Под редакцией: лауреата Ленинской и Государственной премий, генерал-полковника Ю. М. АНДРИАНОВА. Коллективный консультант: Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи.
Автор статьи — доктор технических наук, профессор В. Г. МАЛИКОВ. Художник — В. И. БАРЫШЕВ.
К середине XIX века гладкоствольная артиллерия достигла предела развития. Несмотря на все усилия, создатели орудий не могли добиться заметного увеличения дальнобойности и скорострельности. Назревал качественный переход к нарезной артиллерии. А пока на вооружение почти всех армий мира поступали гладкоствольные орудия, усовершенствованные не столько с учетом боевого опыта, сколько по рекомендациям ученых-артиллеристов.
Так, в России во второй четверти XIX века появляются интересные труды по теории проектирования артиллерийских орудий и стрельбы. Начало подобным исследованиям было положено еще в 1808 году, когда в «Артиллерийском журнале» была опубликована статья генерала Гогеля. В ней анализировалась зависимость отката орудий от их массы, угла возвышения и начальной скорости снаряда. В том же номере журнала можно было прочитать и материал полковника Платто, в котором содержались конкретные рекомендации по конструированию и расчету ходовых частей лафета.
Способы транспортировки четвертьпудового горного «единорога». На первом плане— вьючным способом, на втором — упряжкой лошадей. С рисунка ХІХ века |
Значительный вклад в дело развития механики орудий внес один из крупнейших ученых того времени, Остроградский. В 1841 году он опубликовал труды «Заметка о движении сферического снаряда в сопротивляющейся среде», «Мемуар о движении сферического снаряда в воздухе» и «Таблицы для облегчения вычисления траектории тела в сопротивляющейся среде». В первых двух ученый исследовал актуальный вопрос о движении центра тяжести и о вращении сферического снаряда, геометрический центр которого не совпадает с центром тяжести (вот он, первый шаг к разработке снарядов для нарезных орудий!).
Еще в начале 20-х годов появилось капитальное «Руководство к артиллерийскому искусству» Маркевича, в котором подробно рассматривались аспекты внешней баллистики и стрельбы, а в 1836 году профессор Анкудович опубликовал «Теорию баллистики» — первый отечественный систематизированный труд по этому вопросу.
Спустя семь лет Константинов создал первый в мире электробаллистический прибор. С его помощью можно было производить измерения скорости снарядов в различных точках траектории.
Четвертьпудовый «единорог» образца 1838 года, предназначенный для боевых действий в горных условиях. Калибр — 4,8 дюйма, длина ствола — 11 калибров, масса всего орудия — 48 пудов. |
Видный ученый-артиллерист Маиевский в начале 50-х годов вычислил и составил уточненные таблицы стрельбы для гладкоствольных орудий. Нетрудно заметить, что отечественные ученые уделяли немало внимания как чисто теоретическим, так и сугубо практическим проблемам артиллерийского дела. Эти и другие исследования послужили основой для совершенствования орудий образца 1838 года, причем большей частью их лафетов.
В частности, в 1850 году на вооружение полевой артиллерии принимается 12-фунтовая облегченная пушка. Ее ствол длиной 14,2 калибра и весом 32 пуда был легче и длиннее ствола батарейной пушки того же калибра и накладывался на лафет образца 1845 года от легкого орудия. Преимущество новой пушки заключалось в том, что она могла вести огонь ядрами, гранатами и картечными гранатами. По боевым качествам она превосходила аналогичные по назначению четвертьпудовый «единорог» и 6 фунтовую пушку и... обладала свойствами той и другой. Так появился прототип современной универсальной артсистемы, пушки-гаубицы.
Шестифунтовая пушка образца 1838 года на передке. Калибр — 3,76 дюйма, длина ствола — 16,9 калибра, масса с передком — 70,7 пуда. Расчет — 10 человек, число лошадей в упряжке — 4. |
В 1846 году на вооружение крепостной и береговой артиллерии поступает железный лафет, созданный полковником Венгловским. Он располагался на поворотной железной раме, покоившейся на деревянном брусчатое основании. При наводке орудия по горизонтали лафет и рама поворачивались расчетом вручную вокруг шкворня, а роль механизма вертикальной наводки играл винт. После выстрела лафет отходил на катках по верхней части поворотной рамы, наклоненной вперед — для ограничения отката, а затем сам выкатывался в исходное положение. Новые лафеты были, естественно, тяжелее старых, деревянных, зато превосходили их в прочности, а срок их службы (при надлежащем уходе) считался чуть ли не беспредельным.
Двенадцатифунтовая пушка образца 1838 года на лафете образца 1845 года. Калибр — 4,8 дюйма, длина ствола — 16,2 калибра, масса — 88,1 пуда, расчет — 10 человек. |
Кстати, самый первый в России железный лафет изготовили по чертежам Петра I еще в 1717 году для 18-фунтовой корабельной пушки на Олонецком заводе. Ныне он хранится в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи.
Что же касается боеприпасов, то в 1840 году в артиллерийские части поступили картечные гранаты и бомбы, начиненные ружейными пулями и порохом. Эффективность таких снарядов была гораздо выше, нежели у картечных гранат старых образцов. Накануне Крымской войны (1853—1856 гг.) появились новые осветительные снаряды, предназначенные для стрельбы на дистанцию 100—300 сажен.
В качестве дистанционного взрывателя разрывных снарядов по-прежнему служили трубки старых образцов. Только в начале 40-х годов бумажные трубки заменили деревянными и свинцовыми для предотвращения преждевременных разрывов гранат и бомб.
Крепостное орудие на железном лафете конструкции полковника Венгловского (образец 1846 года) |
Большое значение для развития артиллерийского дела имело создание новых прицельных приспособлений. Так, в 1848 году полковник Константинов разработал прицел, предназначенный для навесной стрельбы из осадных орудий. Спустя четыре года, после длительных, всесторонних испытаний, его приняли на вооружение.
Прицел Константинова был оснащен раздвижной линейкой, состоящей, по существу, из трех линеек. На нижней размещался уровень, с помощью которого прицел, навешенный на выступы кронштейна ствола, устанавливался в вертикальной плоскости. Шкала на нижней линейке имела отметки 0—90 линий, на средней — от 90 до 180 и на верхней — от 180 до 260. Благодаря этому именно осадные орудия можно было наводить на цель, под большими углами возвышения, что необходимо для обстрела вражеских войск, укрывшихся а укреплениях.
Что же касается западноевропейских артсистем, то в те годы они мало отличались от российских конструктивно и по способам боевого применения. Однако отечественные орудия были легче зарубежных, следовательно, обладали более высокой маневренностью и подвижностью. Добавим, что английские и французские орудия были, как правило, однобрусными, в то время как русские имели двустанинные лафеты.
Образцы артиллерийских боеприпасов образца 1838 года |
Комментариев нет:
Отправить комментарий