Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

01 января 2021

Комсомольский „Осборн“

Н. ГИНЗБУРГ

Литейная ковкого чугуна автозавода им. Сталина оборудована по последнему слову американской и немецкой техники. Все оборудование рассчитано на поточную систему производства и механизированы все процессы кроме выбивки опок. Механизация пронизывает все операции, и везде сложные механизмы ускоряют и облегчают наш труд. Начиная от загрузки шихты в вагранки, на формовке, разливке, отжиге и травке, везде работают механизмы и таким комплектом их не может похвалиться ни один из капиталистических заводов. Здесь, в нашей литейной ковкого чугуна собраны лучшие машины лучших мировых фирм.

Поточное производство основано на работе машин, и машины нашего конвейера в своей совокупности создают единую производственную цепь: если из цепи выпадает одно из звеньев, конвейер либо не может работать либо работает с перебоями и не в полную мощность. Среди других сложных агрегатов литейной ковкого чугуна работают формовочные машины американской фирмы «Осборн». По своей системе, компактности и производительности это на сегодня лучшие формовочные машины. Как и всякая машина, отработав положенное время, «Осборны» изнашиваются, и для бесперебойной работы конвейера выбывающие из строя машины должны быть своевременно заменены. А ввоз машин из-за границы —  это расход валюты.

В решениях XVII съезда партии о нашем заводе сказано: «...расширение московского автозавода им. Сталина до 80 тыс. машин...»

В нашем отделе уже накопился достаточный опыт эксплуатации формовочных машин и, естественно, когда назрела необходимость замены «Осборна», встал вопрос о выпуске пробной формовочной машины этого типа из своих материалов и своими силами для дальнейшего изготовления целой серии таких станков. Инициативу начальника литейной Горбунова поддерживал механик отдела

Савватаев, и немедленно техбюро нашего отдела начала снимать с машины чертежи. Эту работу прекрасно выполнил молодой конструктор Сукачев. Модельный цех сейчас же начал изготовление моделей, а через два месяца из нашего сталелитейного цеха начали поступать отливки деталей машины.

Когда все отливки были готовы, 23 августа по предложению молодежи ремонтно-механического цеха было решено собрать машину и пустить ее в производство к XX МЮД.

И 1 сентября, в срок, машина была собрана, пущена и показала на пробе, а потом и в эксплуатации качества, не уступающие заграничным.

Формовочная машина «Осборн» модели 559, типа протяжных встряхивающих машин, предназначена для формовки верхней половины деталей автомашины. В машине 34 основные части и вес ее в собранном виде - 579 кг. Машина установлена на 3 колесах и может работать как на плацу, так и на линии. Среднее число ударов (число двойных ходов) — 69. Нормальное давление воздуха в сети 6 ат.

Общая схема формовочной машины "Осборн", модель № 559. Машина собрана молодежью ремонтно-механического цеха Автозавода им. Сталина к XX МЮД

В цилиндре тряски 1, вставляющейся в станину и укрепляющейся к ней болтами, ходит поршень тряски 2, представляющий собой цельную отливку со столом 3. К столу тряски 3 крепится модельная доска а с укрепленной на ней моделью В. В двух боковых цилиндрах 4 и 5, отлитых как одно целое со станиной, ходят две подъемные скалки 6 и 7; в верхней части подъемных скалок жестко укреплена шпильками штифтовая рама подъема. На этой раме укреплены четыре регулирующих кулачка 21, с укрепленными на них четырьмя штифтами 9 рамы подъема 8. Регулирующие кулачки вместе со штифтами могут передвигаться в пазах штифтовой рамы подъема 8. Таким образом передвижениями регулирующих кулачков имеется возможность менять по мере надобности размер надмодельной плиты, а в пределах расстояния между штифтами.

Поршень со столом с модельной плитой и моделью, 2 — поршень тряски, 3 — стол тряски, А — модельная плита, В — модель изделия

Штифтовая рама подъема служит для подъема (протягивания) надмодельной плиты а, установленной на ней заформованной опокой. Подъем штифтовой рамы производится сжатым от 4 до 6 ат воздухом. По трубопроводам сжатый воздух поступает в нижнюю часть левого 4 и правого 5 цилиндров под поршневые скалки подъема 6 и 7. При этом происходит одновременный подъем поршневых скалок и связной с ними штифтовой рамы подъема.

