1 марта 1875 г. в Вене состоялось открытие пневматической почты, а за 10 лет до того — 2 марта 1865 г. — были начаты работы по сооружению пневматической почты в Берлине — между зданием биржи и главным телеграфом.
В 40-х годах XIX в. в Англии пробовали применить на железных дорогах атмосферический способ движения поездов без паровозов, с помощью воздуха в напорной трубе, которая прокладывалась между рельсами. Такие дороги, длиной в 8½ км, были некоторое время даже в эксплуатации (1846— 1848 гг.), но на опыте оказались непрактичными и потому были оставлены. В 1864 г. в Лондоне, в парке Хрустального дворца был построен опытный тоннель высотой в 3 м и шириной в 2,37 м, в котором испытывалось движение вагона по пневматическому принципу, путем всасывания и нагнетания воздуха (предложение Раммеля). Для достижения движения одна торцевая стенка вагона имела сплошной щит со специальной кромкой по обводу, который плотно примыкал к стенкам тоннеля. Но при таком большом сечении тоннеля этот способ тоже оказался мало практичным и тогда перешли к пневматической почте, где вся каретка с почтовыми отправлениями сама является как бы поршнем в трубе диаметром в 40— 60 см.
Первая пневматическая почта была сооружена в Лондоне в 1865 г. по патенту Кларка.
2 марта 1897 г. итальянский изобретатель Маркони берет полный патент на свой приемник и передатчик для беспроволочной телеграфии.
Обычно Маркони считают за границей изобретателем радиотелеграфии. Между тем еще в 1895 г. А. С. Попов построил приемник для электромагнитных волн, возникающих при атмосферных разрядах. По существу это был радиоприемник. В нем была антенна и регистрирующий прибор (электрический звонок).
|
Схема прибора Маркони для телеграфирования без проволоки |
2 марта 1825 г. начались работы по сооружению подземного тоннеля под р. Темзой в Лондоне. Это был первый подводный тоннель сравнительно большой длины. Постройка его была вызвана тем, что необходимость пропускать океанские суда не позволяла строить в том месте мост (выше этого моста через р. Темзу перекинуто более дюжины мостов). Строительство тоннеля потерпело через три года неудачу от сильного размыва работ водой. В течение семи лет дело оставалось заброшенным, но 19 марта 1835 г., сто лет назад, работы были возобновлены.
Инж. Брюнель, руководивший строительством, впервые ввел здесь метод работы с помощью щита, который успешно применялся на некоторых участках на строительстве московского метро. Первый тоннель под р. Темзой был закончен в 1842 г.
4 марта 1890 г., 45 лет назад, был окончен знаменитый Фортский мост. Длина его — 2 467 м. Строился он с 1882 г. по 1889 г. — семь лет. Мост этот был построен весь из стали. Постройка такого моста стала возможна благодаря развитию в конце XIX столетия металлургии стали. Фортский мост — консольный. Он имеет пролет в 52 м. Строителем его был знаменитый инж. Фаулер.
6 марта 1900 г., 35 лет назад, умер германский инж. Даймлер, которому техника обязана созданием практически годного автомобильного и авиационного двигателя. Благодаря двигателям Даймлера Цеппелин мог осуществить постройку своего управляемого воздушного корабля. Даймлер построил первую мотоциклетку и моторную лодку.
|
Автомобиль Даймлера (1898 г.) |
7 марта 1850 г. Джон Фаулер получил британский патент на свой первый механический плуг балансирного типа со многими лемехами по сторонам оси качания. Пятью годами позже — 80 лет назад, он приспособил этот плуг для паровой вспашки по так называемой канатной системе, когда локомобиль стоит на месте, а плуг буксируется от канатной передачи. Плуги типа Фаулера оказались настолько удачными, что применяются в сельском хозяйстве до настоящего времени.
11 марта 1835 г., ровно 100 лет назад, англичанин Вильям Ньютон получив первый патент на консервированное молоко. Пищевые консервы были впервые предложены французским поваром Аппер, в связи с затруднениями в снабжении продовольствием армии в войнах начала XIX в. За свое изобретение Аппер получил от правительства премию в размере 12 тыс. франков. «Способ Аппера» (так его называли) заключался в кипячении мясных или растительных продуктов, с целью умерщвления всех микроорганизмов, и в помещении в жестяные запаянные коробки для полного изолирования от наружного воздуха (герметическая укупорка). Для консервирования молока был предложен способ выпаривания в безвоздушных аппаратах, при которых молоко теряет ⅔ своего веса. После работ знаменитого Пастера (1857—1862 гг.) для сохранения молока стали применять стерилизацию (т. е. удаление микробов) путем нагревания при 70—75°. Пастеризация, применяется повсеместно и сейчас.
12 марта 1782 г. Уатт взял патент на механизм для превращения поступательно-колебательного движения поршня в цилиндре во вращательное, так называемую планетную систему. Уатту пришлось отказаться от более простого устройства (мотыль с шатуном), так как на такой механизм некий Пикар взял патент в 1782 г. Уатту пришлось прибегнуть к другому устройству. Когда истек срок патенту Пикара, Уатт стал пользоваться мотылем.
|
Солнечно-планетная система колес Уатта |
17 марта 1915 г., 20 лет назад, дирижабль Цеппелин-13 произвел впервые интересный маневр. Скрывшись в облаках, он на канате спустил гондолу с наблюдателем, который по радио руководил дирижаблем и бомбардировкой бомб. Между прочим в марте того же года цеппелин впервые появился над Парижем и бомбардировал его.
