Ф. ХОЗАРОВ
Ломоносовский геологический институт Академии наук СССР организовал чрезвычайно интересную выставку метеоритов.
Вот лежат перед нами черные камни с мягкими впадинами угловатой, блюдцевидной, конической формы. Вот они, эти «таинственные» вестники междупланетных пространств, давно уже привлекающие пытливые взоры ученых. Это они дают нам представление о веществе за пределами нашей планеты — Земли.
В темную ночь, когда небо усеяно мерцающими огоньками звезд, вам кажется, будто часть из них падает на землю. Иногда это падение кажется звездным дождем.
Эти падающие звезды — не что иное, как минеральные массы, находящиеся в междупланетных пространствах, притягиваемые силою притяжения Солнца.
Но бывает и так, что часть этой минеральной массы не сгорает и тогда в форме болида падает на землю.
*
Исследование этих междупланетных странников показало, что в их составе почти нет элементов, которых бы не знали мы, жители земли: алмаз, графит, магнезит, уголь, колчедан. Разве только вот никелевого железа не знает земля.
Каждый новый метеорит при тщательном исследовании обогащает науку, приподнимает завесу над тайной мироздания. И не случайно среди научных работников есть уже подлинные энтузиасты, посвятившие всю свою жизнь поискам и изучению метеоритов.
Кто не знает, например, имени сотрудника Академии наук Л. А. Кулика? О Кулике писала и пишет не только наша печать, но и пресса всего мира. Вспомните, с каким вниманием трудящиеся нашей страны следили за отважным путешествием Кулика в непроходимую сибирскую тайгу. Два года в невероятно трудных условиях искал Кулик огромный болид, упавший в Сибири. Он забрался в такие глухие места, что выбраться из них мог только на аэроплане, присланном ему правительством.
Вот они лежат перед нами — десятки камней из Ивановской области, из Польши, с далекого Алтайского озера.
Вот миниатюрные дробинки — это дары железного «дождя», выпавшего в Тану-Тувинской республике.
Вот мелкие болиды железно-каменного «дождя» с устья реки Припяти в Белоруссии. Почему железные и железно-каменные? Метеориты по своему составу различны — от чисто каменных до чисто железных.
Метеорит "Палласов железняк". |
На стене помещены прекрасные экспонаты метеоритов конической формы. Вот каменный метеорит «Коракол», доставленный из Казахстана. Рядом с ним конусовидный железный метеорит «Репеев Хутор» с берегов Нижней Волги. Это отдельные части разбившихся метеоритных масс. Свою конусообразную форму они получили под высоким давлением воздушного слоя.
С градом и пламенем, по выражению Л. А. Кулика, прошли они свой молниеносный путь в воздушном океане.
Но вот метеорит закончил свой путь. Найти его — большая и сложная задача. Проследим это на примере огромного болида, упавшего в 1933 г. в Ивановской области.
*
В начале 1934 г. Академия наук узнала, что в декабре 1933 г. в Ивановской области наблюдался полет по небу огненного шара. Полет закончился громовыми раскатами.
Много такого рода сведений поступало в Академию и до революции, но тогда поисками их занимались мало. Надеялись, что болиды и без усилий, «кое-как» попадут в музей.
И только теперь мы стали на путь активных поисков метеоритов.
Получив сведения об огненном шаре и громовых раскатах, Л. А. Кулик ваялся за розыски метеорита. Определили день полета огненного шара. Расспросили очевидцев о направлении этого полета и графически установили примерное место падения — между Юрьев-Польским и Александровским районами.
Объезд по железной дороге Ростовского и Переяславль-Залесского районов через Александровский и Юрьев-Польский до г. Иваново, использование научных методов определения точки падения — позволили Кулику и его сотрудникам сделать заключение, что примерная площадь падения метеорита находилась к юго-западу от села Сима, Юрьев-Польского района.
Дальнейшие поиски в этом уже более точном участке падения оказались вполне успешными. Этому помогли не только точные вычисления, применявшиеся Куликом для определения места падения, но также расспросы окружающего населения, беседы и лекции. Наконец, помог и счастливый случай — встреча в поле с охотниками, нашедшими ценный экземпляр метеорита.
Такой же экземпляр был найден у поселка Первомайского в снегу. Эти экземпляры были доставлены в Ленинград.
Но этим Кулик не ограничился. Было очевидно, что метеорит разбился на множество осколков — на целый дождь их. Но это нужно было доказать.
Наконец, при падении огромная часть метеорита должна была наверное превратиться в пыль, и при тихой погоде эта пыль должна была осесть. Все эти предположения были подтверждены дальнейшими работами Л. А. Кулика.
Удалось найти целый ряд других осколков. Обнаружена и собрана, правда, на небольшом участке, метеоритная пыль.
*
Все эти материалы имеют большое научное значение. Они ясно указывают, что метеориты при падении дробятся, и притом повторно, при ударе о «потолки» воздушных слоев.
Сколько же этих слоев? Ответ на это дает топографическая съемка точек падения на землю отдельных осколков, а также характер их изломов и поверхностей.
Удачный метод поисков метеорита, впервые примененный советскими учеными, дал им возможность найти и ряд других болидов, в частности между речками Нарой и Тарусской в Московской области.
Выставка в Ломоносовском институте вновь привлекает наше внимание к изучению метеоритов.
Сейчас, когда советская страна овладевает стратосферой, нельзя забывать, что изучение метеоритов имеет огромное значение и для аэронавигации.
Изучение обстановки прохождения метеоритов через атмосферу позволит нам ознакомиться с теми слоями воздуха, куда не может проникнуть не только человек, но и радиозонд.
Комментариев нет:
Отправить комментарий