Одновременность подъема поршневых скалок осуществляется следующим образом. Штифтовая рама подъема 8 шпильками шарнирно соединена с хомутиком 11. По краям хомутика шпильками шарнирно связан с левым и правым натяжными звеньями 12 и 13, которые в нижней своей части укреплены шарнирно на шпильках 15, закрепленных в станине. При подъеме вверх поршневых скалок 6 и 7 в направлении II хомутик 11 поворачивается на шпильке В в направлении I. В этом же направлении отклоняется верхняя часть А натяжного звена 12 и 13, нижняя же часть натяжного звена качается на шпильке 15. То же происходит с левой поршневой скалкой подъема. Вследствие связности обеих поршневых скалок подъема помощью хомутика и системы рычагов подъем обеих поршневых скалок происходит одновременно и возможность неодновременного подъема поршневых скалок совершенно устранена.

Система рычагов, служащая для равномерности подъема скалок

Тряска происходит так: сжатый от 4 до 6 ат воздух поступает в цилиндр тряски, проходя трубопровод 10 и канал, с другой стороны которого вворачивается болт 14. Канал соединен отверстием с цилиндром тряски. Болт 14 служит для регулирования величины сечения, через которое воздух поступает в цилиндр тряски.

Воздух, поступающий в цилиндр тряски, поднимает поршень тряски до тех пор, пока нижняя кромка поршня не откроет выхлопные окна 16, через которые воздух выходит в атмосферу. При этом поршень тряски со столом и формованной опокой падает. Удар при падении стола уплотняет землю в опоке.

Для предотвращения поворота, поршня со столом во время работы, в столе тряски 3 укреплена направляющая шпилька 17, направлением для которой служит втулка 18, укрепленная в приливе цилиндра тряски.

В нижней части стола укреплен вибратор 19, работающий сжатым от 4 до 6 ат воздухом. В вибратор воздух подается через шланг 20. При работе вибратора происходят частые колебания модели, чем достигается освобождение заформованной опоки от модели. Для обдувки модельной плиты с моделью и заформованной опоки служит обдувной клапан, соединенный шлангом с воздушной магистралью.

Детали машины "Осборн". 2 — 3 — стол с поршнем, 19 — вибратор, 20—подвод воздуха к вибратору

Машина 7 установлена на полу в литейной. В полу у машины имеется соединенная с бункером 3 решетка 2 для сбрасывания через нее излишней земли на ленточный конвейер 4, проходящий в тоннеле под линией формовочных машин. Слева формовочного станка имеется рольганг 5, имеющий наклон в направлении, указанном стрелкой; рольганг служит для обратной транспортировки пустых опок от выбивки к формовочной машине. Справа движется в направлении, указанном на рисунке стрелкой, конвейер 6 для транспортировки заформованных опок от формовочных машин к заливочной площадке.

Схема рабочего места формовочной машины 1, установленной на полу в литейной. На полу у машины имеется соединение с бункером — 3, решетка — 2 для сбрасывания через нее излишней земли на ленточный конвейер — 4, проходящей в тоннеле под линией формовочных машин. Слева наклонный рольганг — 5 для обратной транспортировки пустых опок. Справа конвейер — 6, транспортирующий заформованные опоки.

Заформованная опока снимается со стола подъемником 7, подвешенным к кошке, катящейся по монорельсу 9, идущему к сборочному рольгангу станка 8, формующего нижнюю половину того же изделия. В опоку земля насыпается из бункера 10, расположенного над машиной и укрепленного к раздаточному конвейеру земли III, проходящему над линией формовочных машин.

Принципы тряски формовочной машины

Такую машину предстояло нам сделать у себя. И в этой работе перед нами стояли немалые трудности. Имеющиеся в литейной металлообрабатывающие станки ни в коей мере не отвечали тем требованиям и нормам, которые были нужны при изготовлении «Осборна».

Практики проектирования и производства у нас не было и лишь благодаря повседневному изучению рабочими этой машины в процессе эксплуатации мы все-таки сумели ее изготовить. Срок работы был самым жестким, а работа достаточно сложной и канительной. И только точность изготовляемых деталей могла обеспечить хорошие качества будущего станка и взаимозаменяемость частей, и наши токаря Борисов, Кремин, Воронов и Зайцев, возглавляемые мастером Герасимовым, показали подлинные образцы точности, аккуратности и быстроты в изготовлении машины.

