Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

19 апреля 2020

Освоение техники и задачи комсомола

А. Александров

Директивы т. Сталина и январского пленума ЦК и ЦКК об освоении техники проникли во все поры народного хозяйства. Они охватили подавляющее большинство трудящихся нашей страны и явились источником величайшего пафоса и энтузиазма миллионов. Лозунг «овладение техникой» нашел свое материальное выражение в освоении таких высот техники, которых не знает ни одна из наиболее передовых капиталистических стран.

Совсем недавно вступил в эксплоатацию Челябинский тракторный завод им. Сталина мощностью в 40 тыс. гусеничных тракторов по 60 л. с. каждый; завод, призванный совершить целый технический переворот в важнейших районах земледелия, обладающий лучшей в мире литейной, самым большим в мире конвейером, единственным в мире электрическим конвейером стального литья и т. п. Успешно осваивает технику Уралмаш, непревзойденный завод заводов, способный обеспечить ежегодное комплектное оборудование нескольких магнитогорских заводов. Крепнет величайшая металлургическая крепость социализма на Востоке.

Все эти гиганты, вошедшие в строй во второй половине 1932 г., оснащены по последнему слову техники; их успешное строительство -— это свидетельство блестящих способностей рабочего класса, который под руководством ленинской партии осваивает труднейшие технические высоты. Вспомним пример Сталинградского тракторного и Горьковского автозавода. Сколько бешеного злорадства излили наши враги, когда эти заводы болезненно переживали свои пусковые периоды. «Не выйдет», «большевики провалились», «не доросли», — таким злопыхательством они пытались выразить затаенную надежду на провал генеральной линии партии.

Прошел год, и заводы автотракторного машиностроения сумели по-большевистски преодолеть трудности освоения новейшего производства и вышли в первые ряды предприятий СССР по всем количественным и качественным показателям работы. Большевики сумели в ряде решающих участков выйти далеко вперед по сравнению с проектной мощностью. Даже только что вошедший в строй Уралмаш уже успешно осваивает сложнейшее производство стальных шабцов, клапанов горячего дутья, «пушек» Брозиуса, пневматических цилиндров и т. д. В борьбе за выпуск этих первых машин закаляется рабочий коллектив, выявились целые бригады передовых комсомольцев-производственников.

Только исключительной преданностью делу социализма, генеральной линии партии, беззаветным доверием к ее руководству во главе с т. Сталиным можно объяснить великий подъем соцсоревнования миллионов трудящихся вокруг овладения техникой.

Борьба за технику в настоящее время входит в новую, еще более высокую форму. Рабочий класс, овладевая высотами науки и техники, с помощью своей технической интеллигенции раскрывает огромные новые возможности, заложенные в социалистическом оборудовании. Тайна технических показателей, скрытая за учеными формулами и известная ранее лишь небольшой группе буржуазного инженерства, становится сейчас достоянием широчайших масс. Вспомним например обращение рабочего и ИТРовского коллектива металлургического завода им. Сталина. Какие показатели выставлены сталинцами в связи с конкурсом домен, мартенов и угольных шахт? Достижение коэфициента использования домен в 1,1%, расходы руды на тонну чугуна — 1,88 т, продолжительность плавки 11,5 час. и т. п. О чем говорят такие показатели? Они говорят о том, что рабочий коллектив подошел не только сугубо конкретно, но вник в самую суть технологических процессов. В борьбе за эти показатели неизбежно развернется огромная работа по изучению условий достижения взятых обязательств, что немыслимо без огромного роста массовой технической культуры рабочих!

Соревнование за выполнение плана сейчас увязывается с раскрытием перед всеми рабочими глубочайшего смысла совокупной работы агрегата, во всей сложности его технологических процессов. Это — факт величайшего исторического значения! Советский союз стал единственной в мире страной, где культ техники, социалистической техники, техники, призванной всемерно облегчить человеческий труд и многократно увеличить материальное благополучие трудящихся, неизмеримо высок. Техническая культура, став культурой социализма, переживает небывалый подъем, расцвет. С любовью встречается каждое передовое технологическое усовершенствование и с суровостью отметаются все преграды с пути технического прогресса. Объяснение этого факта лежит в том, что СССР единственная страна, а рабочий класс сейчас единственный класс, являющийся носителем всего передового, совершенного, олицетворяющего собой лучший опыт всего человечества.

