Московский автозавод им. Сталина подготовку к государственному техническому экзамену начал большой разъяснительной работой. Созывались специальные митинги и собрания с обсуждением приказа наркома о целях и задачах экзамена.
Параллельно с разъяснительной шла кропотливая работа по составлению списков лиц, обязанных сдать экзамен и освобожденных. Списки освобожденных от экзаменов обсуждались на рабочих собраниях, и неправильно освобожденные отводились.
Такая подготовка давала возможность подвергнуть экзамену в феврале 585, в марте — 1360, в апреле — 1561, в мае — 901 человек.
На помощь в подготовке и проведении экзаменов были привлечены все стенгазеты, заводская многотиражка и радиоузел. По цехам организовали консультации и производственный инструктаж. Каждую пятидневку вывешиваются списки экзаменующихся. Но помимо списков за 3—4 дня до экзамена вручаются индивидуальные повестки. На каждого рабочего, допускаемого к экзамену, составляется производственная характеристика.
Экзамен разделен на две части. Первая — теоретическая. Она проводится в, специальном помещении, где расположены образцы изделий, обрабатываемых экзаменующимся. На стенах висят схемы, чертежи, рисунки оборудования и изделий.
Вторая часть экзамена производится непосредственно у рабочего места. Зная производственную характеристику экзаменующегося, его теоретические знания, один из членов комиссии знакомится с его навыками и умением управлять оборудованием.
Экзамен по теории в отдельных цехах завода проходит в условиях подлинной гласности. Вот картина экзамена в отделе главного механика. Комиссия за столом. Обстановка тишины и торжественности. Экзаменующиеся сидят вместе с пришедшими послушать своих товарищей. Комиссия задает экзаменующемуся вопрос. Он не сумел ответить. Этот же вопрос задается следующему. Не ответившему задается ряд других вопросов. По окончании экзаменов, председательствующий отвечает на все не отвеченные экзаменующимися вопросы. На экзамене присутствует большое количество рабочих. Проводимый таким образом экзамен играет большую воспитательную роль.
*
На ленинградском Кировском з-де (быв. Красный Путиловец) сдают гостехэкзамен 7981 человек. Сдавших ранее общественнотехнический экзамен на хорошо и отлично, выполняющих и перевыполняющих производственную программу, 2004 человека. Они от гостехэкзамена освобождены. Разъяснительную работу кировцы провели примерно так же, как и на заводе им. Сталина. Отличие лишь в подготовке к экзамену, в производственном инструктаже.
Стол справок по гостехэкзамену в турбинном цехе ленинградского Кировского зазода. Здесь рабочие получают ответы на вопросы. |
Во всех цехах выделен специальный штат производственных инструкторов. К каждому инструктору прикрепляется группа рабочих. За их подготовку к экзамену отвечает инструктор. Он повседневно наблюдает за производственной работой прикрепленных к нему рабочих; разъясняет им схему работы станка и взаимодействия узлов. К экзамену рабочие допускаются только после специального извещения инструктора.
В механическом цехе серьезному обсуждению подвергли вопрос о методах обучения. Как построить кружки, чтобы они гарантировали лучшую подготовку и усвоение знаний? Были сделаны два предложения. Одно — построить учебу по производственным участкам — территориальный признак. Другое — по типу оборудования. В результате обсуждения решено было организовать учебу по типу оборудования. Всех работающих на однотипном оборудовании объединили в кружок. В этих условиях программа занятий становится более конкретной, требования к рабочим яснее. Нужно лишь иметь в достаточном количестве схемы оборудования, материалы и техническое руководство по настройке, смазке и уходе за ним. Оборудование в цехе новое, импортное, часть его документов не имеет. Группа инженеров цеха добровольно включилась в разработку и составление документации.
Обеспечив производственный инструктаж и правильное построение кружков, кировцы продумали систему контроля над теоретический обучением. На заводе введен журнал контроля качества преподавания. Этот журнал регулярно после каждого занятия просматривается.
Опыт лучших руководов обобщается и передается другим цехам. Недочеты устраняются быстро и оперативно. Запись в журнале проверки качества преподавания проводится в такой форме:
Журнал проверки качества преподавания по техминимуму. Кружок слесарей. Группа № 3 |
Но руководители нуждаются не только в контроле, а и в помощи. На Кировском заводе эту помощь сумели обеспечить. Профессор Кетов и доцент Бойцов были привлечены к проведению инструктивных уроков. Примерные уроки сопровождались демонстрацией наглядных пособий.
Помимо занятий в кружках, к подготовке к экзаменам привлекли кино. На заводе намечена демонстрация цикла технических кинофильм. С большим успехом уже просмотрены фильмы «Директор станка» и «Мартеновское производство».
