Л. СКЛЯР
Двадцать третьего марта 1918 г. жители Парижа были ошеломлены невероятным я грозным событием: немцы обстреливали город артиллерийским огнем. Фронт находился на расстоянии 100 км, и это в 3—4 раза превышало дальность огня самых дальнобойных в то время орудий. Однако 15 убитых и 36 раненых, пробоины в стенах домов, на улицах и площадях, воронки до 5 м диаметром и 2 м глубиною — все это подтверждало, казалось бы, невероятный факт: немецкие снаряды громили Париж.
Занялись тщательным исследованием направления пробоин в стенах парижских зданий и по ним определили район расположения орудий.
*
Это была лесистая местность в расположении немецких позиций, прорезанная железнодорожной колеей. Французские летчики тщательно осмотрели это место с воздуха и сфотографировали его. Была довольно легко обнаружена железнодорожная ветка, отходящая от главного пути в лесу и в нем же заканчивавшаяся; в пункте окончания ветки очевидно и должна была находиться батарея, скрытая под деревьями.
Однако легкость, с которой ее удалось найти, показалась французам подозрительной: нельзя было допустить, чтобы немцы, всегда так тщательно скрывавшие свои артиллерийские позиции, оставили бы эти почти открытыми. Очевидно здесь была обычная хитрость: ложная батарея, т. е. грубое подобие батареи, фальшивое сооружение, сделанное для отвода глаз, для того чтобы привлечь наблюдение и огонь противника и отвлечь его от поисков действительной, стреляющей батареи. Поиски продолжались.
После тщательных наблюдений и изучения аэроснимков (фотографий, снятых с воздуха), с большим трудам по еле уловимым признакам была наконец найдена вторая ветка, заканчивавшаяся в том же лесу. Наконец-то батарея найдена!
Картина ясна: первая ветка вела к ложной батарее, вторая к действительной, тщательно замаскированной, вместе с веткой, ведущей к ней. Обычная немецкая хитрость. Если бы не ничтожные дефекты маскировки, если бы не мельчайшие упущения в ней, предусмотреть которые не удалось даже при немецкой аккуратности, «боши» (так союзники звали немцев) смогли бы продолжать посылать свои снаряды в столицу «прекрасной Франции» (обстрел продолжался и во время поисков) и терроризировать ее население.
Французские тяжелые батареи были подтянуты ближе к фронту и снарядами своих орудий тщательно «перепахали» весь участок, где была обнаружена немецкая батарея. И в то же время стрельба по Парижу продолжалась с перерывами до 9 августа. Стрелявшая батарея находилась в том же лесу. Над орудиями были устроены из ветвей, подвешенных к натянутой между деревьями проволоке, маски-навесы, сквозь которые орудия нельзя было различить. Ведущая к позициям железнодорожная ветка (для подвоза снарядов и смены тел орудий после определенного количества выстрелов) была замаскирована деревьями в кадках, установленных на железнодорожном полотне, что делало колею совершенно неразличимой среди окружающих ее деревьев.
На полотно железной дороги ставятся кадки с деревьями. Колея неразличима среди окружающих ее деревьев |
Ночью кадки с деревьями снимались с полотна, по ветке пропускались составы, а к утру деревья вновь были на месте. Наиболее тщательно приходилось прятать стрелку — место отхода ветки от главного пути; для этого рельсы ветки прикрывались кусками ткани, подогнанными к цвету и виду грунта полотна дороги.
На полотно кладется ткань под цвет грунта дороги. Этим железнодорожная ветка окончательно укрыта от неприятеля. На снимке — отход ветки от главного пути |
Найденная французами с таким трудом батарея также была ложной, недостатки в ее маскировке были допущены умышленно с тем, чтобы ее все же можно было обнаружить. Ничтожность этих упущений, значительные усилия, необходимые для ее отыскания, наличие второй хорошо заметной ложной батареи должны были убедить французов в том, что найденная ими батарея именно стреляющая по Парижу.
В описанном примере — вся сущность маскировки.
Ее задача — обмануть противника, ее приемы — спрятать то, что есть и показать то, чего нет Средства и способы маскировки бесконечно разнообразны. Расположение войск, скрытое в лесу, устройство ложных построек, раскраска под цвет окружающей местности, распускание ложных слухов, сооружение масок, скрывающих то, что под ними или за ними находится, — и стало невидимым для противника, применение одежды, скрывающей бойцов от глаз противника и ослепление его наблюдателей дымом... Маскировка должна обмануть наблюдателя, гладящего из окопа и с высоты дерева, дать ложную картину летчику-наблюдателю и дешифровщику (специалисту по изучению и расшифровке аэроснимков), сбить с толку шпиона, наблюдающего под видом местного жителя войска, их расположение и передвижение.