Фронт освоения техники является сейчас решающим участком борьбы за социализм. На этом участке, как в фокусе, сказываются не только наши сильные стороны, но и уязвимые места, слабости, недостатки и ошибки. Здесь и происки классовых врагов — вредителей, здесь и результат нашей технической безграмотности, здесь и недостатки всей системы управления производством, неумение обеспечить оперативное и творческое руководство.

Все эти недостатки и слабости вскрыты с исчерпывающей полнотой в решениях ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР в работе угольной промышленности и транспорта. Основной смысл этих решений заключается в том, что хозяйственное и партийное руководство отдельных отраслей народного хозяйства не заметили того решающего нового, что характерно для нашей эпохи, не сумели сделать надлежащих выводов из основных принципиальных положений, сформулированных т. Сталиным и январским решением ЦК и ЦКК, что работа шла в основном все еще по-старинке, в то время, как вся обстановка требовала работы по-новому, коренным образом отличающемуся от старых методов. Так руководство угольной промышленностью проглядело новые условия работы на угольных шахтах, проглядело то, что усилиями партии и рабочего класса шахты уже превращены в предприятия, не менее сложные, нежели заводы. В результате, несмотря на огромную механизированную базу в шахтах, основные технические кадры продолжали сидеть в конторах, аппаратах, думали руководить из канцелярии. Система управления, основанная на «функционалке», рассредоточении руководства, на деле подрывала принцип единоначалия и ответственности; рабочие кадры не инструктировались, обучались «планетарным» наукам; принципы технического нормирования и зарплаты потакали текучести, уравниловке и т. п.

Вот почему и в деле овладения техникой, несмотря на замечательные образцы, имеющиеся на каждом нашем предприятии, мы имели ряд прорывов при попытке замазать их усиленной болтовней об «объективных» причинах. Вот что писала «Правда» от 8 июля:

«Конечная цель перестройки руководства шахтой заключается в освоении механизированной базы каменноугольной промышленности. Главным врагом освоения новой техники являются антимеханизаторские тенденции, глубоко укоренившиеся в практике руководства шахтами...Сильно выросло число механизмов, не находящих применения и лежащих на шахтах в бездействии. Бездействующих врубовых машин в 1931 г. исчислялось 93. Сейчас 272. Бездействующих отбойных полукатов в 1931 г. было 716. Сейчас 1064. Почти три сотни врубовых машин и тысяча отбойных молотков — это хватило бы на механизацию доброй полусотни шахт среднего размера».

Если посмотреть, как используется «действующее» оборудование, то картина будет не менее яркая. Так, например производительность отбойного молотка, являющегося основным средством механизации шахт «Артемугля», упала со 141 т в месяц в 1931 г. до 102 т в 1933 г. Производительность ручного забойщика часто выше отбойщика с молотком. Варварское обращение с машиной, технически неграмотное управление механизированными средствами добычи приводило к бесконечным авариям, простоям, использованным классовым врагом для агитации против механизмов.

Все это удел не только угольной промышленности. На Магнитогорском заводе например упорно не желают применять «пушку» Брозиуса, предпочитают забивать летку вручную. Подобных фактов много. В угольной промышленности только наиболее ярко с предельной остротой обозначались те недостатки, которые присущи машиностроению, металлургии, транспорту и другим отраслям народного хозяйства. Решения партии и правительства о перестройке системы убавления угольной промышленности и транспорта в главных своих частях относятся и к другим отраслям народного хозяйства. Они наносят сокрушительный удар обанкротившимся методам бумажно-бюрократического руководства производством. Различного рода чиновники и оппортунисты восприняли эти решения как «очередную» реорганизацию, саботируют их быструю реализацию, не понимая глубочайшего принципиального смысла проходящей перестройки.

Величайшие масштабы технической реконструкции, задачи освоения сложнейшей техники предъявляют исключительно высокие требования к каждому рабочему, особенно стоящему у сложного станка и агрегата, к качеству технического руководства. Новые условия требуют безусловной обученности рабочих кадров, организации для них постоянного производственного инструктажа и вместе с тем обязательного и безусловного приближения технического руководства к непосредственному производственному и технологическому процессу. В этом заключается важнейший политический смысл перестройки системы управления производством, массовой передвижки инженерно-технических кадров из канцелярии в цех, в шахту, в депо, на линию.

