Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

01 мая 2020

Запасные части к станкам

М. КАПЛУН

1

Основой социалистической системы хозяйствования является плановое руководство. Мы планируем не только изготовление нового оборудования, его импортирование, но и должны планово обеспечить своевременный уход за оборудованием, замену его изнашивающихся частей, планово ремонтировать и восстанавливать выходящее из строя оборудование. В этих условиях создание парка запасных частей к машинам, агрегатам, механизмам становится народнохозяйственной и политической задачей. На примере запасных частей к тракторам каждый комсомолец и молодой рабочий мог убедиться в важности и необходимости планового их изготовления и распределения по совхозам и колхозам.
Массовое изготовление в пределах всего государственного парка тракторов запасных частей невозможно в условиях системы капиталистического хозяйства. Эта проблема разрешима только у нас, только при строе социализма. Однако выполнение труднейшей задачи обеспечения тракторов запасными частями сопровождалось у нас прямыми попытками вредительского порядка. Это выражалось главным образом в определении излишнего количества запасных деталей к тракторам. Мало того, что на изготовление этих излишних запасных тракторных частей затрачивалось большое количество материала, нерационально загружалось оборудование и много труда пошло на их перевозку, неиспользование запасных частей приводило еще и к омертвлению колоссальных государственных средств.

Механизм включения коробки скоростей
(Из альбома чертежей Оргаметалла на
запасные части к токарно-револьверному
станку фирмы "Гильдемейстер")
Создание парка запасных частей к машинам является задачей еще более трудной, так как здесь мы имеем дело не с однородной машиной, а с разнообразнейшим оборудованием, при том исключительно многообразных типов. Это требует от нас особенно внимательного подхода и тщательного изучения всех необходимых мероприятий технического порядка при определении и разработке проблемы запасных частей к машинам.

2

Первое, из чего мы должны исходить при определении необходимого ассортимента запасных частей к машинам, — это естественный износ отдельных частей машинного оборудования. Возьмем для примера станки по холодной обработке металлов резанием. У этой группы оборудования мы наблюдаем естественный износ в пределах от одного года до двух лет следующих частей. Во-первых, изнашиваются так называемые нормальные подшипники, на которых покоится основная часть станка—его рабочий шпиндель. Во-вторых, происходит естественный износ втулок (главным образом бронзовых) у быстро вращающихся валов. Износ мы наблюдаем и у тех втулок, которые находятся в корпусах. отдельных узлов станка, и у втулок, наглухо сидящих в шестернях зубчатой передачи станков.

Точно так же изнашиваются и сами шестерни, особенно малые шестерни перебора станков, шестерни шпинделя, ведущие к подаче, и наконец шестерни, сидящие на валах моторов.

Из более крупных деталей изнашиваются червячные пары (червяк и червячное колесо), шестерни валиков ручной подачи и реечные шестерни-валики. Помимо этого нормальному износу подвержены и мелкие детали: сухари переключений, упорные кольца и шайбы, муфты включения трензеля, вытяжные шпонки и т. д.

Но наряду с этим нормальным износом мы наблюдаем преждевременный износ деталей, получающийся от неправильной эксплоатации оборудования, так как квалификация рабочих не всегда еще отвечает техническим требованиям ухода за оборудованием.

Механизм автоматической продольной подачи
(Из альбома чертежей Оргаметалла на запасные
части к токарно-револьверному станку
фирмы „Гильдемейстер")
Например на одном из машиностроительных заводов фрезеруется плоскость в нескольких местах детали в 3,5 м длиной. Фрезеруются эти детали на мощных станках фирм Цинциннати и Герберта. Стол, на котором закрепляется деталь, имеет 2 м длины. При фрезеровании конечных плоскостей вала стол вместе с валом отходит почти полностью к концу консоли станка, провисая вместе с валом в воздухе. При работе станка получается огромнейшая вибрация, разрушающая наименее стойкие детали станка, расшатывающая часть за частью отдельные узлы станка. Все это приводит к преждевременному выходу из строя станка в целом.