Быстрота и четкая организация сопровождали всю нашу работу по выпуску «Осборна». Первым заговорил о нем комсомолец ремонтно-механического цеха. Он утром 23 августа предложил пустить машину к 1 сентября. Предложение было сделано в 10 часов утра, а уже к 11 часам у комсорга отдела Шкоды собрались все те, кого касался выпуск машины. Начальник литейной Горбунов, его зам. по техчасти Фигер, зам. механика Корнеев, мастер Герасимов, бригадир Царев, парторг Захаренко и все токаря и слесаря, которые должны участвовать в изготовлении машины.

На повестке стоял один вопрос: сумеем ли мы, имея на руках только отливки, за 7 дней механически обработать и собрать машину в подарок МЮД? После тщательного разбора всех возможностей приняли решение собрать и сдать в эксплуатацию формовочную машину 559 к 1 сентября, и с этого часа закипела работа. Был составлен точный план изготовления всех деталей по дням. К каждому слесарю и токарю прикреплялись определенные детали, и товарищи отвечали за качество и сроки изготовления.

Начали проверять имевшиеся отливки и оказалось, что на кронштейн воздухораспределителя и на штифтовые кулачки не было ни моделей, ни литья. Отсутствие этих деталей грозило срывом своевременного выпуска машины.

Мы немедленно дали цеховой заказ в модельный цех, предупредив модельщиков, что это детали к той формовочной машине, которую молодежь литейной изготовляет к МЮД. Детали тут же пошли в работу, а проверку хода изготовления возложили на комсомольца планировщика Молдавского. Молодежь модельной горячо взялась за работу, наш заказ выполнили, не считаясь со временем, не ограничиваясь рабочим днем, и модели были сделаны в 3 дня. Но изготовление моделей было только полдела, необходимо было отлить эти детали из чугуна. Отправив модели в сталелитейный цех, мы и там встретили живой отклик — все уже знали, что детали идут на формовочную машину. Через два дня мы уже получили отливки деталей из сталелитейного цеха.

Теперь надо было преодолеть новую трудность — обточить поршень. Имевшийся у нас единственный токарный станок «Гольдберг» для обточки деталей таких размеров выпущен и работает с 1894 г. На таком изношенном станке было очень трудно обточить поршень с той точностью, которая требовалась. Обтачивать поршень взялся сам мастер Герасимов и после нескольких смен непрерывной работы он наконец добился нужной точности изготовления.

Не было ни одной минуты, когда бы слесаря Елисеев, Федоров и Девочкин, руководимые молодым, но опытным бригадиром Царевым, стояли без дела. При задержке с какой-нибудь деталью слесаря тут же переключались на другую. Все были охвачены желанием пустить машину в срок. Зам. механика Корнеев, на всем протяжении изготовления станка, помогавший нам практическими указаниями в затруднительных случаях, не ограничивался одними указаниями и то и дело сам принимался за разметку сложных деталей. Машину нужно было фактически собрать не в 7, а в 6 дней, так как после изготовления и сборки предстояла покраска и сушка и только тогда «Осборн» мог пойти на линию.

С каждым днем дело близилось к концу. Оставалась одна сложная деталь — воздухораспределитель. Его делал бригадир Царев, и после двух смен непрерывной работы, когда собрали и эту часть и включили воздух, оказалось, что воздухораспределитель подает воздух только на тряску, а на подъем воздух не попадает. Царев остался работать. На утро, когда мы пришли на работу, подходит улыбался Царев: «А все-таки я его раскусил». Когда обнаружили, что воздухораспределитель работает плохо, Царев разобрал его, стал внимательно проверять отдельные его детали, и докопался, что одно отверстие (там их восемь) для входа воздуха было случайно залито при отливке. Царев просверлил отверстие, и когда собрали распределитель, он заработал превосходно.

Теперь оставалось нарядно одеть станок к празднику, и особое внимание мы обратили на чистоту и зачистку. Наши старания не пропали, и зам. начальника отдела, иностранный специалист, Фигер, глядя на свеженький станок, сказал: «Да, этот станок не уступит заграничным как по качеству, так и по наружной отделке».

Импортный «Осборн» стоил советской промышленности 1 500 долларов золотом в 1930 г. Нам эта машина обошлась в 1934 г. в 1 650 рублей.

На торжественном вечере, посвященном XX МЮД, начальник литейной Горбунов, благодаря молодежь, изготовившую станок, высказал надежду, что при расширении отдела несомненно видное место в нем займет то оборудование, которое мы сделаем своими руками.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.