Авиация в России (к 100-летию отечественного самолетостроения). М., «Машиностроение», 1983.
Детище XX века — авиация возникла отнюдь не на пустом месте. Еще в конце предыдущего столетия людей перестали удовлетворять полеты на одних лишь хорошо к тому времени освоенных летательных аппаратах легче воздуха — аэростатах и дирижаблях. Все больше энтузиастов-одиночек обращались мыслями к новому способу летания — на аппаратах тяжелее воздуха, суливших более высокую скорость, лучшую маневренность и ряд других, привлекавших внимание сторонников новой идеи свойств. Один за другим появлялись проекты, строились модели, в том числе летавшие.
Казалось, еще один шаг — и появится самолет. Впрочем, самого этого слова — самолет — тогда в ходу не было; говорили — летательный прибор, позднее — аэроплан, но понятие об аппарате тяжелее воздуха постепенно овладевало помыслами людей.
Сборник «Авиация в России» имеет подзаголовок — «К 100-летию отечественного самолетостроения», потому что именно 100 лет — пек назад построил свой самолет русский морской офицер Александр Федорович Можайский. Этому важнейшему событию в истории авиации и посвящена значительная часть книги
Задача строго научного воссоздания всех или, по крайней мере, основных обстоятельств, сопутствовавших постройке самолета Можайского, и достигнутых при этом результатов существенно осложнялась рядом привходящих обстоятельств, прежде всего крайней неполнотой дошедших до нашего времени архивных документов. Уже во введении к сборнику констатируется, что, «к сожалению, история не сохранила сколько-нибудь достоверных сведений о результатах испытаний самолета». Несколько больше данных — тоже в значительной степени неполных и противоречивых, — относящихся к этапам проектирования, оформления привилегии на изобретенный им «воздухолетательный снаряд» (патента) и постройки аппарата дали все же возможность реконструировать с достаточной степенью надежности облик и основные параметры последнего.
Крайне беден был научный и практический «задел», которым мог бы воспользоваться Можайский, приступая к созданию своего самолета. И теоретические сведения, и экспериментальные данные, необходимые для создания способного летать аппарата, были еще очень неполны. Д. И. Менделеев (широте круга его научных интересов нельзя не поражаться!) в своей вышедшей в 1880 году книге «О сопротивлении жидкостей и о воздухоплавании» заметил: «Приступая к изучению сопротивления, я, признаюсь, не ожидал найти такие недостатки в теории и опытах, до него касающихся, какие оказались в действительности». Иными словами, рассчитать ожидаемые данные своего самолета, определить заранее, какая мощность силовой установки требуется для аппарата данных размеров и веса, не мог ни Можайский, ни кто-либо другой в то время.
К объективным трудностям, обусловленным уровнем науки того периода, добавилась недальновидно скупая финансовая поддержка конструктора со стороны правительственных учреждений. Показательная подробность: деньги, необходимые для начала постройки самолета, Можайский получил в виде частных пожертвований от нескольких лиц, среди которых был и знаменитый генерал М. Д. Скобелев.
Построить в таких условиях самолет было, вне всякого сомнения, настоящим подвигом.
В сборнике подробно излагается уникальная работа, предпринятая группой ученых и инженеров Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) имени Н. Е. Жуковского. По имевшимся скупым данным, сопоставляя и перепроверяя один архивный материал другим, они восстановили облик самолета Можайского, построили его модель. продули ее в аэродинамической трубе и полученные результаты продувок заложили в аэродинамический расчет. Таким образом установили, что фактическая мощность силовой установки самолета Можайского была меньше потребной для полета. Авиация ждала легких и мощных двигателей внутреннего сгорания, ждала, как справедливо пишет академик Г. II. Свищев в своей статье «Первый отечественный авиаконструктор», и минимально необходимых научных данных по аэродинамике, динамике полета и устойчивости. Все это пришло 20 лет спустя...
Но одно бесспорно: постройка Можайским самолета в натуральную величину явилась важным шагом вперед на пути освоения человечеством полета на аппаратах тяжелее воздуха! Ньютон видел причину своих научных успехов в том, что «стоял на плечах гигантов» — великих предшественников. Вне всякого сомнения, А. Ф. Можайский — один из тех предшественников, благодаря которым люди в конце концов взлетели на самолете!