Причина такого варварского использования станка кроется в неправильном запроектировании оборудования: вместо портально-фрезерного станка с мощным устойчивым столом используются универсально-фрезерные станки Цинциннати и Герберта. Одновременно мы имеем преждевременный износ, очень часто сопровождающийся массовыми поломками отдельных частей станка из-за неумелого, технически неграмотного управления станком. Например рабочему необходимо изменить обороты станка. Для переключения шестерни следует обязательно остановить станок. Но неквалифицированный рабочий, не знающий этого элементарного технического правила, переключает шестерни находу, зубья при вращении шестерен не попадают друг в друга, получаются сильные задиры одной шестерни о другую и поломки отдельных зубьев. Частые поломки, аварии и простои оборудования пока являются еще большим бедствием для наших предприятий. Организуя парк запасных частей к станкам, мы не можем отрываться от жизни и игнорировать этот ненормальный износ.

Как же технически решается проблема создания запасных частей к машинам? Во-первых, она решается составлением альбомов чертежей запасных частей, во-вторых, организацией ухода за оборудованием и предупреждением преждевременного износа его, в-третьих, точным определением ассортимента необходимых запасных частей, их тщательным изготовлением и хранением, в-четвертых, сменой изношенных частей запасными во время отдельных видов ремонта оборудования.

В этой статье мы остановимся главным образом на вопросе создания альбомов чертежей к запасным частям оборудования.

3

Прежде всего альбомы чертежей должны составляться не на запасные части к станкам, а на сменные. Под запасной частью мы подразумеваем ту, которая изнашивается в течение года-двух и требует плановой замены. Под сменной частью мы подразумеваем все сменные детали, которые заменяются не только в текущем ремонте, но и в среднем и капитальном. Каждое предприятие, учитывая фактический износ отдельных деталей, сроки их службы, выбирает из альбомов чертежей сменных частей тот круг деталей, которые должны быть в запасе. Имея такой альбом чертежей, предприятие более маневроспособно и подготовлено к изготовлению деталей, которые могут преждевременно износиться или сломаться при случайных авариях.

Фрикционы коробки скоростей
(Из альбома чертежей Оргаметалла на запасные
части к токарно-револьверному станку
фирмы „Гильдемейстер")
Только такой альбом чертежей может оправдать большие расходы, вызываемые разборкой и сборкой станков, эскизированием сменных деталей и составлением необходимых конструктивных узловых чертежей.

Создать альбом чертежей запасных частей мы не можем и не должны потому, что не знаем еще сроков службы отдельных деталей. Имея в альбоме чертежи сменных частей, каждое предприятие организует учет тех деталей, которые изготовляются взамен износившихся. Этот учет и дает тот основной материал, с помощью которого в ближайший год-два мы накопим достаточно практических данных для определения срока службы отдельных деталей. Этот
же учет поможет нам установить тот круг деталей, который должен быть в запасе. Без этого условия всякое определение полного круга деталей, необходимых для запаса, будет неточным и недостаточно обоснованным. Мы говорим именно о полном круге запасных деталей, так как часть их уже определена опытом, практикой.

4

Существующий порядок составления альбомов на каждом предприятии в отдельности, во-первых, не гарантирует их технической грамотности и, во-вторых, является ничем неоправдываемым расточительством.

Нам известна работа по составлению альбомов на крупнейших предприятиях Союза: на московском заводе «Шарикоподшипник» им. Кагановича, Горьковском заводе им. Молотова и машиностроительном заводе им. Павлова в Рыбинске. На первых двух заводах работа проводится собственными силами, на последнем — силами Оргаметалла.

Фактическая стоимость альбома чертежей на заводе «Шарикоподшипник» и машиностроительном заводе им. Павлова выражается в 3,5 тыс. руб. Если принять во внимание, что завод «Шарикоподшипник» имеет свыше 400 типов станков, то стоимость всех альбомов обойдется в 1 400 тыс. руб.

