Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

17 сентября 2020

Из календаря мировой науки и техники, 1934-03

1 марта 1564 г. была открыта первая типография в России, где была напечатана первая книга на русском языке «Апостол». Первопечатник Иван Федоров, дьякон одной из кремлевских церквей, совмещал в своем лице все специальности типографского дела — сам отливал шрифт, набирал, печатал, корректировал.

1 марта 1834 г. изобретатель Пинкус сделал в Англии заявку на пневматическую железную дорогу. По его проекту между рельсами прокладывалась чугунная труба, в которой двигался поршень, соединенный с вагоном через верхнюю прорезь, закрываемую клапанами. Для движения поршня насосные станции создавали в трубе разрежения.
Пневматическая дорога Пинкуса

Пневматические железные дороги для пассажирского сообщения применялись в Англии, но только на коротких участках.

2 марта 1889 г. в Нью-Йорке были начаты первые опыты по определению влияния электрического тока на организм животных. Инициатива в проведении опытов исходила от губернатора штата Нью-Йорк, который имел в виду использовать электричество для смертной казни. Испытания велись под руководством Эдисона в его лаборатории. Электрический стул был введен в начале XX в.

2 марта 1897 г. итальянский инженер Гульельмо Маркони получил патент на беспроволочный телеграф и основал в Англии компанию по эксплоатации своего изобретения.

4 марта 1781 г. Франсуа Бланшар, знаменитый французский воздухоплаватель, совершил свой первый полет на воздушном шаре. Управляемый аэростат Бланшара состоял из баллона с подвешенным к нему парашютом и гондолой. Движение аэростату придавалось веслами.

4 марта 1888 г. умер французский химик Пуатевен, изобретатель светопечатания, известного под названием фототипии. Этот способ позволяет отпечатывать иллюстрации со стеклянной пластины, покрытой хромированным желатином. Желатин под действием световых лучей приобретает способность принимать жирную краску. Желатиновую пластину смазывают краской, которая ложится только на места, подвергшиеся влиянию света. Затем на эту пластину накладывают лист бумаги и проводят по ней чистым валиком —  получается отпечаток.

4 марта 1930 г. на Балахне был пущен новый целлюлозный завод. Это позволило перейти нашей промышленности на производство бумаги из своей целлюлозы.

Балахнинсюий бумажный комбинат им. «Правды» является одним из крупнейших предприятий, выстроенных в первой пятилетке.

Балахнинский бумажный комбинат. Приправка бумаги на валу

6 марта 1847 г. англичанин Лейхи сделал заявку во Франции на изобретенное им колесо-многоножку для перевозки тяжелых грузов. Цель изобретения — достигнуть большей поверхности сцепления с полотном дороги. К этой идее не раз возвращались изобретатели различных стран, но ни одна конструкция такого колеса не нашла себе практического применения. Причины тому: ненадежность в работе колеса-многоножки на грунтовых дорогах и сравнительно небольшие преимущества в применении на дорогах с искусственным полотном.

Колесо-многоножка Лейхи

7 марта 1764 г. русский изобретатель-самоучка Иван Иванович Ползунов представил специальной ученой комиссии чертеж своей паровой машины. Это была первая русская паровая машина. Применялась она при выплавке руд. Модель этой машины хранится в Барнаульском музее.

8 марта 1917 г. умер Фердинанд Цеппелин, изобретатель и конструктор дирижаблей жесткого типа.

Наиболее крупный дирижабль Цеппелин был построен в 1928 г. Объем его равен 105 тыс. м³. На нем установлены пять моторов по 530 л. с. каждый. Он развивает скорость 128 км в час. В 1929 г. этот дирижабль совершил перелет вокруг света в 20 дней и 4 часа.

В сентябре 1930 г. он прилетал в Москву.

9 марта 1829 г. австрийский техник Иосиф Рессель предложил применять шариковые и роликовые подшипники «для сведения почти до нуля трения в машинных цапфах и в осях повозок и для возможности обходиться безо всякой смазки», — как говорилось в патентном описании. Эта идея не была новой, так как первый патент на шариковые и роликовые подшипники был выдан во Франции еще в 1802 г.

9 марта 1851 г. умер датский натуралист и физик Ганс-Кристиан Эрстед, известный своим открытием закона отклонения магнитной стрелки под действием электрического тока. Открытие Эрстеда имело чрезвычайно важное значение для развития учения об электричестве.