Если в конструировании и постройке летательных аппаратов в нашей стране после Можайского наступила длительная, протянувшаяся на ряд лет пауза, то научные исследования, без которых был бы немыслим и прогресс самолетостроения, получили на рубеже XIX и XX веков заметное развитие. Многие первостепенно важные для становления и развития авиации научные результаты были получены Н. Е. Жуковским,
С. А. Чаплыгиным и их учениками. В сборнике под рубрикой «Авиационная наука в России» Научно-мемориальным музеем Н. Е. Жуковского опубликована подборка интересных высказываний академиков М. В. Келдыша, Г. П. Свищева и С. А. Христиановича о научном наследии Жуковского, в значительной своей части опережающем время, — как, например, исследование «О наивыгоднейшем угле наклона аэроплана» (по нынешней терминологии — угле атаки), вышедшее в свет в 1897 году — до полета первого аэроплана, или предсказание в сообщении «О парении птиц» возможности выполнения мертвой петли — за 22 года до того, как ее выполнил выдающийся летчик-новатор П. Н. Нестеров. Наряду с неоценимым вкладом в аэродинамику и смежные отрасли знания все, пишущие о Жуковском, отмечают и его организаторскую деятельность (одно основание ЦАГИ чего стоит!), и вкус к приложениям результатов своих научных исследований к задачам инженерной практики, и деятельность педагогическую — среди его учеников конструкторы такого класса, как А. Н. Туполев, А. А. Архангельский, А. М. Черемухин, ученые Б. Н. Юрьев, В. П. Ветчинкин, Б. С. Стечкин, и даже летчики — слушатели Кратких теоретических курсов авиации М. М. Громов, Б. Н. Кудрин, Б. К. Веллинг, Н. П. Шебанов.
Четырнадцати первым русским летчикам посвящен обстоятельный очерк Е. В. Королевой.
В главах, написанных В. Н. Бычковым, В. И. Бирюлиным и С. А. Ада-синским, содержатся хорошо систематизированные сведения о конструировании и постройке самолетов, авиационных моторов, винтокрылых аппаратов в дореволюционной России.
Большой интерес представляет и раздел сборника, касающийся научных и учебных центров, созданных в нашей стране усилиями профессора Н. Е. Жуковского и его учеников: в Московском университете и Высшем техническом училище, в подмосковном Кучине, в Петербургском политехническом институте, в Киевском обществе воздухоплавания. Некоторые из этих центров разветвлялись: так, в МВТУ существовала и аэродинамическая лаборатория, и студенческий воздухоплавательный кружок, и авиационное расчетно-испытательное бюро, и уже упоминавшиеся Краткие теоретические курсы авиации. Значительная часть статей в этом разделе сборника принадлежит перу самого Николая Егоровича Жуковского: кто, в самом деле, лучше его мог бы рассказать о созданных им курсах, лабораториях, кружках, из которых в дальнейшем сложилась развернутая эффективная система подготовки авиационно-технических и научных кадров.
Заключает сборник отличающаяся полнотой и продуманностью публикация Научно-мемориального музея Н. Е. Жуковского о знаменательных датах в истории авиации.
Если попытаться сформулировать, что же составляет наиболее важную особенность сборника «Авиация в России», выделяющую его из ряда многих других изданий подобного содержания, то, наверное, следует в первую очередь отметить присущую ему предельную добротность, научную достоверность, исчерпывающую доказательность всего, что в нем излагается. Впрочем, иного и не приходилось ожидать, если учесть исключительно высокую квалификацию и компетентность привлеченного к участию в сборнике авторского коллектива.
Входящие в состав сборника статьи написаны хорошим, ясным языком, строго и в то же время достаточно популярно. Его содержание вполне доступно (и интересно!) не только специалистам, связанным с авиацией профессионально, но и гораздо более широкому кругу читателей.
Закончить рецензию хотелось бы естественным выражением уверенности, что сборник «Авиация в России» с пользой и удовольствием прочтут и авиаинженеры, и студенты, и летчики, и вообще все, кому небезразлична основанная на точных научных данных история отечественной авиации. Но сказать так, к сожалению, нельзя, поскольку тираж книги необъяснимо мал — составляет всего 1050 экземпляров и достать ее стало невозможно буквально на следующий день после выхода в свет.
МАРК ГАЛЛАЙ, Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР, доктор технических наук
Комментариев нет:
Отправить комментарий