Из последней переписи оборудования на заводах Союза числится 174 543 станка по холодной обработке металлов резанием. Можно безошибочно сказать, что на каждом заводе имеется в среднем не более 10 однотипных станков. Если на каждый десяток составить один альбом, то придется изготовить свыше 17 тыс. альбомов. Считая среднюю стоимость альбомов в 3,5 тыс. руб., получим расход свыше 60 млн. руб.

Но мы не можем учитывать только расходы, вызываемые разборкой и сборкой оборудования и эскизированием сменных частей. Нужно еще учесть потери ценности станков в результате их разборки и сборки. Отдельные заграничные фирмы оценивают эти потери в 10% стоимости станка. Если добавить к этому частые поломки отдельных деталей, пропажи их при отсутствии должного хранения разобранных частей станка, наконец вынужденный простой каждого станка в среднем не менее 12—15 дней, то получится свыше 100 млн. руб. расходов на составление альбомов чертежей.

Таким образом общие расходы составят свыше 100 млн. руб. Такие затраты происходят лишь от распыленности работы. Необходимо всю работу по составлению альбомов запасных частей обязательно централизировать. Централизуя эту работу, мы можем добиться значительного ее удешевления. 174 543 станка имеют не больше 3 000 разновидностей и типов. Таким образом достаточно изготовить лишь 3 000 альбомов. Опыт работы показывает, что и это количество альбомов может быть значительно уменьшено. Огромное количество оборудования, особенно импортного, имеет в разных типах станков одинаковые целые узлы. Из 18 разобранных нами фрезерных горизонтальных и вертикальных станков фирмы Цинциннати, разных типов моделей, почти половина имела совершенно одинаковые механизмы подач, скоростей и подъема стола. Станки фирмы Герберта имели одинаковые узлы в механизмах подач и скоростей на фрезерных и револьверных станках. Токарно-центровые и револьверные станки фирмы Джона Ланга имели стандартные коробки подач, фартухи и две разновидности коробок скоростей. В этих случаях альбомы в основных узлах будут одинаковыми с добавлением лишь отдельных частей и узлов.

Проблема централизации составления альбомов чертежей вызывается! необходимостью полного и правильного использования этого могучего и высококультурного оружия.

Допустим, что тот же завод «Шарикоподшипник» сделает альбомы и по количеству и по качеству удовлетворительно. Подобрав соответствующий кадр людей, он создаст 400 альбомов. Если считать минимум 50 деталей в альбоме, это составит 20 тыс. чертежей. Для этого нужно разработать технологический процесс, заготовить режущий, мерительный инструмент и различные приспособления. Не ясно ли, что между временем окончания альбомов и их использованием получится зияющий разрыв.

Предлагая централизовать эту работу, мы не мыслим создание нового аппарата или хозяйственного органа. С этой работой с успехом может справиться такая организация, как Оргаметалл. Обобщив опыт и установив методику составления альбомов, используя опытные силы заводов, обеспечив самый тщательный конструкторский контроль, Оргаметалл может освоить эту работу.

5

Научно-исследовательская работа в области станкостроения значительно отстала. Между тем работа по составлению альбомов чертежей, требующая полного разбора оборудования, представляет широчайшее поле для разрешения ряда насущных, неотложных вопросов использования станочного оборудования. Возьмем такой важный вопрос, как замена цветных остродефицитных металлов более дешевыми, черными.

Только по трем группам оборудования: по токарно-центровым, токарноревольверным и фрезерным станкам в одних только втулках по самым скромным и минимальным расчетам мы имеем 1 368 т бронзы. Примерно 60% втулок требует замены в течение года и менее. 800 т бронзы требуется ежегодно для замены изношенных втулок. Между тем уже сейчас можно сказать, что значительная часть этих втулок, особенно сидящих в корпусах коробок скоростей и подач, может быть заменена чугуном.

Из альбома чертежей на запасные части к станкам
Разве уже одна эта цифра не говорит о всей важности и неотложности исследовательской работы в этой области?

Другой вопрос—охлаждение и охлаждающие насосы в станках. Зайдите на любой завод, не исключая новейших, и вы увидите, как рабочий или работница одной рукой управляет станком, другой из масленки или консервной банки льет жидкость, охлаждая режущий инструмент.