Так выглядит замаскированная местность, заснятая с самолета. Такие снимки вводят в заблуждение расшифровщиков |
Маскировка должна помешать работе звукометрических станций, определяющих положение батарей по звукам выстрелов; обить с пути ночного бомбардировщика, летящего разрушать фабрики, заводы, электростанции, склады; спутать разведчика-радиста, определяющего положение радиостанций, а по ним и расположение частей. Задача маскировки — ввести в заблуждение командование противника, скрыть от него действительные силы, средства, их расположение, действия и намерения, вынудить его действовать вслепую или толкнуть его мысль по ложному пути.
В маскировке нуждается прежде всего индивидуальный боец-стрелок, чтобы не быть замеченным на поле боя и не попасть на мушку противника. Для этого и служит защитная одежда. Для бойцов, которым необходимо приближаться к противнику как можно ближе и нуждающихся в силу этого в особо тщательном укрытии, существуют специальные маскировочные костюмы, надеваемые поверх обычного обмундирования. На эти костюмы нашиты пучки мочала, окрашенной в зеленый цвет и настолько похожей на траву, что лежащие в этих костюмах на лугу бойцы остаются незамеченными в нескольких шагах.
На маскировочные костюмы солдат нашиты "пучки мочалы, окрашенные под цвет травы |
Люди в таких костюмах (на снимке они лежат в траве) почти незаметны |
В позиционный период империалистической войны, когда противники многие месяцы сидели друг против друга в окопах на расстоянии сотен метров, маскироваться было трудно: каждый пустяк, каждая кочка, каждый камень между окопами и в расположении противника были точно изучены. Нужно было тщательно следить за всем, что делается у противника, за малейшими передвижениями в его расположении, за мельчайшими изменениями в нем. Это надо было делать так, чтобы противник не увидел наблюдателя, не догадался, откуда за ним следят; каждая голова, появившаяся над бруствером окопа, немедленно оказывалась простреленной, всякая подозрительная точка поливалась огнем пулеметов и подвергалась ожесточенному артиллерийскому обстрелу.
*
Если в удобном для наблюдения месте было дерево, то его тщательно зарисовывали, и фотографировали, делали из листового железа точную копию, пустую внутри, и окрашивали; настоящее дерево ночью тихо спиливали и устанавливали на его место искусственное дерево, через которое и смотрел в перископ наблюдатель. Подобным же образом изготовляли и применяли макеты пней, камней, чучела дохлых лошадей.
Дерево, казалось бы, не вызывает никаких подозрений наблюдателя. Оно ничем не отличается от других деревьев |
Но вот, что скрывается в стволе одинокой сосны. Дерево сделано из металла. В нем сидит наблюдатель или скрыт перископ для наблюдений за противником |
Эта лошадь тоже "маска". Но среди десятков трупов людей и животных нелегко отличить настоящие трупы от искусственных от тех которые сделаны так, чтобы обмануть врага |
В искусно сделанной трупе лошади устроена специальная будка для наблюдателя. Он прекрасно видит передвижения вражеоких частей |
Сложнее задача маскировки подвижных предметов — орудий, бронемашин, танков. Для танков и броневиков надо было добиться такой раскраски которая годилась бы для всякой местности, на которой они могут оказаться: сделать их вовсе невидимыми на любом фоне нельзя, и маскировка стремится сделать их неузнаваемыми, превратить в груду бесформенных пятен, в которых нельзя различить то, что покрыто этим «камуфляжем». Броневик раскрашивают бесформенными разноцветными пятнами, часть которых сливается с окружающей местностью и не различается наблюдателем противника, а по пятнам, оставшимся заметными, не удается узнать бронемашину.
Есть однако случаи, когда фон настолько своеобразен, что никакая раскраска не может скрыть на нем предмета. Это — море и корабль. Окрасить корабль под цвет неба и воды нельзя, цвет их слишком разнообразен и изменчив в зависимости от времени дня и погоды.
Не только металл и ткань служат маскировке. Прекрасное прикрытие — это дым. Завеса из него может охватить большое пространство и укрыть крупные войсковые группы |
Здесь маскировщик действует хитрее. Для того, чтобы попасть снарядом в движущуюся цель, артиллеристу надо знать расстояние до цели, направление и скорость ее движения. Это вычисляется с помощью специальных приборов. Когда это приходится делать на земле, стреляя по людям или танкам, дело облегчается различными местными предметами — деревьями, постройками; на море таких предметов-ориентиров нет, там все данные для стрельбы приходится определять по видимости самого корабля. Этим и пользуется маскировка, раскрашивая корабли таким образом, чтобы помешать правильно определить направление движения и расстояние до корабля. Таким образом, хорошо видя свою цель, корабль противника тем не менее принужден понапрасну расходовать свои снаряды.
