Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

01 июня 2020

СТЕНЫ ВОКРУГ «ПЕНЫ»

Сергей РОМАНОВ, наш спец. корр.

В № 8 за 1984 год «Техники молодежи» в статье «Химия и жизнь» упоминалось об использовании в сельском хозяйстве высокоэффективной установки. Называется она «Пена-9М» и предназначается для герметизации кузовов автомобилей, занятых на перевозках урожая. Как раз в прошлом году должен был наконец решиться вопрос о внедрении аппарата в серийное производство. Но...
Лет пять назад с начальником конструкторского бюро Владимирского научно-исследовательского института синтетических смол (ВНИИСС) Е. М. Михеевым вели мы разговор о том, какое участие принимают химики в решении Продовольственной программы. Помнится, решил Евгений Михайлович открыть мне один «секрет» и, чтобы не быть голословным, предложил пройти в экспериментальный цех, где показал аппарат-новинку для герметизации кузовов автомобилей, занятых на уборке хлеба. Это была установка «Пена-9», а по изготовлению она поражала своей удивительной простотой. Рама на колесиках, два бачка с реактивами, насос, пистолет-распылитель вот, пожалуй, и все немудреные механизмы и узлы аппарата, сконструированного специалистом института Юрием Куртинным.
Но сама установка это еще полдела. Ведь распыляла она специальный пенопласт — пенополиуретан (ППУ), который на отечественном сырье разработал старший научный сотрудник ВПИИССа С. А. Соколов. Стоило нажать кнопку пистолета-распылителя, и струя пены ложилась на любую щель. А уже через 10—15 с жидкий пенопласт
превращался в прочный эластичный «сплав» и надежно мог «приклеиваться» и к дереву, и к металлу. Не без гордости Евгений Михайлович заметил, что в обработанном таким способом кузове можно перевозить даже воду.
Герметизация объекта пенополиуретаном прошла
быстро и качественно (слева).
Через год после встречи я узнал: установка владимирских химиков успешно прошла испытания в ряде хлебородных областей и республик. Об этом, кстати, свидетельствовали и сотни лестных отзывов, присланных в институт от автотранспортников и специалистов сельского хозяйства. У многих водителей вызывал восхищение тот факт, что за смену оператор «Пены 9» успевал обрабатывать около 50 кузовов, то есть каждые пять-десять минут по автомобилю. А ведь раньше, прежде чем отправиться под погрузку зерна, у каждого водителя сутки, а то и больше уходило на подготовку кузова к перевозкам. В дело шли мешковина, транспортная лента, дефицитные рейки, болты, гвозди. Но и эта «мешковая» герметизация была не столь надежна зерно в дороге все-таки терялось.
Специалисты Всесоюзного научно-исследовательского института по opганизании, экономике и технологии материально-технического снабжения сельского хозяйства (ВНИИМС), что в Рязани, провели эксперимент и подсчитали: при транспортировке зерна на пятитонном ЗИЛе, который загерметизирован транспортной лентой или мешковиной, на 30 км пути по ухабам сельской дороги «вытекает» больше 2 кг зерна. Из четырехтонного металлического прицепа и того больше. Кузова же машин, обработанных пенополиуретаном, начисто исключали потери хлеба в дороге.
В 1980 и 1981 годах шесть министерств страны — Минхиммаш, Минстройдормаш, Минстанкопром, Минсельхоз, Минхимпром, Минсельхозмаш и Госкомсельхозтехника СССР совместными усилиями выпустили 825 установок «Пена-9». Химики обеспечили все эти установки компонентами для получения пенополиуретана. По своей инициативе ВНИИСС подготовил около 900 специалистов-операторов для работы на установке, которые в хозяйствах своих республик загерметизировали свыше 175 тыс. кузовов. Тысячи тонн хлеба, ежегодно теряемые в дороге, были доставлены на элеваторы. А обработка всех этих машин ППУ дала государству экономический эффект в 1,5 млн. рублей. Мало того, украинские, казахские и киргизские хлеборобы успешно начали применять установку для герметизации комбайнов, а в Муроме, например, стали обрабатывать ППУ оборудование элеваторов. Одним словом, для совхозов и колхозов новая машина тоже пришлась ко двору.
Ранее выпущенных аппаратов на все хозяйства страны, естественно, не хватало. Кроме того, были у «Пены-9» и конструктивные недостатки. Сотрудники ВНИИССа внимательно рассмотрели замечания потребителей и создали новую, более совершенную установку, «Пена-9М», которая к тому же стала в полтора раза дешевле прежней. Kaзaлось бы, теперь уж все готово для серийного выпуска новой установки.
