Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

19 мая 2020

Анадемик А. БАХ

Ученые к 15-летию комсомола

В таком деле, как изучение, а следовательно и овладение технико-производственными процессами, нам надо особенно широко развить и использовать коллективные формы работы. Здесь мы тоже противопоставляем свои методы работы и подготовки методам капиталистического предприятия. Живя значительное время в эмиграции, я наблюдал, как работает такое предприятие и в каком положении находится его молодежь. Рабочему, мастеру или работнику лаборатории разрешено знать только свой участок работы, он даже не знает зачастую, что делает и как работает соседний агрегат, ему неведомо взаимодействие отдельных частей производства, и хозяин совершенно сознательно культивирует такого ограниченного работника с узким кругозором.
Это характеризует систему отстранения рабочего от техники; капиталист, являющийся монополистом, хозяином над средствами производства, стремится также монопольно владеть техникой.
У нас средства производства в руках рабочего класса, и конечно в этих же руках должна быть и техника.
Выступая в поход под лозунгом «Техника—молодежи», мы должны опереться в первую очередь на комсомольскую инициативу, широко развертывая всякого рода кружки, семинары, группы.
Конечно мы ее должны забывать о принципе политехнизма при составлении программ занятий подобных групп по овладению техникой. Каждое производство требует своего специфического комплекса знаний. Наряду с теми знаниями, которые необходимы каждому молодому рабочему, надо дать еще и специальные знания применительно к данному производству. Как слесарю и монтеру, так и резинщику и электрику нужно овладеть некоторым комплексом знаний, который даст ему возможность работать культурно. Каждому молодому рабочему, надо усвоить элементы математики (включая и алгебру), основные понятия физики, механику в ее основных законах, изучаемых на живом производственном опыте, основные понятия химии, т. е. знать, что такое химическое тело, и отсюда знать, что тела бывают однородные и разнородные, знать и взаимодействия этих тел — химические реакции.
Скоро мы будем отмечать столетие со дня рождения величайшего ученого-химика Д. И. Менделеева. Он был не только передовым деятелем в так называемой чистой науке, но и организатором химической промышленности. Переизданная недавно книга Менделеева «Основы химии» учит нас, как надо в учебнике сочетать теорию с практикой. «Основы химии» открываются описанием воды, и затем через опыты с водой автор на понятных каждому явлениях вскрывает суть законов химической науки. Ни в одном учебнике по химии нет подобного умелого описания производственных процессов, и Менделеев приучает своего читателя к химическому мышлению на основе опыта и, что особенно ценно, опыта производственного. Так надо учить и нам.
Задача руководителя рабочих химических кружков заключается в умелом использовании в учебе того богатого материала, который дает химическое производство. Взять хотя бы завод, производящий кислоты. Здесь, молодой рабочий может наблюдать процесс обжига сернистого колчедана для получения сернистого газа, последующий процесс окисления и превращения этого газа в камерах или путем контакта в серный газ, из которого получается затем крепкая серная кислота. Кроме основных реакций рабочий-химик узнает ряд дополнительных.
Безусловно, надо также широко популяризовать лозунг «Среднее образование — каждому комсомольцу». Я думаю, что наш ленинский комсомол, имеющий столько побед на всех фронтах, сумеет и здесь повести за собой рабочую молодежь. На мой взгляд надо добиться того, чтобы тот комсомолец, который не сдал производственно-технического экзамена и не работает над повышением своей производственной квалификации, не считался бы полноценным членом ВЛКСМ.
Где сосредоточить всю эту систему подготовки? — Непременно на производстве, в клубе, цехе, общежитии, — как можно ближе к рабочему месту, к тому предприятию, с которым связан рабочий. Надо опереться на инициативу комсомола, на самодеятельность самых широких слоев молодежи. Я больше всего боюсь, чтобы все эти превосходные начинания и хорошие планы не были бы обюрократизированы путем создания громоздких, централизованных учреждений. В этом деле нужна максимальная гибкость и использование самодеятельности. Если же комсомольский боевой актив станет ядром движения, это залог того, что в работу будут непременно втянуты вслед за активистами и более широкие пласты молодежи.
Комсомол на предприятии может и должен использовать все возможности для изучения производства. Взять хотя бы производственные совещания. Почему бы комсомольцам — застрельщикам новой техники — не заняться серьезной технической подготовкой к этим совещаниям, не пора ли выступать на совещаниях не только экспромтом, но и приходить на них, предварительно в кружке, группе основательно разобрав и изучив под руководством старших товарищей проблемы, поднимаемые на совещании.
Само собой понятно, что вся система знания технико-производственного порядка немыслима без той политической подготовки, которая обеспечивает нам крепкую, хорошо подкованную смену и даст возможность организовать освоение техники на основе глубокого изучения Маркса—Ленина—Сталина.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.