Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

18 сентября 2020

1934 год — год похода за технику

Публикуемое постановление пленума ЦК ВЛКСМ о техническом обучении молодежи — это конкретная программа борьбы за реализацию решений XVII съезда нашей партии. Второй год второй пятилетки объявлен "годом похода всего ленинского комсомола и рабочей молодежи за технику". Каждая группа комсомольцев, низовая комсомольская организация должны развернуть большую работу по выполнению этого решения.

Во всей нашей работе мы обращаем сейчас особое внимание на правильную организацию дела, на деловое руководство, на проверку исполнения. Это требует от каждого организатора в бригаде, группе, цехе, от секретарей низовых организаций комсомола знания своего производства до мельчайших подробностей.

Чтобы выполнить решение пленума, нужно разгромить болтуна, усвоившего лишь технические термины, но не понимающего и не желающего изучать технику по существу. Шаг за шагом разоблачать всякие попытки работать в порядке кампанейщины! Решительно покончить с тем пренебрежительным отношением к серьезному изучению техники, которое наблюдается в отдельных слоях наших комсомольских активистов! Со всей непримиримостью обрушиться на попытки продолжать в походе за освоение техники заседательскую суетню и руководить техническим движением из кабинета. Секретарь низовой организации, проводя например в новых условиях общественно-технический экзамен, должен всю свою работу проводить оперативно, организовать людей, расставить их и систематически проверять исполнение намеченных заданий. Он должен привлечь специалистов, договориться с директором предприятия и низовой парторганизацией о постоянном дне технической учебы, о помещении и т. п. Он должен через техпроп завода проследить за организацией технических боев и специальных контрольных работ по отдельным разделам программы техминимума Он должен проверять, чтобы каждый, сдающий общественно-технический экзамен, сдавал его не только теоретически, но и практически у своего рабочего места. Без этого он не сумеет правильно расставить свой производственный актив, правильно использовать на производстве каждого комсомольца и актив беспартийной молодежи.

Работа по освоению техники в новых условиях требует максимальной инициативы, организационной и оперативной гибкости, бережного и внимательного отношения к серьезной технической учебе широких слоев рабочей молодежи.

Сталинградокий комсомол в результате проведения общественно-технического экзамена добился в техническом обучении молодежи значительных успехов: создано 486 школ и кружков технической учебы с охватом 10 407 чел.; из них в период подготовки к экзамену заново организовано 389 кружков, привлечено к руководству технической учебой и экзаменом 1 242 специалиста.

Общественно-технический экзамен прошли около 20 тыс. чел., из них 10 тыс. взрослых рабочих.

Однако пленум ЦК ВЛКСМ отмечает слабое качество технической учёбы, в результате чего из 20 тыс. прошедших экзамен 2 тыс. человек совершенно не выдержали экзамена и 9 тыс. человек сдали только на «удовлетворительно».

Пленум ЦК ВЛКСМ подчеркивает, что недостатки в организации и проведении общественно-технического экзамена в Сталинградской организации характерны для всего Союза. Общественно-технический экзамен, являясь новой формой социалистического соревнования за овладение техникой, еще не стал подлинно массовым движением всей молодежи и взрослых рабочих. Имеющаяся в ряде организаций тенденция, что экзамен на сдачу государственного техминимума окончен, является вредной, ослабляющей борьбу за овладение техникой.

ЦК ВЛКСМ устанавливает необходимость коренного изменения подхода к организации дела овладения техникой, изжития парадности, кампанейщины, шумихи, погони за голой цифрой, разбросанности. Взяться за оперативное организаторство и конкретную учебу. Поменьше болтать о технике, а на деле изучать ее.

1

Объявить 1934 год — годом похода всего ленинского комсомола и рабочей молодежи за технику. В период похода на всех предприятиях страны охватить поголовно всех комсомольцев и рабочую молодежь различными формами массового технического обучения с привлечением в них взрослых рабочих. Широко развернуть технические бои, викторины, вечера техники, производственно-технические выставки, объединяя молодежь в разнообразные инициативные любительские группы, кружки и ядра.


Сплошным охватом технической учебой комсомольцев и молодежи обеспечить в этом году обязательную сдачу общественно-технического экзамена на «отлично» и «хорошо» каждым комсомольцем, работающим на оборудовании и ответственных работах. Вместе с профессиональными союзами превратить общественно-технический экзамен в подлинное общерабочее дело.


Придавая большое значение техническим боям как массовой форме соревнования лучших ударников за первенство, пленум ЦК предлагает развернуть между предприятиями, городами и областями техбои

по профессиям: на лучшего сталевара, горнового, машиниста врубовой машины, токаря, ткача и т. д. В частности организовать технический бой между Москвой и Ленинградом.

2

Пленум ЦК обязывает все комсомольские организации центр внимания подготовки и проведения общественно-технических экзаменов сосредоточить на широком развертывании сети кружков техминимума и особенно повышении качества их работы.

Организовать разработку программ, тесно увязанных с задачами производства, создав для этой цели группы из специалистов-лроизводственников, профессоров и преподавателей втузов. Разработанные программы обсуждать среди учащихся.

Руководителей кружков подбирать из высококвалифицированных технически грамотных инженерно-технических работников.

Обеспечить каждого учащегося учебниками, популярной технической литературой и другими пособиями, помогая учащимся в чтении и раэборе книг, прикрепляя в помощь к ним мастеров.