10 марта 1853 г. машинист Тюрингской ж. д. Брандт получил прусский патент на изобретенный им воздушный тормоз для поездов. Изобретение не получило никакого применения, так как в Пруссии не оценили его значения. Через 15 лет американец Вестингауз предложил автоматический воздушный тормоз, весьма быстро завоевавший себе на долгое время монополию в транспорте.

11 марта 1878 т. американский изобретатель Томас Альва Эдисон демонстрировал в Парижской академии наук свой первый фонограф — аппарат, записывающий звук на валик при помощи острой иглы.

Первый фонограф Эдисона

В 1888 г. американец Берлинер сконструировал первый граммофон. Преимущество его состояло в том, что запись наносилась на горизонтальный круг. Это оказалось значительно удобнее эдисоновского валика.

13 марта 1781 г. знаменитый немецкий астроном Вильям Гершель открыл седьмую планету солнечней системы —  Уран. Сначала Гершель решил, что он открыл комету. Но вычисление пути Урана вокруг солнца показало, что Уран — планета. Расстояние Урана от Солнца определяется в 2 869 000 000 км. Путь вокруг солнца Урана проходит в 84 года и 5 дней.

13 марта 1813 г. в Англии был выдан патент изобретателям Блэкетту и Хэдли на паровоз с гладкими колесами. В начале XIX в. при испытании первых опытных паровозов господствовало убеждение, что для сцепления с полотном дороги паровоз должен обладать зубчатыми колесами. Это сильно усложняло применение паровой тяги на железных дорогах. Блэкетт и Хэдли доказали, что и при обычных гладких колесах тяжесть паровоза обеспечивает достаточное сцепление. Это «изобретение» обеспечило годом позднее успех паровоза Стефенсона и дальнейшее развитие ж.-д. транспорта.

Карикатура, изображающая локомотив с зубчатыми колесами

15 марта 1812 г. в Мюнхене (Германия) анатом Самуил Земмеринг проделал успешные опыты по телеграфной передаче на расстоянии 3 км. Телеграф Земмеринга был электрохимического типа. В общем электролитическом сосуде было помещено 24 электрода. Каждый электрод соответствовал определенной букве. Сосуд был наполнен раствором серной кислоты. При нажатии какого-либо алфавитного контакта на передающей станции в электролитическом' сосуде (принимающая станция) происходило разложение воды на водород и кислород. Выделяющиеся при этом пузырьки тазов на одном из электродов указывали, какой именно алфавитный контакт нажат.

Электролитический телеграф Земмеринга

17 марта 1845 г. англичанин Эдвин Хилл получил патент на первую машину для производства почтовых конвертов. До того времени конверты делались исключительно ручным способом.

17 марта 1847 г. в Англии было произведено первое испытание экипажа на колесах с пневматическими шинами, изобретенными фабрикантом Томсон. Изобретатель предусмотрел все основные элементы ныне существующих шин этого типа —  наружную покрышку, внутреннюю камеру и клапан, через который производилось наполнение шины воздухом с помощью ручного насоса.

21 марта 1853 г. немецкий техник Альфред Крупп получил патент на предложенный им способ изготовления шин (бандажей) для железных вагонов из литой стали без шва.

23 марта 1847 г. француз Лекостер предложил изобретенный им способ смазки машинных валов, покоящихся в подшипниках. Он помещал под валом масляную ванночку, в которую спускал бесконечную цепь, перекинутую через вал. В другом варианте масло подавалось вверх с помощью ложечки, вращающейся на валу. Эта система была первым приближением к современной кольцевой смазке.

Схема смазки валов, покоящихся в подшипниках. Наверху — смазка при помощи бесконечной цепи. Внизу —смазка при помощи вращающейся ложки

24 марта 1928 г. Горловский машиностроительный завод выпустил первую советскую врубовую машину. До первой пятилетки зарубка угля производилась вручную. В 1933 г. механизация зарубки в Донбассе достигла 72 проц. В конце второй пятилетки зарубка будет механизирована на 93 проц.

Горловский машиностроительный завод. Сборка советских врубовых машин ДТК-2

26 марта 1804 г. в Париже умер врач Гилльотэн, предложивший во время Великой французской революции производить казнь, отрубая голову механическим рубаком, падающим с высоты. По имени это врача механический рубак получил название гильотины. Однако такой способ казни применялся и в прежние века.

30 марта 1784 г. впервые в России (в Москве) демонстрировался подъем воздушного шара (без людей).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.