Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

13 октября 2020

Комсомольские группы ИТР

В. ЗЕМНИЦКИЙ

В Ленинграде на передовых предприятиях возникла новая форма работы молодых специалистов с комсомолом по освоению техники — организация комсомольских групп ИТР.

Цель таких групп — сплотить инженерно-техническую молодежь и направить ее силы и знания в помощь массовой производственно-технической работе, проводимой комсомольской организацией.

Полную ответственность за руководство работой комсомольских групп ИТР несет комсомольский комитет. Он возглавляет проводимую комсогруппой работу, направляет ее и контролирует.

Инженерно-технические работники-комсомольцы объединяются в особую группу и выбирают из своей среды организатора, ответственного за работу группы. Группа разбивается на отдельные секции в зависимости от той работы, которую она проводит.

Остановимся на практике работы одной из таких комсомольских групп ИТР завода им. Казицкого. В эту комсомольскую группу входит 65 человек. Группа разбита на четыре секции: 1) овладения новыми производствами, 2) технической учебы, 3) планирования, организации рабочего места и технического нормирования, 4) рационализации и изобретательства.

В последнее время завод освоил и ведет сейчас освоение ряда новых производств. Комсомольская группа ИТР с первых же дней своего существования организовала деловую помощь цеховым комсомольским ячейкам, развернувшим борьбу за быстрейшее освоение новых производств.

Освоение новых производств

Секция освоения новых производств комсогруппы, руководимая молодым инженером-комсомольцем Гольдбергом, выработала четкий план своей работы. Например комсомольская ячейка цеха № 7 приступает к освоению советских телевизоров. Комсогруппа тотчас организует конкретную помощь комсомольской цехячейке и отдельным комсомольским производственным бригадам. Для этого комсогруппа выделяет из своей среды таких товарищей, которым ближе всего знакомо данное производство.

Секция освоения новых производств совместно с ячейкой цеха № 7 организует специальный кружок повышенного типа для комсомольских бригад и рабочих, осваивающих производство советских телевизоров. кружок вошли комсомольцы и рабочие высокой квалификации — мастера, бригадиры, лабораторные работники и др. В этом кружке слушатели получили минимум технических знаний, необходимых для производства телевизоров.

В кружке была прочитана лекция о значении телевизора, были подробно разобраны его конструктивные особенности и произведены несложные расчеты.

С первых же дней занятий кружок стали посещать не только комсомольцы, но и все рабочие, занятые на производстве телевизора.

Комсомольская ячейка цеха СЦБ боролась за освоение реле переменного тока для железнодорожной сигнализации. Этот тип реле впервые осваивался в Советском союзе. Здесь работой по освоению нового реле руководил инженер-комсомолец Гольдберг, организатор секции.

В цехе регулярно проводились лекции и консультации для комсомольских бригад сборщиков и регулировщиков. В результате комсомольская бригада Коровкина успешно справилась с освоением нового реле. Бригада побила заграничную норму выработки.

При содействии комсогруппы ИТР комсомольские бригады также успешно освоили производство кодовых реле для диспетчерской сигнализации на железнодорожном транспорте. Прибор этот очень тонкий и ответственный, он позволяет управлять с одного пункта сразу 35 станциями, расположенными по радиусу в 80—100 километров.

В 77 цехе комсомольская ячейка провела работу по внедрению в производство новой конструкции аппарата электрической централизации без ящика зависимости. В этом помогла цехячейке комсогруппа ИТР. Старые аппараты, производимые ранее на заводе, расходовали много импортного металла (на одну единицу до 5 кг). В новой конструкции импортный металл не потребуется совершенно.

Серийное производство этих аппаратов на заводе еще не налажено, и комсомольская ячейка цеха 77 борется за скорейшую постановку этого нового производства. Комсогруппа ИТР налаживает техническую учебу в комсомольских бригадах, которые будут работать на производстве аппаратов новой конструкции. Молодые специалисты описывают технические условия, в которых должен работать аппарат, разбирают его конструкцию и показывают, как правильно производить отрегулирование аппарата.

Но одних только сил комсогруппы ИТР для этой работы недостаточно. Поэтому комсогруппа привлекает к работе с цехячейками старых заводских специалистов.

