Лазарь ЛАЗАРЕВ, инженер
Около года назад в Москве открылась первая станция, предназначенная для заправки автомобилей сжатым природным газом. В одном из помещений пульт управления. Оператор контролирует работу сразу нескольких газонаполнительных колонок. Далее идут технологические отсеки — компрессорный, машинный, аккумуляторный. В них и производится будущее автомобильное топливо. Причем особых натяжек в этих словах нет.
Станция подобна промышленному предприятию, выполняющему две функции: она производит топливо и распределяет его. Дело в том, что сюда природный газ поступает из магистрального трубопровода. Но он еще непригоден для использования в двигателях автомобилей. Сырье приходит под небольшим давлением. На станции газ «сжимают» до 200—250 атм, «подсушивают», охлаждают и только после этого направляют в раздаточные колонки. За смену от них заправляется несколько сот автомобилей.
Станция пока единственная в городе. Чтобы добраться до нее с окраины столицы, иная машина совершает солидный холостой пробег. А запаса газа в баллоне всего на 200—300 км. Как сократить неоправданные издержки?
Специалисты Московского газоперерабатывающего завода под руководством доктора технических наук Я. С. Мкртычана сконструировали передвижной автозаправщик на базе серийного тягача МA3-504 В. Машина оснащена полуприцепом, на котором установлены секции с большими красными баллонами, заполненными сжатым природным газом под давлением 320 атм. Зачем необходимо такое высокое давление, если в баллонах автомобилей оно не превышает 250 атм?
Оказывается, в этом главная особенность системы заправки. Конструкторы заведомо решили не использовать на машине компрессор. Во-первых, чтобы понапрасну не расходовать топливо. Во-вторых, в целях повышения безопасности: во время заправки случайная искра может поджечь газ. Роль своеобразного компрессора отвели повышенному давлению. Как происходит заправка? В автомобиле, который нуждается в пополнении запаса топлива, горючее почти израсходовано. Поэтому и давление в баллоне минимально. А в резервуарах заправщика, как мы помним, 320 атм. После того как оператор открыл магистраль, за счет большого перепада давления газ самотеком устремляется в баллон автомобиля. Так продолжается до тех пор, пока давление в первой секции заправщика не опустится ниже 200 атм. Тогда оператор включает вторую. Газ, вырвавшийся из нее, «выдавливает» остаток голубого топлива из первой секции. И так далее. За счет последовательного включения секций автозаправщика удается без компрессора опорожнить резервуары на 70%. После этого тягач подцепляет полуприцеп и везет его к газонаполнительной станции на заправку. А на его место доставляет секции с полными баллонами.
Применение передвижного автозаправщика дает возможность значительно сократить холостые пробеги газоходов Ведь он может подвозить топливо и на автопредприятие, и непосредственно на линию. Один заправщик может заполнить баллоны 30 грузовиков или 100 легковых автомобилей. Теперь слово за автомобилестроителями. Только от них зависит, насколько быстро эффективная машина пойдет в серийное производство.
Комментариев нет:
Отправить комментарий