Т. ВАРЛАМОВ. А. ЖИВОТОВСКИЙ
Мировая война была эрой разрушения громадных масс материальных ценностей. Было уничтожено 20% всех военных судов и тысячи коммерческих пароходов, транспортов, кораблей. Из 78 линейных кораблей и крейсеров, погибших в мировую войну, почти половину потопили торпеды, 6 тыс. коммерческих судов были так же разбиты торпедами. Мировая война доказала разрушительную мощь торпеды, ее удельный вес в военно-морских операциях.
Наиболее важное и уязвимое место корабля — его подводная часть, где расположены главнейшие механизмы. Попадание в эту не бронированную часть губит судно или понижает его тактические качества. А торпеда как раз оружие, обычно наносящее удар в подводную часть вражеского корабля.
*
Торпеда — это автоматическая самодвижущаяся мина. После того как она выброшена из торпедного аппарата, она действует вполне самостоятельно: ее приводит в движение собственный двигатель, она точно держит направление, приданное ей при выстреле, забирает заранее установленную глубину, приводит в боевое положение ударники и при ударе о корабль или при прохождении под кораблем производит взрыв заряда. Во всех империалистических флотах идет усовершенствование торпеды и усиливается торпедное вооружение на; вновь строящихся кораблях.
«Автономность» и автоматичность торпеды сделали ее серьезной угрозой для каждого корабля. Торпеда может разрушить подводную часть корабля: ее заряд по весу намного превышает заряд артиллерийского снаряда, а действие взрыва под водой гораздо сильнее, чем в воздухе. Торпеда может быть пущена совершенно внезапно (например с подводных лодок), вес торпедной установки меньше артиллерийских установок настолько, что она может быть установлена на таких малых единицах, как катера.
На учебных занятиях очень важно проследить точность хода торпеды. Для этого пускают торпеду с дымящимся патроном, который показывает путь торпеды |
Дефекты торпеды как боевого средства — ее малая скорость по сравнению с ходом корабля и тот след на поверхности воды, который показывает путь торпеды и дает возможность противнику уклониться от нее. Автоматизация действия торпеды обусловила чрезвычайную сложность устройства и нежность механизмов, требующих самого тщательного ухода. Торпеда имеет, как говорят, «отрицательную плавучесть»; спущенная в воду без завода она потонет, так как непотопляемость ее обеспечивается только движением. Если торпеда не попадает в неприятельский корабль, то, израсходовав весь запас энергии (воздух и керосин), она прекратит движение и затонет. Противник не может выловить не попавшие в него торпеды и направить их против стрелявшего. Кроме того если торпеда свободно держалась бы на воде, на нее мог наткнуться и корабль той стороны, которая ее выпустила. Для учебных торпед делается специальное зарядное отделение и, пройдя установленную дистанцию, торпеда всплывает и затем вылавливается.
"Старт торпеды". На снимке момент вылета торпеды с борта корабля до ее входа в воду |
Уже в мировой войне мощные сверхдредноуты и броненосцы были терроризованы такими малыми кораблями, как торпедные катера. Эти быстроходные морские блохи небольшого водоизмещения (4,5—12 т) в тумане и темноте тихо прокрадывались в расположение противника и, выпустив несколько торпед, стремительно возвращались к своей базе.
*
Торпеда — это сигарообразный снаряд от 5 до 7,5 м длиной и от 450 до 600 мм по диаметру. Вес торпеды 1—2 т, скорость зависит наряду с прочими условиями и от дальности стрельбы и колеблется от 30 до 50 узлов (узел—1,85 км в час). Тело торпеды состоит из четырех органов: это — зарядное отделение, резервуар сжатого воздуха, кормовая часть, в которой располагаются все приборы и механизмы управления, хвостовая часть, несущая гребные винты и рули.
Зарядное отделение бывает боевым и учебным. Боевое делается из тонкой стали и в нем располагается заряд в 100—300 кг взрывчатых веществ и ударник, производящий взрыв. Лобовой ударник находится в передней части зарядника и производит взрыв заряда при ударе о цель. Второй ударник — инерционный — он приводится в действие при ударе торпеды, но сам непосредственно с целью не соприкасается.
Основная часть инерционного ударника — стакан, в который вставляется боек с иглой. На боек надевается пружина, которая одним концом упирается в подвижную гайку, а другим — в стопорную. Вся система удерживается собачкой. После выхода торпеды из аппарата, давление воды приводит в движение вертушку (чека, указанная на рисунке, вынимается перед вставлением торпеды в аппарат), которая через червяк передает вращение шестерне. Шестерня вращает иглу ударника, игла ввинчивается в стопорную гайку и сжимает боевую пружину. Ударник приходит в опасное положение. При ударе колокол покачнется, освободит собачку, которая освободит стопорную гайку, игла наколет гремучую ртуть и воспламенит ее, вызвав взрыв.
Торпедный катер — небольшое подвижное судно, способное незаметно подкрасться к кораблям противника. На этом снимке — торпедный катер итальянского морского флота |
Неконтактные ударники (взрыватели) не требуют соприкосновения с кораблем. Их действие происходит от звуковых, электромагнитных и прочих влияний, получаемых от корабля (шум винтов, действие железной массы корабля и пр.).