В подготовке к экзамену выделяется показательный участок мастера комсомольца Борна. Участок производит впечатление большой опрятности и чистоты, станки вычищены, все полированные детали блестят, инструментальные ящики приведены в полный порядок.
*
На заводе «Серп и молот», в Москве, освобождены от экзаменов 820 человек, должны сдавать экзамен 2885 человек. Здесь с самого начала с особой тщательностью разработали план подготовки экзаменов. Через кружки техминимума нужно было подготовить к экзаменам 1802 человека. 500 человек уже училось к моменту опубликования приказа. Нужно было развернуть новые кружки на 1300 человек. Остальные должны готовиться индивидуально. Их нужно лишь подготовить, обеспечив консультацией и производственным инструктажем. На заводе были заранее намечены и во-время опубликованы фамилии консультантов по цехам. Забронированы помещения. Выделенных производственных инструкторов и консультантов предварительно инструктировали. Здесь особенно умело были использованы методы соревнования между цехами на лучшую подготовку и проведение экзаменов.
Ударница завода "Серп и молот", комсомолка Карева, сдавшая теоретическую часть техэкзамена на "отлично", сдает мастеру зачет по изготовлению секций для якоря. |
*
Так была проведена подготовка к экзаменам на трех крупнейших заводах. Но лучшим судьей глубины и качества подготовительной работы являются непосредственные результаты экзамена.
Февраль был первым месяцем в проведении гостехэкзаменов. Он не показателен, чтобы подвести окончательные итоги. Но и этот опыт дает основания к некоторым предостерегающим выводам.
Обратимся к фактам.
На заводе им. Сталина в феврале сдавали экзамен 544 человека., 131 человек из них сдали на отлично, 242 на хорошо и 146 на удовлетворительно. Не сдали экзамен 25 человек. Количество не сдавших экзамен составляет почти 5 проц. Но если обратиться к анализу цифр комсомольцев, сдавших экзамен, результаты оказываются менее утешительными.
Из 85 комсомольцев сдали на отлично 14, на хорошо — 40, на удовлетворительно — 26 и 5 человек экзамен не сдали.
Решением Центрального Комитета комсомола мы должны обеспечить такую подготовку к экзаменам, чтобы комсомольцы сдавали только на хорошо и отлично. Между тем на заводе им. Сталина 30 проц. комсомольцев сдали на удовлетворительно, а 5 человек экзамена не сдали.
Еще худшие результаты мы имеем на заводе «Серп и молот».
В феврале сдавали экзамен 272 человека. На отлично из них сдали 63 человека. На хорошо 98 человек. На удовлетворительно 81 человек. Не сдали 30 человек.
Если на заводе им. Сталина процент не сдавших доходил до 5, то здесь мы уже имеем свыше 11 проц. не сдавших экзамена.
Но обратимся и здесь к комсомольцам. Из 35 комсомольцев, сдавших экзамен, 10 сдали на отлично, 15 на хорошо и 10 на удовлетворительно. Мы не имеем сведений о количестве комсомольцев, не сдавших экзамена. Но и здесь 30 проц. комсомольцев сдали на удовлетворительно.
По Кировскому з-ду мы не имеем цифр, чтобы сопоставить с этими заводами. Этот пробел мы заполнили выборочным обследованием 10 мелких и средних предприятий Москвы.
Из этих 10 предприятий только на трех были проведены экзамены. На 7 предприятиях экзаменов еще не начинали.
Эти итоги заслуживают еще особенного внимания и потому, что в феврале к экзамену были допущены лучшие. Экзамен в феврале проходили рабочие и молодежь, имеющие большой производственный опыт и уже прошедшие техминимум. Подавляющее большинство рабочих, которые могут сдавать экзамены в последующие месяцы, проходит подготовку только сейчас. От степени качества практической работы и заботы всех организаций завода к живым людям, сдающим экзамен, будут полностью зависеть его результаты. Это заставляет нас с особенной остротой подойти к выводам.
Что наиболее резко выделяется при изучении первого опыта хода экзаменов?
Прежде всего нужно сказать, что многие комсомольские организации подошли формально к решению Центрального Комитета об экзаменах. На заводе «Серп и молот» союзный день, посвященный гостехэкзамену, не был проведен. Из 10 других предприятий Москвы союзный день был проведен только на трех. На заводе им. Сталина союзный день провели только в марте. Комсомольские организации этих предприятий очень мало уделяют внимания гостехэкзамену.
Союзный день, на котором нужно было детально разработать, сколько комсомольцев и рабочей молодежи и когда будут сдавать, как использовать помощь освобожденных, играет большую роль во всей подготовке экзамена. Вместо этого союзный день не был проведен, а отдельные комсомольские организации ограничились торжественными обещаниями и декларациями там, где он был проведен.
