В феврале 1945 года в нацистской Германии объявили трехдневный траур. Причиной была гибель 9 тыс. видных нацистов и военнослужащих, находившихся на океанском лайнере «Вильгельм Густлов». В ночь на 30 января его потопила советская подводная лодка С-13, которой командовал капитан 3-го ранга A. Маринеско, кстати, самый результативный из наших подводников.
А боевой счет балтийских подводников открыла еще 19 июля 1941 года С-11 (капитан-лейтенант А. Середа), торпедировав близ Паланги нацистский сетепрорыватель № 11, перевозивший войска. Обе лодки были однотипными, ІХ-бис серии. Их проект завершили флотские инженеры B. Перегудов и В. Критский в середине 30-х годов, а 23 сентября 1936 года вступила в строй головная лодка IX серии С-1. До этого у нас строились средние лодки типа Щ. Новые субмарины превосходили их по всем статьям: мощные двигатели сообщали высокую скорость, увеличенный запас топлива позволял совершать более длительные плавания. Артиллерийское вооружение «щук» составляли две 45-мм пушки, а на «эсках» — 100-мм орудие и 45-мм полуавтоматическая пушка. Испытав три первые лодки типа С, кораблестроители усовершенствовали проект, и в ноябре 1939 года подняла флаг С-4, первая субмарина ІХ-бис серии. К ней относилась и С-56.
«Я не уставал любоваться своей подводной лодкой, — вспоминал о С-56 первый командир, ныне Герой Советского Союза вице-адмирал Г. Щедрин. — Ласкали глаз гладко «зализанные» для обтекаемости легкий корпус, надстройка и ограждение рубки. Очень тщательно была продумана схема размещения механизмов внутри лодки».
Да, лодки вышли удачными, и не случайно именно «эски» первыми в подводном флоте еще в августе 1941 года прошли размагничивание (что уменьшало опасность подрыва на неконтактных минах), а в 1944 году первыми же получили бесследные электроторпеды. В годы войны наши подводники успешно использовали их замечательные качества.
Так, в июне 1944 года командир североморской С-104, капитан 3-го ранга В. Тураев залпом из четырех торпед потопил три вражеских корабля. В марте того же года С-56, действовавшая на Северном флоте (туда четыре тихоокеанские лодки ІХ-бис серии перешли по охваченным войной Тихому и Атлантическому океанам), обнаружила неприятельский конвой. Плохая погода помешала командиру С-56 выйти в атаку под перископом, и Г. Щедрин торпедировал цель «вслепую», по данным только шумопеленгаторной станции. В сентябре 1942 года командир балтийской С-9 капитан-лейтенант А. Мыльников настиг нацистский танкер, а когда тот увернулся от торпед, лодка всплыла, нагнала его и расстреляла из орудия. В период героической обороны Севастополя черноморским подводникам довелось выступить в необычной роли. В частности, С-32 семь раз прорывалась в сражающийся город, доставив его защитникам более 500 т различных грузов и вывезя на Большую землю 140 раненых.
Надо сказать, что к началу войны у нас было сравнительно мало средних лодок типа С — всего 18. Субмарины ІХ-бис серии поступали на флоты и в военную пору. Среди них были С-15 «Колхозница», С-16 «Герой Советского Союза Нурсеитов» и С-17 «Советская Сванетия», построенные на средства, собранные тружениками тыла. Но первой именной лодкой этого типа стала С-14, которой в июне 1943 года было присвоено наименование «Героический Севастополь». В тот же день стала именной и малая подводная лодка XV серии М-200.
История лодок этого класса началась в апреле 1934 года, когда в состав морских сил Дальнего Востока вошла первая «малютка» VI серии. Эти лодки были созданы конструктором А. Асафовым для обороны побережья. Предусматривалась возможность перевозки их по железной дороге, поэтому водоизмещение «малюток» в надводном положении не превышало 160 т. Дизель мощностью 685 л. с. и 235-сильный электромотор позволяли им развивать на поверхности 13,2 узла и 7,1 узла под водой. Вооружение состояло из двух торпедных аппаратов (без запасных торпед) и 45-мм пушки.
В следующем году инженер П. Сердюк спроектировал более крупную лодку типа М (XII серии).