Каждый из них выполняет определенную работу с комсомольскими бригадами, работающими по освоению новых производств. Старые специалисты проводят в цехах лекции и консультации.

Комсогруппа  — шеф технического экзамена

Возьмем один из наиболее боевых вопросов сегодняшней комсомольской работы —  общественно-технический экзамен. Комсогруппа ИТР завода им. Казицкого сыграла в подготовке к проведению экзамену немалую роль.

Технический экзамен на заводе начался еще в сентябре. Секция технической учебы, возглавляемая заводским техпропом—комсомольцем Брусиловским, прикрепила молодых специалистов ко всем участкам, где требовалась их помощь. Входящие в состав секции инженеры-комсомольцы Горохов, Оркин, Захаров, беспартийный техник Янченко и другие товарищи были закреплены за определенной бригадой, мастерской, цехом. Каждый персонально отвечал за свой участок.

Секция выделяет своих представителей в квалификационные комиссии. В этом направлении комсогруппа ИТР завода им. Казицкого провела огромную работу. На заводе не было такой ячейки, где не работал бы по тех-экзамену представитель комсогруппы. Секция технической учебы проводит систематическую работу с техпропами комсомольских ячеек, дает им разъяснения и указания по всем вопросам, связанным с производственно-технической пропагандой в цехе.

В каждом цехе молодые специалисты провели консультации и беседы с экзаменующимися. По плану работы комсогруппы ИТР в комсомольских ячейках было проведено 80 бесед о значении технического экзамена и 120 консультаций по отдельным видам производства.

К работе по техэкзамену секция технической учебы комсогруппы ИТР привлекла свыше 100 инженеров и техников завода.

На заводе им. Казицкого при проведении технического экзамена во многих мастерских старались строго выдержать намеченные сроки экзамена, даже в ущерб качеству подготовки. Так было например в 52-й мастерской. Комсомольская группа ИТР, узнав об этом искажении самой сути экзамена, помогла ячейке исправить ошибку. В 52-ю мастерскую был послан член комсогруппы инженер-комсомолец Захаров, который помог заново провести подготовку к техническому экзамену. Он наладил регулярные лекции, технические консультации. К этой работе он привлек и нескольких старых специалистов завода.

На консультациях выяснилось, что многие рабочие 52-й мастерской не умели правильно обращаться с делительной головкой фрезерного станка, плохо знали технологию металлов и не могли даже отличить чугун от стали. Комсомольская группа ИТР организовала специальные занятия по всем этим вопросам и индивидуальную проработку с наиболее отстающими. Вскоре комсомольцы и рабочие 52-й мастерской стали хорошо разбираться в ранее неясных вопросах. Техэкзамен в 52-й мастерской прошел гораздо лучше, чем в других. Многие рабочие были повышены в разрядах — Субботина, Кириллов, Белинская и др.

Комсомольские рационализаторы в цехе

Секция рационализации и изобретательства помогла заводской организации комсомола расширить и оживить изобретательское и рационализаторское движение среди рабочей молодежи. Секция вместе с ячейкой собрала много ценных рационализаторских предложений от комсомольских бригад, работающих на производстве специального политотдельского приемника 2-В-2 и приемника 1-В-2, а также на других участках вновь осваиваемых производств.

Но польза была бы небольшой, если бы комсогруппы ИТР занимались только сбором предложений. Основная задача комсогруппы состоит в том, чтобы учесть все трудности, которые возникают у каждого комсомольца, ретательства комсогруппа ИТР имеет во всех предложением и облегчить ему эту работу.

Для этого секция рационализации и изоб-работающего над своим рационализаторским комсомольских цеховых ячейках своих так называемых «рацорганизаторов». Например в ячейке цеха сборки аппаратов для автоблокировки рационализатором работает комсомолец Уткин, в ячейке цеха сборки радиостанции — комсомолец Джуо и т. д. Это низовой актив комсогруппы, люди, которые работают непосредственно на производстве. Они помогают молодым рабочим разобрать конструкцию той или иной детали, технологический процесс сборки, учат их чтению чертежей, помогают правильно оформить рационализаторское предложение с технической стороны и т. п.