Почему комсомольские организации не использовали тысячи «отличников» и «хорошистов», освобожденных от сдачи экзаменов? Почему этих людей, уже освоивших технику, не прикрепили к отдельным комсомольцам, готовящимся к сдаче экзамена? Почему нет конкретных примеров работы по обеспечению нужной технической книгой комсомольца, молодого рабочего? Разве нельзя было организовать рекомендацию и доставку технической литературы рабочей молодежи к станку или на дом? Почему есть комсомольцы, сдающие экзамен на удовлетворительно? Разве не обязаны комсомольские организации выполнить решение ЦК, подготовив комсомольцев на хорошо и отлично, а уже сдавшим на удовлетворительно помочь пересдать?
Все это можно и нужно. Но на практике получается, что секретари первичных организаций только заседают в экзаменационных комиссиях. Практическую работу они передоверяют и без того перегруженным заместителям. Только при этих условиях стал возможным возмутительный факт на Краматорском заводе.
Там, при составлении списков освобожденных от сдачи гостехэкзамена, был применен такой «арифметический прием».
Комсомолец, сдавший общественно-технический экзамен на отлично, выполнил программу в ноябре на 125 проц., в декабре на 97, а в январе на 89 проц. Ясно, что этот комсомолец должен был пересдать экзамен.
Но краматорцы сумму слагаемых этих цифр поделили на 3 месяца, получилось 103 проц. выполнения плана, и комсомолец от экзамена был освобожден.
Экзамен — мероприятие исключительно большого воспитательного и образовательного значения — проходит при недопустимой пассивности части комсомольских организаций даже передовых предприятий.
Такое положение с гостехэкзаменом возможно лишь потому, что вопросы воспитания и образования не стали еще в центре внимания комсомольских организаций. А государственно-технический экзамен есть наше кровное комсомольское дело, ибо он проверяет успехи в учебе и воспитании каждого комсомольца и молодого рабочего в деле освоения техники.
Нельзя подменять повседневную упорную работу по образованию рабочей молодежи суетой и шумом. А как иначе оценить решение комсомольской организации завода «Серп и молот», которая возлагает большие надежды «на выход пионеров с барабанным боем и плакатами о гостехэкзамене»?! Барабанным боем нельзя заменить огромнейшее воспитательное значение экзамена.
Если мы не сумеем быстро и решительно включить каждого комсомольца и организацию в целом в настоящую повседневную работу по организации экзамена, мы поставим часть молодежи под угрозу снятия с агрегатов и машин. До такого позора допустить нельзя.
Нужно немедленно проверить, как каждый комсомолец готовится к экзаменам. Всем, кто готовится индивидуально, необходимо обеспечить помимо консультации живую помощь со стороны отличников.
Большинство комсомольцев, освобожденных от экзамена, должны быть брошены в помощь готовящимся. Они могут помочь в беседах у станков и механизмов, передавая свой производственный опыт. Они могут помочь организацией библиотечных передвижек в цехах и на дом.
Нужно ближе привлечь технические библиотеки для составления рекомендательных списков технической литературы. Проверить наличие технической литературы и существующие условия ее пополнения.
Особенное внимание надо уделить содержанию работы кружков техминимума. Комсомольские организации должны создать постоянные группы специалистов, которые могут проверять качество учебы. Текучесть кружков является очень часто следствием плохой подготовленности руководителей. Оставить работу кружков вне контроля — значит содействовать текучести и развалу учебы.
Нужно применить опыт кировцев, организуя контроль качества работы кружков, оперативное исправление недостатков и быструю передачу всем кружкам положительного опыта.
Обязательно выполнить решение ЦК о сдаче экзаменов комсомольцами на хорошо и отлично.
На комсомольских группах надо заслушать всех сдавших на удовлетворительно, выявив причины этого, заставив их пересдать экзамен.
С каждым комсомольцем, подготовленным к экзамену, нужно поговорить, выяснить степень готовности, не допуская к экзаменам без уверенности в хорошей подготовке.
Надо внимательно и чутко подойти к каждому комсомольцу и молодому рабочему, сдавшему техэкзамен на хорошо и отлично. Для лучших из них добиться повышения в разрядах и перевода на высшие командные должности.
Столь же чутко и с заботой надо подойти к той молодежи, которая не сдала экзамена. Тщательно изучить причины этого, создать условия и помочь в пересдаче экзаменов рабочей молодежи, желающей учиться. И, наоборот, содействовать снятию с агрегатов и переводу на ниже оплачиваемые должности всех, упорно не желающих учиться.
Государственно-технический экзамен мы можем провести образцово. Нужно лишь по-настоящему взяться за дело. Нужно понять, что экзамен есть один из методов воспитания людей. Покажем нашей партии и любимому товарищу Сталину, что комсомольцы освоили технику и сдали экзамен на хорошо и отлично.
Проведем образцово государственный технический экзамен! Сдадим его на „отлично"! |
Комментариев нет:
Отправить комментарий