Корабль, окрашенный в пестрые цвета, трудно различим издали. На фоне волн он выглядит бесформенным пятном, на которое очень трудно наводить прицел и точно рассчитать дистанцию |
Иначе приходится действовать, когда необходимо скрыть массовое движение пехоты или танков. Ни раскраска, ни одежда здесь помочь не могут, так как на большом и зачастую открытом участке атаки многочисленные, быстро движущиеся вперед человеческие фигуры или машины будут хорошо заметны во всякой одежде и при всякой раскраске и чем ближе они будут к противнику, тем лучше будут видимы. Возможны большие потери и в людях и в машинах. Нужно какое-то массовое маскировочное средство, которое скрыло бы на несколько минут от противника поле боя и не дало бы ему возможности увидеть, где именно, в каком направлении и какие силы его атакуют. Это средство было найдено в виде дымовой завесы. Такая завеса, поднятая впереди наступающих войск при помощи дымовых шашек, снарядов или самолетов, сразу ослепляет противника, вынуждает его вести неприцельный огонь, действительность которого незначительна.
Подобным же образом применяются дымзавесы и в морском бою, где шашки заменены буйками и корабли идут, скрываясь за завесами, поставленными самолетом, или за дымом, выпущенным из труб и специальных аппаратов самого корабля.
*
Для маскировки наступления не всегда однако достаточно одного дыма, дым помогает в последнюю минуту, да и то, если позволяет погода. А наступление на большом участке фронта больших масс войск требует огромной и длительной подготовки. Каким же образом можно было скрыть тысячи подвозящих людей и снаряжение поездов, транспортов, обозов, передвижение сотен тысяч войск или сотни километров отрываемых окопов — от глаз летчика, от наблюдателей в окопах противника, от его шпионов в нашем тылу. Эта задача стояла и перед командованием Юго-западного фронта старой русской армии весной и летом 1916 г., когда нужно было прорвать австрийский фронт. Решив, что спрятать всю подготовку к прорыву все равно не удастся, командующий фронтом Брусилов (после вступивший в ряды Красной армии и бывший инспектором кавалерии) решил вести ее так, чтобы австрийцы, наблюдая за подготовкой к наступлению, не могли бы принять действительных мер для его отражения. Надо было помешать австрийцам определить, где именно и когда будет нанесен им удар.
Атака была намечена на участке одной из четырех армий, входивших в состав фронта; но подготовка велась во всех четырех армиях и при том по всему фронту каждой из них.
В этом была основная идея обмана — заставить противника ожидать атаки на всем протяжении фронта и этим лишить его возможности угадать место действительного удара и принять своевременные меры к его отражению. По всему фронту, растянувшемуся на несколько сот километров, рыли окопы, ходы сообщения, пулеметные гнезда, строили убежища и оклады, прокладывали дороги, сооружали артиллерийские позиции. Австрийцы недоумевали: картина подготовки к наступлению была ясна и несомненна, но она противоречила всем установившимся за два года войны способам атаки и даже «вековечным» принципам войны — бить сосредоточенным ударом в одном месте.
Допустить, что русские будут наступать на всем фронте, на всех участках, где ведется подготовка — немыслимо, на это не хватит никаких сил и средств; значит удар будет нанесен где-то в одном месте. Но где же именно?
А подготовка шла своим чередом. О месте действительного удара знали только командующие армиями. Подвозившиеся для усиления войска не выводились на передовые линии до самых последних дней, когда уже было поздно принимать каких-нибудь контрмер. Для ознакомления с местностью и расположением противника от вновь прибывающих частей разрешалось высылать вперед лишь небольшое количество начальствующих лиц и разведчиков. Солдат и офицеров продолжали увольнять в отпуска, чтобы даже таким путем не обнаружить близости дня наступления. Отпуска были прекращены лишь за неделю до атаки, и то без объявления об этом в приказе.
Атака, начатая 23 мая, увенчалась успехом: расположение противника было прорвано в широких размерах, к полудню 24 мая было взято 40 тыс. пленных, много орудий и пулеметов. Всего в результате этой операции было захвачено 25 тыс. кв. верст и свыше 400 тыс. пленных. Немалая доля этого успеха должна быть отнесена за счет описанный маскировочных мероприятий.
Совсем иными способами обеспечивал себе внезапность нападений во время гражданской войны Махно. В селение, которое требовалось занять, въезжал свадебный поезд: десятки повозок с лошадьми, убранными цветами и лентами, с женихом и невестой в свадебных уборах и многочисленной разряженной свитой, с гармониками и с песнями. На центральной площади процессия останавливалась и по сигналу «невесты» (самого Махно) на глазах у всех превращалась в вооруженную до зубов банду. Вариантом этого приема являлся приезжающий на базар обоз с различным товаром. На базарной площади капуста, помидоры и прочее продовольствие летело с возов на землю, из-под него появлялись винтовки, пулеметы, ручные гранаты.
