Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

30 мая 2021

Новости советской науки и техники, 1935-05

Сверхцентрифуга

В московском институте химического машиностроения инж. Луневым сконструирована первая советская сверхцентрифуга, которая дала на испытаниях 19 тыс. об/мин. Для сравнения укажем, что пропеллер самолета невидим уже при скорости 1500—2500 оборотов. Центробежные силы, возникающие при таком вращении, используются в сверхцентрифугах, как и в обычных молочных сепараторах для механического разделения жидких смесей и эмульсий, на их составные части (сепарация) и для выделения мельчайших взвешенных в них частиц (кларификация). Процесс сепарации совершается непрерывно в стальном роторе (длинном цилиндре со вставленной внутрь крыльчаткой), куда непрерывно поступает под давлением обрабатываемая жидкость. В жидкости возникают центробежные силы, которые распределяют составные части эмульсии по их удельным весам.

Эти машины применимы в промышленности: химической, нефтяной, машиностроительной, электротехнической, лесохимической. Они производят очистку минеральных масел, выделяют парафин из нефти. В сверхцентрифуге ускорение, развиваемое центробежной силой, в 15 тыс. раз больше ускорения от силы земного притяжения. Если на поверхности ротора нанести точку, то она при вращении его с максимальной скоростью (19 тыс.) пройдет за час 465 км. Строит машины Сумский завод химического машиностроения им. Фрунзе.

Термос на 45 тонн

Битумы — продукты переработки нефти, ископаемых углей, торфа, сланцев. Большинство битумов затвердевает при температурах от 100° и ниже, поэтому перевозка их в жидком виде и особенно выгрузка сопряжены с большими трудностями. Раньше они перевозились в деревянных бочках — способ дорогой и неудобный. Вагонно-конструкторское бюро сконструировало специальные битумные цистерны. Особенность котла этой цистерны — большое количество изолирующих материалов, которыми она обмазывается и обкладывается по всей своей поверхности. Сверху весь этот изоляционный нетеплопроводный материал обшивается листовым железом. Внутренность котла оборудована змеевиками для подогрева цистерны паром. Цистерна представляет собой гигантский термос, который сохраняет на долгие сутки в пути температуру перевозимых в горячем состоянии битумов. Загрузка битумов производится при температуре от 200 до 2000°. Разгрузка производится также в горячем состоянии при температуре содержимого не ниже 100°. Вместимость котла — 50 м³, грузоподъемность — 45 т. Цистерны строит завод «Красный Профинтерн» в Бежицке.

Электростанция на колесах

При механизации работ ж.-д. транспорта громадное значение имеют подвижные самоходные электростанции. Кроме обслуживания механизмов, они одновременно являются и осветительной станцией при работах в ночное время или авариях сети. До постройки таких станций работы производились при свете костров и факелов. Станция состоит из генератора мощностью 23 квт переменного трехфазного тока в 220 в. Работает через редуктор от автомобильного двигателя 72 л. с., установленного на шасси ЗИС-5. По шоссе и обычным грунтовым дорогам станция передвигается на обычных автомобильных шинах. На железной дороге пневматика заменяется специальными грузошинами с ребордами. Смена их занимает 20-25 мин. Скорость передвижения 35—40 км/час. Станции строит экспериментальный машиностроительный завод НКПС.

„Спрут“ на подъемном кране

Грейферами называются автоматически действующие черпаки, подвешиваемые к подъемному крану для захвата, подъема и переноса сыпучих, зерновых и кусковых материалов. Новый грейфер, сконструированный «Гиистальмостом», назван «спрутом» по расположению своих восьми захватов, напоминающих гигантские щупальца спрута. Захваты раскрываются до 2,6 м по диаметру и в отличие от 2-челюстного ковшевого грейфера могут забирать различный кусковой материал: скрап, литники, металлический лом и стружку на засылку печей. Емкость грейфера - 0,75 кубометра. Основные детали конструкции сварные. Общий вес грейфера — 2218,7 т. Серийный выпуск производится заводом им. Январского восстания в Одессе.

Трубосварочный агрегат

Сварочный комбинат Оргаметалла закончил технической проект агрегата для сварки труб диаметром от 200 до 400 мм и толщиной стенки от 4 до 12 мм методом контактной сварки. Это будет самая большая установка подобного типа в Европе как по мощности сварочного трансформатора, так и по производительности всего агрегата в целом. Американские установки этого типа, введенные в эксплуатацию за последние 3—4 года, показали огромную эффективность контактной сварки. Длина проектируемого агрегата 45 м, ширина 7 м, высота 3—4 м. Мощность сварочного трансформатора 3 тыс. ква. Если стоимость передела 1 т цельнотянутых труб 142 руб., то стоимость передела 1 т сваренной трубы всего лишь 18 руб. Предполагаемая годовая экономия для ежегодного выпуска 300 тыс. т труб определяется в 40 мил. руб.

Станом „ТБШ“

Бесцентрово-шлифовальный станок ТБШ выпущен Тульским заводом № 1 для шлифовки наружного диаметра цилиндрических изделий с сечением вала от 3 до 80 мм. Станок имеет два камня, среди которых закладывается изделие. Первый камень играет роль ведущего и имеет 12 об/мин, второй камень шлифующий, дает в это же время 1125 оборотов.

Паровоз на угольной пыли

За границей и в СССР получают широкое распространение пылеугольные установки, использующие дешевое топливо — низкосортные угли и угольную мелочь. Институтом реконструкции тяги НКПС сконструировано специальное устройство для отопления угольной пылью паровозов. Этот паровоз ЭУ уже работает на Рязано-Уральской железной дороге. Уголь, превращенный специальными мельницами в мельчайшую пыль под небольшим давлением воздуха (около 1/100 ат), вдувается в топку. Два вентиля, находящиеся в будке, машиниста, позволяют регулировать — один подачу пыли, другой— воздуха. Устройство, не только дает возможность сжигать с высоким коэффициентом полезного действия самые низкосортные местные угли, но и обеспечивает полную механизацию подачи топлива. Отопление пылью увеличивает пробег паровоза даже при самых многозольных углях до 150 км/час.


Станок для обсверливания картера

Завод «Станкоконструкция» выпустил станок для обсверливания картера моста грузовой машины «ЗИС». Станок имеет 2 шпиндельных коробки с 12 шпинделями в каждой. Расположение коробок дает возможность обеверливать сразу все 24 дыры картера, находящихся по обе стороны. Станок работает с постоянной, скоростью 540 оборотов шпинделя в минуту.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.