К XVII партсъезду на заводе им. Казицкого было собрано 274 комсомольских рационализаторских предложения, которые дали большую экономию, облегчив и удешевив производство вновь осваиваемых приемников.

Возьмем например бригаду комсомольцев Витковского, Галкина и Яковлева (второй цех). Эта бригада с помощью комсогруппы ИТР добилась значительной рационализации производства. Так комсомольская бригада и прикрепленный к ней от комсогруппы т. Пильчуй нашли много недостатков в блоке — одной из деталей приемника 1-В-2. Главная ось блока крепилась затяжными муфтами и на каждое крепление муфты приходилось по две гайки и резьба (всего 6 гаек). Бригада предложила муфту с резьбой заменить обыкновенными буксами.

Комсомольские рационализаторские предложения во втором цехе за один только месяц дали экономию в производстве на 6 тыс. руб.

Комсомольские рационализаторы имеются на всех участках производства. Каждый комсомольский рацорганизатор знает конкретные производственные задачи данного участка, его недостатки, знает работу каждого комсомольца-производственника, его рационализаторские способности, чем можно помочь ему в том или ином усовершенствовании технологического процесса или аппаратуры. Комсомольская группа ИТР помогает цеховым комсомольским ячейкам в работе с начинающими рационализаторами, руководит продвижением их предложений.


Научная разработка технологических процессов

Секция комсогруппы ИТР—планирования и организации рабочего места (руковод-техник, комсомолка Мила Эйдинова) — вместе с цеховой комсомольской ячейкой проделала огромную работу по разработке технологического процесса сборки нового приемника 2-В-2. В результате этой работы весь процесс был заново разбит на отдельные операции. Все операции пронумерованы.

Секция планирования и организации рабочего места добилась того, что режим и ритм работы на всех операциях по сборке приемника 2-В-2 стали одинаковыми. Это уничтожило задержки и перебои в процессе сборки.

Секция комсогруппы ИТР не только разработала рациональный процесс сборки, но и помогла рабочим овладеть техникой и режимом этого процесса. Для этого каждая операция была подробно описана в так называемой инструкционно-технологической карточке. Карточки эти были спущены на все рабочие места. В карточке было указано, что входит в обязанность рабочего, как надо правильно и рационально наладить работу. Приходя утром на работу, рабочий сверяет фактическую обеспеченность своего рабочего места деталями с цифрой, указанной в карточке. И если деталей нехватает, он сразу же выбрасывает флажок. По этому сигналу ему подаются недостающие детали. Все это намного повысило производительность труда и облегчило работу комсомольских бригад.

Инициатива комсогруппы ИТР, внедрение новых форм производственной работы помогли комсомольским бригадам достигнуть, более высоких показателей своего труда. Например комсомольская бригада по сборке динамиков Сережи Хабарова очень быстро перегнала бригаду старого производственника Башилова и побила ее по качественным показателям. У Башилова из ста динамиков 45 выходят с меткой брака, а у Сережи Хабарова только 5 забракованных динамиков. За сравнительно короткое время бригада Сережи Хабарова снизила себестоимость своей продукции на 50 проц, А раньше Сережа Хабаров был только учеником в бригаде Башилова.

Молодые специалисты— инициаторы технического движения

Сейчас комсогруппа ИТР переносит опыт второго цеха в другие цехи завода. Кроме того она проделала большую работу по доведению паспортов станков до рабочего места и т. п.

Комсогруппа ИТР пользуется на заводе заслуженным почетом и доверием. Секции комсогруппы сумели поднять во многих цехах инициативное техническое движение и придать этому движению конкретный и деловой характер.

1934 год объявлен Центральным комитетом комсомола годом всесоюзного похода за овладение техникой. В этом походе должны принять участие и молодые специалисты. Создание комсогрупп ИТР на предприятиях — одна из форм совместной работы комсомольских организаций с молодыми специалистами по освоению новой техники и техническому обучению рабочей молодежи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Дом в декаду | ТМ 1939-01

Вл. ДЛУГАЧ и Як. ШУР Перед вами прекрасное четырехэтажное здание новой школы. Трудно поверить, что это огромное строение возведено в декад...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.