В борьбе с бандитами и белогвардейцами и части Красной армии прибегали иногда к переодеванию в форму старой царской армии, особенно при разведке в тылу у белых. Ночные передвижения, укрытие в лесах и оврагах, строжайшее соблюдение тишины и порядка в движении обеспечили успех многих наших боевых операций в гражданскую войну.
Много труднее было обеспечить тайну сосредоточения и передвижения войск во время империалистической войны. На одном из участков англо-французского фронта немцы занимали местечко Сен-Пьер-Капелль, являвшееся прифронтовым этапным пунктом, через который шла единственная на этом участке фронта дорога в тыл. И на этой дороге и в районе местечка в 1917 г. творилось нечто странное с точки зрения английских летчиков и командования. На дороге не наблюдалось никакого движения. В районе Сен-Пьер-Капелль не было ни стоянок обозов или парков, ни движения людей или повозок. На аэроснимке, сделанном с этого местечка, лишь видна фигура всадника, гонящего трех лошадей по главной улице и ничего больше.
В действительности огромные участки полей в окрестностях местечка были покрыты плоскими крышами-масками, на которых были изображены поля. Естественная разноцветность полей создавалась различным наклоном крыш (до 10—15° к горизонту), в силу чего некоторые участки казались светлее, а некоторые темнее. Поля были окрашены в натуральные пестрые цвета, на полях были устроены скирды хлеба, копны сена, накрашены тропы и дороги. Крыши-маски были сделаны из фанеры, и уклоны обеспечивали сток воды. Своей северной стороной они примыкали к домам селения, что скрывало тени и обеспечивало хорошо скрытый вход под эти маски через дома. Под масками и сосредоточивались войска, повозки, автомобили, орудия; под ними проходила и часть дорог. Дороги и улицы в селении были на нужных участках крытыми, а на маске было нарисовано полотно дороги, казавшееся летчикам на снимках безлюдным, но под ним происходило самое интенсивное движение.
Наклонная крыша, под которой немецкие войска скрывали свои передвижения. С самолета эта крыша казалась естественной почвой |
На покрытии над участком железной дороги и станцией были изображены ложные вагоны, домики и штабели какого-то имущества. Под крышей было то же самое, но уже настоящее, и покрытие должно было изображать бездействующую конечную станцию железной дороги. Применение масок, укрывающих от наблюдения с воздуха, масок в виде горизонтальных крыш или навесов — и на сегодняшний день находит широчайшее применение в маскировочном деле. Для масок применяются главным образом сетки с пучками зеленой мочалы, ветвями и кустиками. Преимущества этих масок перед немецкими крышами из фанеры — легкость, простота устройства, дешевизна.
В заключение нашего беглого очерка надо упомянуть еще об одном интересном примере. В конце империалистической войны немецкие бомбардировщики сильно донимали Париж ночными налетами. Помимо многочисленных зенитных орудий и истребительных самолетов, защищавших французскую столицу своим огнем; помимо прожекторов и звукоулавливателей, помогавших обнаруживать немецкие самолеты, летящие на больших высотах и расстояниях, французы решили привлечь к борьбе с немцами и маскировку. Требовалось спрятать действительный и создать ложный Париж.
Для этой цели число наружных огней было сокращено до минимума, над фонарями были устроены колпаки, отражавшие свет на землю, освещенные участки земли чернились углем, золой, шлаком, чтобы уменьшить блеск и видимость освещенной площадки; световые рекламы были упразднены, окна частных квартир должны были быть закрыты плотными занавесями и ставнями. Стекла витрин, фонарей общественных мест, которые нельзя было оставить без света (вокзалы) окрашивались синей краской. При сигнале о налете Париж погружался во тьму и лишь кое-где брезжил слабый голубой свет. На крышах домов были установлены дымовые приборы, в пять минут заволакивавшие дымом весь город.
На некотором отдалении от города, на излучине Сены (река, на которой стоит Париж) по размерам и очертаниям сходной с излучиной, имевшейся в самом городе (реки и озера сравнительно хорошо видны ночью с самолета), был построен ложный Париж. Легкими деревянными постройками, окрашенной тканью, раскраской самого грунта, многочисленными огнями были намечены некоторые улицы, площади, вокзалы, дороги. Планировка их была схожа с действительной планировкой. По сигналу о налете немцев в Париже тушились огни и зажигались ложные. Однако, когда немцы приближались, освещение ложного Парижа тоже уменьшалось, изображая несколько «запоздалое» затемнение настоящего города.
В настоящее время развитие авиации и аэрофотосъемки, технических средств наблюдения и разведки требуют дальнейшего усовершенствования маскировочного дела. Маскировка должна непрерывно сопровождать все действия войск при всех условиях боевой обстановки. Ее должен знать и уметь использовать каждый боец я командир.
Комментариев нет:
Отправить комментарий