей противника.

Скорость бомбардировщиков и дальность их действия играют огромную роль в современной воздушной войне. Если бомбардировщик имеет небольшой радиус действия, он должен лететь до объекта своего нападения по наиболее прямому пути. Понятно, что противник может тогда легче предвидеть этот кратчайший прямой путь от базы вражеских бомбардировщиков до своих жизненных центров и сосредоточить на этом пути свои истребительные силы.

Большие возможности современных бомбардировщиков внушают серьезную тревогу империалистам европейских государств. Не даром английский министр Болдуин неустанно повторяет, что зона защиты Англии от воздушного нападения «должна лежать на Рейне», т. е. где-то на границе Франции или Бельгии. Если вражеский самолет пролетит эту зону, ему нужно не более получаса, чтобы совершить бомбардировочный налет на Лондон.

Группа английских легких бомбардировщиков "Хаукер-Харт" в полете. Строй самолетов позволяет им поддерживать друг друга пулеметным огнем

*

Современный воздушный бой требует разрешения двух наиболее основных и важных вопросов.

Во-первых необходимо обеспечить свое временное сосредоточение авиачастей обороны на пути полета колонны бомбардировщиков и, во-вторых, разрешить вопросы организации и управления боем.

Особенно трудно осуществить первую задачу, так как даже тяжелые и средние бомбардировщики имеют сейчас скорости в 270—330 километров в час (Фарман-121, Блох-200, Мартин В-12 и др.). Высота движения их чрезвычайно сильно затруднит своевременное и планомерное сосредоточение авиационных частей для контрудара, несмотря даже на то, что для наблюдения за ними будет использована сеть земных средств наблюдения и специальные самолеты наблюдения. Трудности углубляются еще тем, что для сосредоточения на маршруте бомбардировочной колонны тяжело рассчитать и подготовить необходимые силы противодействия. Поэтому многим авиачастям придется сосредоточиваться с отдаленных аэродромов, получать боевые приказы уже в воздухе и вступать в бой без необходимой тактической согласованности с остальными, уже действующими авиачастями. Это приведет чаще всего к разрозненным ударам, что неизбежно усилит отпор налетчика, который будет разбивать прибывающие авиачасти по отдельности каждую.

Успешность организации и управления боем в сильнейшей степени зависит от установления надежной связи, от конструирования соответствующей радиоаппаратуры, отвечающей всем вышеизложенным требованиям. Но даже при наличии ее невозможно будет уравнять расход запаса горючего, и боеприпасов отражающих налет авиачастей, так как многие из них, особенно те одноместные истребители, которые будут подняты с отдаленных аэродромов, успеют до подхода к колонне противника значительно израсходовать драгоценное для них топливо.

Известно, что современные самолеты увеличили не только свою скорость, но и так называемый потолок, т. е. максимальную высоту, на которую они могут подняться.

В мировой печати все настойчивее появляются сведения о современных потолках легких и средних бомбардировщиков, доходящих до 7 000—8000 метров. Это также вносит новую трудность в тактику воздушного боя.

Английский бомбардировщик над Лондоном

Бой на этих высотах связан с применением кислородных приборов и с еще большим увеличением горизонтальных скоростей, вследствие чего и летчик и машина еще сильнее будут ощущать отрицательные влияния современных скоростей на маневр.

В условиях старой тактики воздушного боя соотношение огня расценивалось количеством выпускаемых за одну секунду пуль или снарядов. Теперь кроме этого берется еще другое соотношение — соотношение времени возможной стрельбы или длительности стрельбы, с одной стороны, с истребителя, а с другой стороны, — его противника. Современные скорости это соотношение времени меняют не в пользу одноместного истребителя, так как его изворотливость понижена, отчего и огневые позиции его будут короче и реже, в то же время его многопулеметные противники будут вести по нем беспрерывный огонь.

*

Изучить новые формы воздушного боя, знать врага, его технику, тактику, подготовить кадры отважных летчиков, освоивших новейшее искусство боя в воздухе, — в этом задача.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.