Резервуар сжатого воздуха — цилиндр, закрытый по концам сферическими донышками. В нем находится запас воздуха (300— 700 л) под давлением 150—200 ат. Воздух предназначается для работы главной машины и других механизмов торпеды и подается к ним через трубку. На трубке имеется запирающийся клапан, который препятствует проходу воздуха, когда торпеду не предполагается использовать.
До использования торпед на учебных и боевых стрельбах, они испытываются и тщательно изучаются. На снимке — стрельба торпедой на пристрелочной станции |
*
Кормовая часть торпеды разделяется на отделения, в которых помещаются механизмы: подогревательный аппарат, главная машина, гидростат, прибор Обри. Для обслуживания этих механизмов на корпусе имеются отверстия (горловины), закрывающиеся плотно крышками или пробками на резьбе. Отделения водонепроницаемы, так как попадание воды может нарушить работу механизмов.
В отделении подогревательного аппарата идет распределение и регулировка сжатого воздуха, поступающего из резервуара; прекращение подачи воздуха, когда торпеда пройдет заданное расстояние, приготовление газовой смеси для главной машины. В отделении находятся подогревательный аппарат, резервуар для хранения жидкого топлива, масленки, водяная помпа. Все отделение заполняется пресной водой, которая идет для работы главной машины. Воздух из резервуара поступает в машинный кран. Машинный кран соединен с прибором расстояний и приводится в действие во время выхода торпеды из аппарата. Через машинный кран воздух поступает в регуляторы, которые понижают давление и пускают его в подогревательный аппарат. Работа машинных регуляторов начинается только в тот момент, когда торпеда в воде, и они приводятся в действие от удара об воду. Таким образом машина торпеды не может заработать в воздухе, когда винты еще не имеют нагрузки.
Инерционный ударник торпеды |
Пройдя регуляторы, воздух поступает в подогревательный аппарат. Одновременно с воздухом в подогревательный аппарат поступает жидкое топливо. В момент перед поступлением в аппарате начинает действовать зажигательное устройство, которое воспламеняет топливо. Сгорая, топливо обращает поступающую в аппарат воду в пар. Парогазовая смесь через золотники поступает в главную машину и производит там работу. Эта работа двумя пустотелыми валами, находящимися один в другом, передается на гребные винты, которые приводят в движение торпеду так же, как приводятся в движение корабли. Машина в зависимости от конструкции имеет от 2 до 4 цилиндров, мощность — около 200 л. с.
*
Торпеда должна поразить подводную часть корабля и, чтобы не пройти под его дном, она должна держаться на определенной глубине. Управление торпеды по глубине осуществляет гидростат, устанавливаемый на желаемую глубину. Через два диска — подвижный и неподвижный — проходит стержень, на котором находится пружина. Стержень связан рычагами с маятником своеобразной формы, от него идут тяги к рулевой машине, которая перекладывает горизонтальные рули. Подвижной диск с одной стороны находится под давлением пружины, а с другой — воды. Пружина регулируется на давление, необходимое для соответствующего хода торпеды по глубине. Движение диска, происходящее от давления то воды, то пружины, передается маятнику, который приводит в движение рулевую машинку. Назначение маятника — смягчать резкость перекладки рулей, чем достигается более прямолинейный ход торпеды по глубине.
Под действием волны и других причин торпеда могла бы уклониться от заданного ей направления. Все же движение торпеды всегда происходит в нужном направлении и это осуществляет специальный механизм — прибор Обри. Он основан на свойстве волчка (жироскопа) сохранять при быстром вращательном движении вокруг своей оси направление оси, полученное в момент разворачивания волчка. Прибор Обри имеет массивный волчок, карданный подвес и приспособление, приводящее волчок в быстрое вращение. При выходе из аппарата в течение нескольких долей секунды происходит разворот волчка ось которого остается параллельной оси торпедного аппарата, направленного на цель. Сам волчок разъединяется от приспособления. При отклонении торпеды от направления, волчок приводит в действие рулевую машину, которая производит перекладку вертикальных рулей, и торпеда возвращается к первоначальному направлению. Прибор Обри может быть отрегулирован так, что он сам повернет торпеду на заранее установленный угол. Тогда аппарат может не быть направленным на цель. Прибор сам направит торпеду в нужном направлении.
После того как учебная торпеда прошла заданную ей дистанцию, она всплывает на поверхность. Здесь ее вылавливают |
При учебных стрельбах после того, как торпеда пройдет заданную дистанцию, прибор расстояний останавливает работу машинного крана, прекращается подача воздуха, машина останавливается, торпеда всплывает и вылавливается.
*
Действие всех механизмов в момент выстрела происходит следующим образом: торпеда выталкивается из аппарата силой сжатого воздуха или пороховых газов. На торпеде откидывается курок, после чего открывается доступ воздуха к машинному крану, пройдя его, часть воздуха поступает к прибору Обри и разворачивает его, а основная масса воздуха подходит к машинным регуляторам. При ударе о воду начинают работать машинные регуляторы, которые подают воздух в подогревательный аппарат, туда же подается топливо и вода, и начинает работать главная машина.