Чем это вызвано? Частым выходом из строя насосов. Такой «порядок» изнашивает рабочую силу, уменьшает стойкость режущего инструмента и приводит его к частым поломкам.

Наиболее часто выбывают из строя шестеренные насосы. Этот тип насосов не годится для охлаждения. Нужно немедленно в процессе работы установить наблюдение за лучшими конструкциями насосов, отобрав несколько наиболее жизненных для их стандартизации и массового изготовления на специальных предприятиях.

Но одновременно всплывает вопрос о целесообразности иметь в каждом станке свой насос. Механики и мастера некоторых заводов поднимают вопрос о групповом охлаждении. Опыт Сталинградского тракторного завода, никем не изученный, показывает возможность и реальность группового охлаждения. От одного насоса протягиваются шланги к нескольким рядом стоящим станкам, обеспечивая получение потребного количества охлаждающей жидкости.

Научно-исследовательские работники, участвуя в бригадах по составлению альбомов чертежей, сумеют изучить и дать ответ на этот важнейший вопрос.

6

Третий вопрос—это смазка станков и смазочные гнезда в станках.

Нужно сказать, что проблема смазки технически менее всего разрешена. Прекрасные станки с первоклассными конструкциями узлов смазываются очень плохо, а иногда смазка совершенно не доходит к ним. Происходит это от того, что на конструирование смазочных гнезд и целесообразный выбор мест смазки уделяется совершенно недостаточное внимание. Смазочные канавки вращающихся и трущихся частей станков конструируются по старинке, без учета последних методов смазки и новых конструктивных форм смазочных канавок. Для исследовательской мысли здесь открыто чрезвычайно широкое поле. Правильный выбор системы смазки, выбор ... ... совершенных смазочных канавок в трущихся деталях—все это сохранит оборудование, даст экономию в миллионы рублей.

Необходимо также использовать иностранные фирмы для создания альбомов сменных частей,

Нужно сказать, что наши импортные организации, закупая оборудование, не знают, какие материалы к станкам нужны и какие из них требовать от фирм. Между тем сейчас весьма остро ощущается отсутствие узловых конструктивных чертежей, спецификации деталей станков и других важнейших материалов. Нет никакого сомнения, что этими материалами фирмы располагают. Достаточно привести в пример материалы фирмы Питлера, Гишольда, частично Цинциннати, которые прислали чертежи всех узлов станков и спецификации деталей. Все чертежи узлов и деталей, полученные от фирм, значительно облегчат, ускорят и удешевят работу по составлению альбомов.

Мы не можем более подробно останавливаться на выгодах централизации работ по составлению альбомов. Мы показали всю выгодность централизации с экономической стороны, но тем более это необходимо с точки зрения технической. Достаточно привести только один пример, чтобы убедиться в этом. В импортных станках все шестерни имеют так называемый корректированный зуб. Корректированный зуб—это исправленный зуб, у которого изменена величина ножки и головки, видоизменено их соотношение. Каждая иностранная фирма имеет шестерни со своим коррективом зубьев. Этот корректив составляет секрет фирмы. Раскрыть этот секрет не всегда легко. До сего времени мы еще не имеем разработанной теории в этом вопросе.

ОТ РЕДАКЦИИ

Создание парка запасных и сменных частей к станкам и машинам является неотложной задачей нашей промышленности. В этом прежде всего заинтересованы фабрики, заводы, железные дороги, машинотракторные станции. Альбомы чертежей запасных частей должны иметь все предприятия. Это позволит им заранее выписывать и приобретать необходимые запасные и сменные детали и предупреждать таким образом простои оборудования из-за отсутствия во время поломок нужных частей. Заводоуправления должны обратить серьезное внимание на сроки службы отдельных частей и на их изнашиваемость, они должны собирать и систематизировать соответствующие материалы. Только в этом случае возможно поставить удовлетворительно всю работу по созданию образцового парка запасных и сменных частей.



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.