Пять лет Страна советов высоко держит знамя социалистического соревнования, поднятое по инициативе ленинского комсомола. От первых комсомольских ударных бригад Златоуста год за годом ширилось и росло ленинское соревнование, перерастая в движение миллионов, перебрасываясь с передовых предприятий промышленности в сельское хозяйство, на транспорт, во все отрасли народного хозяйства.
Соревнование дает наибольшие результаты тогда, когда эти формы многообразны и применяются не шаблонно, не слепо, а в соответствии с местными условиями, с особенностями каждого предприятия, колхоза, учреждения.
Первую пятилетку мы окружили большевистской стеной ударных бригад. Рационализацию производства мы осуществляли мощным инициативным движением групп и кружков рационализаторов. Борьбу за четкое планирование, за план, доведенный до рабочего места, мы проводили планово-оперативными группами, сменно-встречным планированием. В борьбу за хозрасчет, за проведение кредитно-денежной реформы мы вовлекали тысячи хозрасчетных бригад. Качество продукции стало главным, решающим показателем всей нашей работы, растет новая форма соревнования — бригады качества, инспекция качества.
Действительно живое, бьющее ключом энтузиазма и инициативы соревнование развернулось лишь там, где сумели наладить гласный учет и повседневную проверку действительного выполнения взятых обязательств. Там, где каждый соревнующийся может в простой и вместе с тем образной форме видеть результаты своего ударного труда, там соревнование превращает труд в «дело чести и геройства».
Там же, где царит стандартный договор, одинаковый и для уборщицы и для инженера, — там неизбежно наступает обюрокрачивание, оказенивание соревнования.
*
Пятую годовщину соревнования мы встречаем во втором году второй пятилетки. Основая задача, решаемая в этом году, — освоение техники. Ленинский комсомол объявил 1934 год — годом похода за освоение техники. Основным методом, с помощью которого задачи этого похода могут быть решены, является социалистическое соревнование.
Именно этим объясняется исключительное внимание ленинского комсомола к новой форме социалистического соревнования — общественно-техническому экзамену. Общественно-технический экзамен — это высшая форма соцсоревнования, направленная на освоение новейшей техники и культуры труда. Экзамен является формой гласного отчета каждого комсомольца в своей работе, в своем техническом росте, в том, как воспитывает он себя хозяином своего рабочего места, оборудования, предприятия, страны.
Мы придаем огромное значение общественно-техническому экзамену еще и потому, что он рождает новые формы производственной инициативы молодежи.
Вот например на московском инструментальном заводе «Фрезер» выясняется, что комсомолец, сдавший экзамен на «отлично» ломает станок. Комсомольцы организуют научно-технический суд над поломками оборудования. Подготовку к суду они превращают в школу изучения оборудования. В пролетах выделяются посты по охране оборудования. Вместе с наладчиком и операторами каждой группы станков они систематически осматривают все станки, предупреждая возможные поломки. Они привлекают профессуру и аспирантов научно-исследовательского института станкостроения для детального и глубокого изучения причин поломок.
В результате этой работы они убедились в том, что основной причиной поломок является незнание рабочими оборудования, обезличка в уходе за ним и небрежность обслуживающего персонала. Вся общественность завода мобилизуется на борьбу с поломками оборудования и станколомами, ищет и находит пути к уничтожению поломок.
На заводе «Серп и молот» в Москве отличники не выполняют свой план. Комсомольская организация фасоннолитейного цеха осуществляет общественный хронометраж рабочего места и выявляет причины большой недогрузки рабочего дня. Большинство рабочих производительно работало только 4 часа в смену. Комсомольцы, выяснив причины, организуют инициативные группы по их устранению и добиваются у ряда рабочих шести с половиной часов производительного труда.
В Ленинграде на заводе «Севкабель» в связи с проведением общественно-технического экзамена выросла новая форма производственно-массовой работы — проведение дня высших показателей. На заводе им. Макса Гельца молодые рабочие, сдавшие экзамен на «хорошо» и «отлично», переходят сейчас к более углубленной производственно-технической работе — к сдаче технических проектов.
На заводе «Красный гвоздильщик» проводится еще одно интересное начинание. Комсомольская организация совместно с заводоуправлением и редакцией многотиражки организует конкурс под названием «Мой станок». Показателями -конкурса являются знание схемы, мощности и точности станка, уменье налаживать станок на ряд технологических процессов и пользоваться рабочим и измерительным инструментом. Срок конкурса — 1 сентября 1934 г. Лучшие работы, представленные на конкурс, будут премированы.
*
Но наряду с вновь рождающимися формами соцсоревнования, которые мы обязаны растить и совершенствовать, нам нужно всемерно использовать и старые, уже проверенные в первой пятилетке формы соцсоревнования. На новой основе мы должны возродить движение рационализаторских ядер, диповских кружков и планово-оперативных групп.
Ликвидировав функциональные органы по рационализации в цехах, мы придали еще большее значение рационализации. Сейчас дело рационализации и усовершенствования производства стало делом всего технического и рабочего состава цеха. Здесь особенно необходима помощь нашей молодежи. Инициативные ядра и группы молодежи по рационализации помогут нам усовершенствовать производство и в то же время воспитать новые кадры технически грамотных работников.
Выполнить решения IX пленума ЦК комсомола мы сможем только умелым использованием всего накопленного опыта по организации социалистического -соревнования.
Долг каждого комсомольца, каждого молодого ударника — занять место в рядах ленинского комсомола за освоение техники, высоко неся боевое знамя социалистического соревнования.
Комментариев нет:
Отправить комментарий