Ввести в практику работы кружков техминимума регулярные зачеты по отдельным пройденным разделам программы (управление станком, чтение рабочих чертежей и др.). При зачетах обязательно учитывать применение учащимся получаемых знаний на своей производственной работе.

Установить жесткий контроль за организацией и прохождением учебы в кружках техминимума в твердо установленные дни, привлекая к ответственности лиц, виновных в срыве учебы и не обеспечивающих нормальной работы техкружков.

Широко распространить журн. «Техника молодежи» — руководящий орган ЦК ВЛКСМ по организации технического обучения рабочей молодежи. Поручить Бюро ЦК в течение 2 декад просмотреть план издания научно-технической литературы под углом увеличения тиражей массовых учебников и учебных пособий и пересмотреть план производства треста «Техфильм».

3

Объявить беспощадную борьбу с извращениями в практике организаций и проведения общественнотехнических экзаменов, как-то:

- превращение экзамена в парадную краткосрочную кампанию и проведение его кабинетным порядком;

- подмена серьезной технической подготовки в кружках техминимума поверхностными консультациями и зазубриванием вопросников;

- закрепление достигнутых в результате экзамена повышенных норм выработки без соответствующей материальной заинтересованности.

Установить, что общественно-технический экзамен должен проводиться, как правило, лишь в итоге окончания учебы в кружках техминимума.

При сдаче экзамена квалификационные комиссии не должны ограничиваться словесным опросом экзаменующихся, а проверять знания технического минимума на конкретном производственном задании, соответствующем их квалификации, и выполнении норм выработки.

4

Пленум ЦК считает явно недопустимым такое положение, когда руководящие комсомольские работники фабрично-заводских комитетов уклоняются от технической учебы, сами не сдают общественнотехнический экзамен, а лишь агитируют за него, не показывают личного примера в деле освоения техники. Все руководящие работники комсомольских организаций предприятий должны сдать общественно-технический экзамен по своей специальности. Те активисты, которые не выполняют этого решения, должны сниматься с союзной работы как неисправимые болтуны.

5

Пленум ЦК подчеркивает, что каждый комсомолец, сдавший общественно-технический экзамен на техминимум, должен быть лучшим ударником, обязательно выполняющим количественные и качественные показатели своего производственного плана. Тот, кто сдал экзамен, но не выполняет технические нормы, делает брак, ломает инструмент и оборудование, не может считаться освоившим технику своего дела и должен пересдать экзамен.

6

Пролетарское государство не может терпеть, когда работа на сложнейшем дорогостоящем оборудовании доверяется лицам, не овладевшим техническим минимумом, которые вследствие своей технической неграмотности портят, ломают оборудование, делают, брак и тем самым наносят огромный вред социалистической промышленности. Комсомол должен взять на себя инициативу проверки выполнения решений правительства о техминимуме. Комсомольские организации должны требовать немедленно снятия с агрегатов, станков, механизмов и перевода на менее квалифицированные работы с понижением в разряде злостно уклоняющихся от технической учебы и не сдавших технического минимума к сроку, установленному правительством.

7

Пленум ЦК предупреждает все организации и каждого комсомольца о том, что сдачей государственного технического минимума борьба за техническое образование молодежи лишь начинается. Основной задачей сдавших технический минимум должно являться: закрепление полученных технических знаний в производственной работе, правильное обращение с оборудованием, содержание его в чистоте, работа без поломок, полное использование производительной мощности машин, механизмов и своего рабочего дня, борьба за овладение высшими техническими качественными и количественными нормами.

На основе этого каждый комсомолец и молодой рабочий должны повышать свою квалификацию, общую и техническую грамотность в специально организуемых кружках, школах повышенного типа, добиваясь приобретения во второй пятилетке среднетехнического образования.

8

Отметить, что за последнее время профессиональные организации несколько оживили свою деятельность в проведении общественно-технического экзамена. Предложить всем организациям комсомола организовать практическую помощь профессиональным организациям в деле охвата техническим экзаменом всех рабочих.

Имеющиеся в распоряжении профсоюзов огромные суммы на культурно-массовую работу совершенно недостаточно попользуются для такого важнейшего дела как техническое обучение рабочих. Просить ВЦСПС пересмотреть расходование своего культурного бюджета с таким расчетом, чтобы максимально увеличить ассигнования на техническое образование рабочих.

9

Передовые слои инженерно-технических работников оказали и оказывают большую помощь комсомолу в проведении общественно-технического экзамена и в постановке технической учебы. Пленум ЦК считает, что роль специалистов в выполнении более сложных задач, поставленных второй пятилеткой, еще более повышается и призывает все инженерно-технические и научные силы страны оказать еще более действенную и конкретную помощь комсомолу в этой работе.

Для поощрения лучших инженерно-технических и научных работников за их деятельность в техническом обучении рабочей молодежи войти с предложением в наркоматы и ВЦСПС о выделении специальных фондов на посылку специалистов в научные командировки за границу и на передовые заводы СССР, создание условий для повышения их производственно-технического уровня: индивидуальные технические библиотеки, улучшение бытовых условий, дополнительный отдых и т. п.

Утверждено IX пленумом ЦК ВЛКСМ от 11/III 1934 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Дом в декаду | ТМ 1939-01

Вл. ДЛУГАЧ и Як. ШУР Перед вами прекрасное четырехэтажное здание новой школы. Трудно поверить, что это огромное строение возведено в декад...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.