«Малютки» стали наиболее многочисленными лодками нашего флота: из 211 субмарин, числившихся в ВМС СССР на 22 июня 1941 года, 78 относились к VI и XII сериям.
Служить на «малютках» было нелегко, зато командиры, начинавшие на них, потом с успехом командовали средними и крейсерскими субмаринами. Добавим, что именно «малютки» нередко прокладывали пути в неизвестное. В 1940 году четыре тихоокеанские лодки типа М впервые в истории совершили групповое плавание подо льдами. На Каспии испытывалась М-401 с единым двигателем для подводного и надводного хода. А в годы войны экипажи «малюток» нередко совершали невозможное. Так, в августе 1941 года североморская М-171 дерзко вошла в один из норвежских фьордов и торпедировала в порту вражеский транспорт. «Малютки», рассчитанные для действий у своих берегов, выходили из кавказских портов на неприятельские коммуникации в западной части Черного моря. Что и говорить, нелегкой была служба на «малютках».
«С каждым часом наша лодка все больше и больше обрастала льдом, — вспоминал командир М-171 Герой Советского Союза В. Стариков. — Люди, сменившись с верхней вахты, спускаясь в центральный пост, еле двигались. Их одежда, покрытая льдом, теряла гибкость и ломалась при каждом движении. Внутри лодки кое-где на приборах появлялась ледяная бахрома». И в таких условиях М-171 совершила 29 боевых походов — больше, чем любая другая лодка Северного флота. Уже в августе 1942 года М-171 вручили переходящее Красное знамя ЦК ВЛКСМ, учрежденное для лучшей подводной лодки советского флота, которое гвардейцы удерживали до конца войны.
ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ ТИПА С(ІХ и ІХ-бис серий) и М (XV серии)
ІХ-бис
|
XV
|
|
Водоизмещение
|
||
надводное, т
|
837
|
283
|
подводное, т
|
1073
|
350
|
Скорость
|
||
надводная, узлы
|
19,5
|
15,5
|
подводная, узлы
|
9
|
7,9
|
Артиллерийское вооружение
|
1—100-мм, 1—45-мм
|
1—45-мм
|
Торпедное вооружение
|
6—533-мм
|
4—533-мм
|
Мощность дизелей, л. с.
|
4000
|
1200
|
Мощность электромоторов, л. с.
|
1000
|
460
|
Дальность плавания
|
||
над водой, миль
|
8200
|
3000
|
под водой, миль
|
135
|
85
|
Предельная глубина погружения, м
|
100
|
70
|
Автономность, сутки
|
45
|
22
|
Экипаж
|
47 чел.
|
24 чел.
|
Всем были хороши неприхотливые, добротно сработанные «малютки». Но в годы войны наши подводники перешли к залповой стрельбе, что увеличивало вероятность поражения цели. А «малютки», выпустив обе торпеды, оставались без основного оружия.
Однако в 1939 году П. Сердюк создал проект более крупной лодки XV серии, вооруженной четырьмя торпедными аппаратами.
...В конце 1942 года Л. Лободенко, вдова флотского политработника, предложила женам моряков-североморцев собрать средства на строительство подводной лодки «Месть». Ею и стала М-200, головная в XV серии, вступившая в строй 29 марта 1943 года. «Первым ее командиром был назначен капитан 3-го ранга В. Тураев, недавно прибывший к нам с Балтики, — писал Герой Советского Союза, контр-адмирал И. Колышкин, командовавший тогда бригадой подводных лодок Северного флота. — Потом на его место пришел капитан-лейтенант В. Гладков, помощник и воспитанник Г. Щедрина, участник всех боевых походов С-56». Через некоторое время В. Гладков провел «Месть» в Перс-фьорд и потопил там два вражеских судна. Несколько позже вступили в строй М-201 и опять-таки именные М-202 «Рыбник Донбасса» и М-203 «Иркутский рыбак».
...В годы войны 19 командиров подводных лодок стали Героями Советского Союза. Десять из них сражались на «малютках» и «эсках»...
ИГОРЬ БОЕЧИН, историк
Рис. МИХАИЛА ПЕТРОВСКОГО
Комментариев нет:
Отправить комментарий