Министерству сельского хозяйства СССР и Госкомсельхозтехнике СССР (которая, кстати, больше кого бы то ни было заинтересована в герметизации кузовов автомобилей) было поручено еще раз провести испытания уже новой, модернизированной установки, после чего принять решение о внедрении ее в серийное производство. Госкомсельхозтехника СССР обязала этим вопросом заниматься управление Главремонт.
Прошло три года, но, увы, внедрение установки в серийное производство неоправданно затянулось. И это при том, что эффективность и значение «Пены-9М» уже не вызывали сомнений. Так, в акте, утвержденном начальником Главремонта В. И. Феданом и начальником ВПО Союзхимпласт В. С. Гетманцевым. сообщалось, что в процессе новых эксплуатационных испытаний, проведенных в конце прошлого года, подтвердилась пригодность установки для серийного производства.
Но и после этого Главремонт Госкомсельхозтехники СССР не спешил организовывать серийное производство установок на одном из своих предприятий. Как и прежде, находились десятки отговорок: то нет к «Пене» соответствующей технической документации, то не дано заключение санэпидстанции, то работа на установке посчитана пожароопасным делом.
Так выглядит установка для герметизации
кузовов автомобилей «Пена-9М».
И все это время во ВНИИСС продолжали поступать заявки из управлений райсельхозтехники страны с просьбой выслать если уж не новую уставовку, то хотя бы ее чертежи. На протяжении нескольких лет работники транспортных предприятий сельского хозяйства своими силами пытались собрать «Пену». И ученые в помощи им не отказывали, потому что знали: иного выхода снабдить потребителей установкой нет. Есть здесь, правда, одно «но» — изготовление «Пены» кустарным способом обходится в 2 раза дороже, чем при ее серийном производстве.
А вот за рубежом подобные установки мы закупаем. Немного — около 50 штук в год. Но они обходятся уже вчетверо дороже. Да и применяются импортные аппараты главным образом в промышленности.
Наконец, когда оставшиеся от первого выпуска аппараты пришли в полную негодность, Управление транспортного хозяйства Госкомсельхозтехники СССР обратилось за помощью к заместителю председателя Госкомсельхозтехники СССР В. И. Дубовику. И казалось бы, доселе неразрешимому вопросу был дан ход. Заявка на серийное производство дефицитных аппаратов была направлена в Госплан СССР. Только вот беда: просили транспортники изготовлять не тысячу установок в год. чтобы их хватало на все автохозяйства страны, а 350—400 аппаратов. То есть столько, сколько в идеале требовалось для герметизации лишь автомобилей этого управления, занятых на перевозке урожая. Обработка ППУ остальной сельскохозяйственной техники во внимание не принималась, не говоря уж о герметизации элеваторов.
Впрочем, установка владимирских химиков может применяться теперь не только в сельском хозяйстве. ППУ как герметизирующим веществом заинтересовались и специалисты других областей народного хозяйства Например, сотрудники Всесоюзного научно-исследовательского института железнодорожного транспорта установили, что способ напыления Г1ПУ можно применять для устранения течи в тоннелях метрополитена, для теплоизоляции вагонов. Строители Владимирского, Калининского, Ленинградского, Московского домостроительных комбинатов провели успешные опыты и доказали: ППУ годится для герметизации стыков в крупнопанельном домостроении. Новый пенопласт нашел применение в судостроении, при утеплении и изолировке магистральных трубопроводов. И для каждой отрасли хозяйства специалисты ВНИИССа сконструировали соответствующие установки. Появились «Пена-12», «Пена-13» «Мини-пена».
И этих установок — тоже дефицит. Вот поэтому хотелось бы, чтобы при планировании их серийного производства работники Госплана СССР учли запросы потребителей всех отраслей народного хозяйства. А, учитывая простоту конструкции «Пены», ее изготовление в требуемом количестве вполне по силам даже одному современному цеху завода Министерства химической промышленности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Дом в декаду | ТМ 1939-01

Вл. ДЛУГАЧ и Як. ШУР Перед вами прекрасное четырехэтажное здание новой школы. Трудно поверить, что это огромное строение возведено в декад...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.