18 марта 1900 г. в Швеции впервые добились успешной выплавки стали по тигельному процессу в печи, согреваемой индукционными электрическими токами по способу Ф. А. Кьеллина. В экономическом отношении этот способ один из самых дорогих, но зато обеспечивающий наилучшее качество электростали. Другой способ электрической плавки в печах с дуговыми лампами дешевле и сравнительно со способами выплавки без применения электрической энергии имеет те достоинства, что допускает наилучший контроль за процессом, с возможностью легкого управления составом как жидких фаз (шлак, металл), так и газовых фаз. Но сравнительно с индукционной электроплавкой дуговая имеет те недостатки, что в ней трудно устранить засасывание воздуха в полость печи, причем угли электродов оказывают вредное химическое действие на процесс. Электросталь в индукционных печах выплавляется в настоящее время большими порциями — весом до 1 т, что тоже не осуществимо в дуговых печах. Итак, наиболее совершенная электросталь празднует свое тридцатипятилетие.
|
Электропечь для плавки стали |
18 марта 1905 г. германское Газовое общество в Дюссельдорфе взяло патент на применение гремучего газа (струи водорода с кислородом) для резки железных и стальных плит. Это «режущее пламя» такой высокой температуры, что нужно всего несколько секунд, чтобы разрезать (расплавить) стальную глыбу диаметром до одного метра. Сейчас этот способ нашел огромное применение в технике.
|
Резка металлической плиты пламенем |
20 марта 1800 г. итальянский физик Александр Вольта сообщил письмом Лондонскому научному обществу об открытой им гальванической батарее, получившей название «вольтов столб». Это письмо в том же году было опубликовано в трудах Лондонского общества, членом которого Вольта состоял с 1791 г. Открытием вольтова столба был закончен по существу длинный ученый спор, который возник после обнаружения анатомом Гальвани известных явлений — движений лап препаратов лягушки при соприкосновении их с металлом. Гальвани доказывал, что в основе явления лежат свойства животного тела, а Вольта видел первопричину в соприкосновении разнородных металлов. Исследовав взаимодействие различных металлов (вольтов ряд), Вольта соорудил свою батарею из кружков меди и цинка (с прослойками из смоченного сукна), так как он выяснил, что между этими металлами действие наиболее интенсивное. По словам ученого Араго: «этот столб из разнородных металлов, разделенных небольшим количеством жидкости, является достижением, чудеснее которого ничего и не изобретал человек, не исключая даже телескопа и паровой машины». В 1801 г. Вольта демонстрировал свои опыты в Париже, в Академии наук и непосредственно Наполеону, после чего ею достижения сделались предметом изучения и дальнейшего развития во всех странах.
|
Александр Вольта |
23 марта 1869 г. немцы Либерман и Гребе получили прусский патент на открытый ими искусственный ализарин. Ализарин — растительная краска — был впервые извлечен из корня марены в 1826 г. (до того с древних времен растения марена и крапп применялись для окраски тканей, бумаги, шерсти, шелка и других материалов). Однако в течение свыше 40 лет химикам никак не удавалось выяснить химический состав ализарина. Либерман и Гребе, работая над ализарином, нашли, что при накаливании с цинковой пылью ализарин легко переходит в антрацен — углеводород, имеющийся в каменноугольном дегте; при этом они установили обратимость процесса — антрацен переходит в ализарин. Так была получена синтетическим путем первая краска растительного происхождения. Разработка заводских способов для добычи ализарина длилась недолго, и уже в 1870 г. Баденская анилиновая и содовая фабрика начала выпускать синтетический ализарин на рынок.
Так шестьдесят пять лет назад положено было начало крупнейшей отрасли химической промышленности по добыче искусственных красителей.
27 марта 1855 г. англичанин Джон Боурн получил британский патент на складную фотокамеру, в которой передняя часть с объективом. соединяется с помощью раздвижного меха из кожи или прочной ткани с задней частью, где располагается матовое стекло.
Это произошло после того, как в 1848 г. первоначальные бумажные негативы были заменены стеклянными пластинками, а в 1851 г. был введен в светопись мокрый коллодионный процесс: вместо белка (с йодистым кали), применявшегося раньше, эмульсию на пластинках стали делать из коллодия (способ, сохранившийся до сих пор). Изобретение Боурна, создав параллельно рациональную камеру, расширило применение фотографии.
|
Карикатура на фотографию (1855 г.) |
29 марта 1810 г., ровно 125 лет назад, германский механик Кениг взял патент на свою скоропечатную машину. Машина эта нашла себе применение в Англии в типографии газеты «Таймс». Она давала 1 000 оттисков в час. Уже в 90-х годах прошлого столетия эта машина была заменена ротационной машиной, которая могла давать до 30 тыс. оттисков в час. Сейчас это количество превзойдено во много раз.
|
Схема скоропечатной машины Кэнига |
30 марта 1905 г., ровно 30 лет назад, германский химик—изобретатель ауэровской горелки — Карл Ауэр фон-Вельсбах сделал доклад в Венской академии об открытом им новом элементе, который он назвал «иттербием».
Комментариев нет:
Отправить комментарий