Десятки лабораторий и испытательных станций изучают законы работы торпедного механизма. На снимке—проверка воздушного резервуара торпеды |
После того, как торпеда начнет нормально работать, вступает в действие гидростат. Когда торпеда отойдет от корабля, вертушка приводит в опасное положение ударник.
Торпедные аппараты выбрасывают торпеду с корабля или с береговой установки в воду. Попав в воду, торпеда дает ход машинам и управляется своими механизмами. Торпеда выбрасывается из аппарата силой давления пороховых газов или силой сжатого воздуха. Сила выстрела невелика, так как не требуется такая большая скорость, как например снаряду, и скорость вылета торпеды из аппарата должна лишь обеспечить ей безопасный полет от аппарата за борт, не задев за него хвостовой частью.
•
Торпедные аппараты для вооружения кораблей разделяются на две основные группы: надводные и подводные. По числу торпед помещающихся в одном аппарате, надводные аппараты бывают ординарные, двойные, тройные и четверные. Разновидностью торпедных аппаратов являются решетчатые, лотковые и бугельные. Они по конструкции очень просты. Решетчатые употребляются при стрельбе на пристрелочных станциях, лотковые —на торпедных катерах и бугельные — на самолетах. Кроме того торпедные аппараты делятся на неподвижные и поворотные—наводящиеся, которые могут следить за целью или заранее устанавливаться.
Наиболее совершенный тип — многотрубные наводящиеся аппараты. Надводные аппараты устанавливаются на миноносцах, сторожевых кораблях, торпедных катерах и крейсерах. Подводные трубчатые аппараты устанавливаются на подводных лодках, больших кораблях (линкоры, линейные крейсеры) и могут помещаться как внутри корабля, так и снаружи. Подводные трубчатые аппараты (от 2 до 8 труб) жестко связаны с корпусом лодки, устанавливаются в носу и корме параллельно длине лодки. Наводка их осуществляется поворотным прибором Обри, а в большинстве случаев поворотом самого корабля.
Из надводных трубчатых аппаратов наиболее распространены 3-трубные наводящиеся аппараты. На крейсерах они обычно ставятся по бортам от одного и до 2 аппаратов на борт, на миноносцах в большинстве случаев устанавливается в диаметральной плоскости корабля от 2 до 4 аппаратов. Аппараты, установленные в диаметральной плоскости корабля, позволяют вести стрельбу на оба борта любым аппаратом, зато уменьшают угол обстрела. Устанавливаемые по бортам увеличивают угол обстрела, но стрельба из любого аппарата может производиться только на один борт.
Тройной торпедный аппарат представляет собою как бы соединение трех трубчатых надводных аппаратов, помещенных на одном основании. Наводящий аппарат может вращаться на этом основании. Наводчик сидит на специальном седле, сделанном на аппарате, и вместе с ним вращается. Перед ним устанавливаются приборы управления стрельбой — прицел, указатель угла поворота аппарата и ручка для производства стрельбы. Стрельба из этих аппаратов может производиться из каждого аппарата отдельно или же одновременно залпом.
Тройной наводящийся аппарат. Он находится над водой и поставлен на барже пристрелочной станции, 1—торпеда, 2—прибор управления стрельбой, 3— труба аппарата, 4— наводчик |
*
Торпедное оружие — основное для миноносцев, подводных лодок и торпедных катеров и вспомогательное для линкоров, крейсеров и сторожевых судов. Миноносцы, подводные лодки и торпедные катера имеют кроме торпедного вооружения и артиллерию, предназначенную для отражения атак, подобных им классов кораблей, и зенитную артиллерию и пулеметы для отражения атак самолетов. Как и всякое оружие, торпеда вызвала противозащиту — специальное устройство подводной части корабля и наружную защиту борта от попадания торпеды в корабль.
Для защиты подводной части сооружаются специальные водонепроницаемые отсеки (отделения), двойное дно и наделки на бортах (були). Для наружной защиты протягивают сетевое заграждение вокруг корабля, однако оно применимо только для кораблей, стоящих на якоре. При движении корабля скорее 3 узлов сети всплывают, и в большинстве флотов сети уже не применяются. Наиболее серьезной защитой от торпед служат специальные наделки на бортах, отдаляющих центр взрыва от жизненных центров корабля — машинного отделения, котельной, пороховых погребов.
Нет никаких сомнений, что в морской войне торпеда есть и будет одним из сильных средств воздействия на противника. Если миноносцам или крупным кораблям трудно подойти близко к противнику, оставаясь недосягаемыми, то торпедные катера нередко производили свои действия в самом расположении противника.
Быстрота хода и малые размеры обеспечивали им сравнительную свободу доступа во вражеские базы, и торпеда поражала врага почти без промаха. Наряду с авиабомбой, летящей с воздуха, торпеда, неожиданно бьющая из-под воды, показала себя даже для защищенных многопудовой броней дредноутов грозным орудием разрушения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий