Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

11 июля 2020

Вторая пятилетка— пятилетка освоения новой техники

В. КУЙБЫШЕВ

Чем больше развертывается великая программа завершения технической реконструкции всего народного хозяйства во второй пятилетке, тем более осязаемым становится значение гениального лозунга т. Сталина об овладении техникой.
Завершение технической реконструкции промышленности, транспорта и сельского хозяйства должно выдвинуть СССР по техническому уровню народного хозяйства в целом на первое место в Европе, а по уровню техники сельского хозяйства на первое место в мире.
„Чтобы победить, чтобы создать такую прочность социализма“ — указывал т. Ленин, — нужно создать новую организацию труда, соединяющую „последнее слово науки и капиталистической техники с массовым объединением сознательных работников, творящих крупное социалистическое производство“. (Ленин, том XXIV).
Для того чтобы добиться окончательной победы социализма, нужно „догнать и перегнать передовую технику разных капиталистических стран“ (Сталин).
Опубликованные тезисы XVII съезда с достаточной ясностью характеризуют основные хозяйственные задачи второй пятилетки.
Завершение технической реконструкции народного хозяйства находит свое выражение в дальнейшем обновлении технической базы всех отраслей народного хозяйства и гигантском росте мощности производственного аппарата.
Во главе завершения технической реконструкции народного хозяйства идет конечно машиностроение, ибо оно обеспечивает реконструктивные процессы во всех отраслях народного хозяйства. Развитие машиностроения во втором пятилетии характеризуется тем, что оно целиком будет удовлетворять потребности всех отраслей народного хозяйства.
Развертывание машиностроения открывает гигантскую возможность дальнейшей замены ручного труда машиной, что находит свое выражение в завершении в основном механизации всех трудоемких процессов (уголь, торф, лесоразработки, погрузочно-разгрузочные работы и т. д.).
„Элекросталь“
В 1930 г. разработан проект „Большой электростали“. Новый гигант выпускает высококачественную инструментальную сталь. Проектная мощность завода—120 тыс. т стали в год. К XVII партсъезду завод пускает шамотовый цех.
Краматорский машиностроительный.
В 1931 г. началось строительство завода. Проектная мощность—150 тыс. т готовой продукции в год: металлургическое оборудование, прокатные станы, мощные краны, молоты и т. п. Механические цехи превосходят своей мощностью любой из заводов тяжелого, машиностроения в мире.
„Шарикоподшипник“.
Первая очередь пущена в марте 1932 г. Проектная мощность — 21 млн. подшипников в год. 1 ноября 1933 г. сдана в эксплоатацию вторая очередь. К концу второй пятилетки завод должен дать 36 млн. подшипников.

Широчайшее развитие получает во втором пятилетии и электрификация. Все производство электроэнергии концентрируется в подавляющей части на крупнейших станциях с новейшим оборудованием, создаются наиболее мощные в мире системы (кольцевые) электроснабжения. Будет осуществлено завершение кольцевания районных станций в пределах района и начинается межрайонное кольцевание их.
СССР опережает все капиталистические страны по степени электрификации промышленности и электровооружения рабочего. Электрификация, значение которой так неоднократно подчеркивал Ленин, получает свое осуществление в промышленности и значительно продвигается вперед в сельском хозяйстве.
Новый поток наиболее передовых машин, направляемых промышленностью в сельское хозяйство, концентрация их на машинотракторных станциях и охват последними всех колхозов обеспечивает завершение в основном механизации всех процессов сельскохозяйственного производства.
Всестороннее техническое перевооружение железнодорожного транспорта должно превратить его в одну из передовые ведущих отраслей народного хозяйства.
Выполнение этих задач будет происходить на путях широкого практического осуществления самостоятельного развития социалистической техники — в этом состоит еще одна характерная черта второго пятилетнего плана.
Однако осуществление задач технической реконструкции народного хозяйства, как указывалось еще в решениях XVII конференции, неразрывно связано с делом овладения техникой с решением проблемы технических кадров, повышением качественного состава рабочей силы, борьбой за качество технического руководства и улучшением организации труда,освоением в массовых размерах новых машин и комплектов машин.
Рост производительности труда промышленности в целом на 63 проц. и снижение себестоимости на 26 проц., всестороннее улучшение качества продукции — все это достаточно серьезно характеризует борьбу за овладение новым производством.
Лозунг т. Сталина об овладении техникой стал популярнейшим лозунгом в настоящее время, и выполнение его уже сейчас дает весьма заметные результаты на целом ряде участков промышленности.
Успешное выполнение автотракторной промышленностью своих планов, непрерывный рост добычи угля в Донбассе, ввод в строй новых сложных комбинатов, напряженная борьба за освоение гигантов металлургии показывают, что партия и трудящиеся серьезно вступили на путь овладения новой техникой и добились уже весьма значительных успехов.
Луганский паровозостроительный.
Пущен 27 ноября 1933 г. Проектная мощность —1080 мощных паровозов в год. Один паровоз в смену. Луганский завод по мощности —  первый в Европе и второй в мире. В 1934 г. завод выпустит 165 паровозов серии „Э“ и 300 мощных паровозов „ФД“. Паровоз „ФД“ должен стать во втором пятилетии основной единицей товарного паровозного парка СССР.
Ростсельмаш.
Завод введен в эксплоатацию к XVI партсъезду. Выпускает тракторные плуги, бороны, культиваторы, сеялки, комбайны, зерноуборочные машины, тракторные сноповязалки и т. п. Проектная мощность — 201 млн. руб. в год готовой продукции. Производственный цикл полностью завершен в начале 1933 г. К XVII партсъезду завод ремонтирует 2 тыс. моторов.
По всему фронту промышленности развернулась борьба за реализацию лозунга т. Сталина — „пафос строительства дополняется пафосом освоения производства“.
Однако достигнутые успехи ни в какой мере не должны создавать самоуспокоения, ибо серьезное овладение техникой только начинается. Упорно продолжать начатые работы, подготавливать кадры, стоящие на уровне современной техники,— в этом сейчас основная задача.
Кадры — вот что решает сейчас успешность освоения. И партия с огромным размахом повышает технический уровень нынешних кадров и подготавливает новые кадры.
Вместе с повышением технического уровня инженерно-технических кадров развертывается громадная работа по техническому обучению основной массы рабочих.
Кружки по изучению техминимума, ячейки общества „За овладение техникой“ и др. — вот те формы, в которые выливалось до сих пор стремление самих рабочих к повышению своего технического уровня.
В последнее время родилась новая форма овладения техникой, пожалуй, наиболее серьезная из всех существующих сейчас. Это — сдача технического минимума рабочими. Эта форма выдвинута была по инициативе нашего комсомола давшего до сих пор уже ряд образцов инициативы, идущей в направлении борьбы за успешное выполнение основных указаний партии.
Разве не комсомол явился инициатором социалистического соревнования? Разве не он взял шефство над электрификацией страны? Разве не он организует молодежь на защиту общественной собственности? Всюду, где требуется энергичность, самоотверженность, там инициатором выступает комсомол, своим энтузиазмом заражая всю рабочую массу и превращая свою инициативу в общерабочее дело.
Опытно-показательные комсомольские домны показывают, достойный пример работы черной металлургии. За последнее время создаются на этих же основах опытно-показательные комсомольские железнодорожные станции. Сотни комсомольцев, молодых специалистов по призыву партии и правительства, добровольно перешли на работу на производство из учрежденческих аппаратов.
Наконец технический экзамен рабочих на предприятиях начатый по инициативе комсомола, уже сейчас превратился в общерабочий поход. Десятки тысяч рабочих идут на сдачу технического экзамена, создавая тем самым серьезное движение за овладение техникой. Технический экзамен — новая форма соревнования, повышающая уровень квалификации рабочих, способствующая успешности выполнения производственных программ.
Месковсний велозавод.
Пущен 10 мая 1933 г. Ни одно европейское велосипедное предприятие, в том числе и знаменитая фирма „БСА“, не имеет такого совершенного оборудования, как на московском велозаводе. В 1933 г. завод выпустил около 46 тыс. машин. Программа на 1934 г. — 100 тыс. машин. Каждую минуту — велосипед.
Горьковский автозавод.
Пущен 1 января 1932 г. Проектная мощность первой очереди — 140 тыс. легковых и грузовых машин. Эта проектная мощность превышает фактическую производительность всех автозаводов Англии и в два раза превышает выпуск автомобилей в Германии. Завод оснащен новейшей техникой. Например многорезцовые станки „Булларда“ имеют 60 резцов, 6 сверл и разверток. На заводе установлено более 4 тыс. станков.
Харьковский тракторный.
Пущен 1 октября 1931 г. Проектная мощность завода — 40 тыс. колесных тракторов в год. Помимо этого ХТЗ выпускает моторы для комбайнов. В 1934 г. ХТЗ выпустит два новых типа тракторов собственной конструкции.
По сведениям печати технический экзамен проходит на нескольких сотнях предприятий в крупных промышленных центрах, втягивая уже десятки тысяч рабочих. Нет сомнения, что в ближайшее время он охватит большую часть основных и решающих предприятий, прочно вводя в систему проверку технического уровня как молодых специалистов, так и квалифицированных рабочих. Технический экзамен проверяет качество работы каждого молодого инженера и техника. Происходит неустанное совершенствование молодых специалистов, пропагандируются образцы работы лучших из них, и смотр их развертывается в подлинно массовую кампанию.
Сдать на аттестат знания техминимум — должно стать делом чести не только молодежи, но и основной массы взрослых рабочих. Надо, чтобы партийные и профессиональные организации не просто помогали этому делу, а взяли руководство в свои руки, твердо помня, что в успешности овладения новой техникой — залог выполнения наших производственных программ как по линии количества продукции, так и по линии качественных показателей.
Стоит только просмотреть десятки сообщений с мест, помещаемых в прессе, чтобы убедиться в том, что там, где за овладение техникой дерутся по-большевистски, там выполняется программа, там уменьшается брак, там растет производительность труда и уменьшаются издержки производства.
Конечно технический экзамен — это не последняя и не единственная форма овладения новой техникой. Однако сейчас она является самой серьезной формой, которая со все. очевидностью показывает, насколько серьезно переключается основная масса наших производственников на пафос овладения техникой.
В условиях подготовки к XVII партийному съезду развернувшийся поход за сдачу технического минимума является одним из серьезных факторов выполнения плана второй пятилетки.
Сталиногорсний (Бобриковсний) химкомбинат.
В январе 1932 г. пущено первое предприятие комбината — керамический завод. В марте 1933 г. начался пуск газогенераторного отделения построенного комсомольцами. 18 декабря полностью завершен производственный цикл комбината. Мощность первой очереди комбината 125 тыс. т азотных удобрений в год. Первые тонны удобрений даны к XVII партсъезду. 24 декабря 1933 г. правительственная комиссия приняла первую очередь комбината.

Березниковский химкомбинат.
Первый в СССР завод азотно-тукового производства. 23 апреля 1932 г. аммиачный завод комбината дал первый аммиак. В июле 1932 г. комбинат принят в эксплоатацию. Комбинат осваивает производство синтетического аммиака, бертолетовой соли, азотной кислоты, каустика, аммиачной селитры и т. п.

Героической борьбой рабочего класса уже за годы первой пятилетки построен фундамент социалистической экономики.
СССР окончательно укрепился на социалистическом пути.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.