Работа на узловых участках, где решаются коренные вопросы борьбы за социализм, — это дело чести и достоинства каждого советского специалиста. Такое право должно быть дано наилучшим, ибо само направление на производство — есть факт величайшего доверия партии и всей страны.

Вспомним, что огромное число инженерно-технических кадров — молодые люди комсомольского возраста и комсомольского звания. Идя в цех, на самые низшие технические должности, последовательно передвигаясь по мере освоения производства на ступеньки более ответственного технического руководства, они сумеют получить огромный опыт работы, знание конкретных условий, крепче свяжутся с рабочей массой и оплодотворенные рабочим и техническим опытом дадут образцы работы советского специалиста. Именно в связи с омоложением всего состава советского пролетариата, организация массовой технической учебы рабочих, обучение техминимуму, постановка технической консультации для каждого рабочего, обеспечение ему компетентного производственного инструктажа — должно стать величайшей программой работы комитетов комсомола. В этом деле должны быть максимально обеспечены конкретность и оперативность учебы, абсолютная увязка ее с боевыми вопросами сегодняшнего дня производства. Каждая поломка, авария, техническая ошибка должны быть обсуждены, проработаны, вскрытые причины должны стать достоянием всего коллектива. Только широчайшее развитие критики недостатков и самокритики собственной работы могут создать основы для развития большой подлинной общественности, может предохранить от повторных ошибок.

Техническая учеба должна быть так построена, чтобы прежде всего помочь каждому обучающемуся лучше, правильнее и производительнее работать на своем станке. Следовательно техническим кружкам необходимо придать более инструктивный характер. Должны быть решительно отброшены все элементы отвлеченности, «школьничества» с попытками дать рабочему сведения из любых областей науки, вплоть до небесной механики, кроме знаний о своем станке, об обрабатываемом материале, об инструменте и чертеже. Формы учебы должны быть также максимально гибки, подчиняясь одной задаче: научить правильно работать.

Особенное внимание должно быть обращено на так называемые технические «мелочи». Условия производства сейчас такие, техническая слаженность оборудования столь высока, что четкость и бесперебойность работы может быть обеспечена только исключительной вдумчивостью, вниманием, точностью каждой производимой операции. Именно игнорированием «мелочей» объясняется целый ряд крупных аварий в области химической, металлургической и других отраслях промышленности. Игнорированию технических «мелочей» должна быть объявлена жесточайшая борьба, как худшему виду разгильдяйства и дезорганизаторства.

Необходимо широко развить в каждом комсомольце-производственнике чувство гордости за свой завод, цех, станок и продукцию, глубокую ответственность за качество продукции, за сохранность станка, за выполнение плана. Эта задача имеет огромное принципиальное значение. Ее реализация упирается в целую систему производственно-политического воспитания, в огромное развитие комсомольской производственной общественности. Отдельными формами последней являются комсомольские участки, пролеты, забои, агрегаты, комсомольские технические конференции, слеты передовиков овладения техникой, посты сквозного комсомольского дозора, группы общественного контроля над качеством продукции, бригады «ДиП», техсуды, соцэкзамены и т. п.

Но спросим себя честно: многие ли молодые металлурги понимают, что металл плохого состава, неправильной отливки, с дефектами, беспечно сданный для производства, как черная ядовитая кровь, растекается по всему организму завода, захватывает смежные отрасли производства, глубоко отравляет весь организм народного хозяйства.

А разве комсомольцы в порядке сквозного договора, общественного контроля не могли бы объявить решительную борьбу браку и бракоделам, опираясь на своего лучшего друга — заводскую лабораторию, поднимая всю общественность на борьбу за искоренение брака? Нет в этом ничего невозможного!

Борьба за чистый станок, за аккуратно сложенный инструмент, за порядок и чистоту в пролете есть неотъемлемый важнейший элемент культуры труда. Правильный и любовный уход за социалистическим оборудованием должен стать внутренним долгом, обязанностью каждого рабочего и комсомольца в особенности. Лучшие молодежные передовики-производственники должны высоко поднять знамя такой борьбы и соревнования, стоя в передних рядах, заряжая отстающих, бичуя «временщиков» — лгунов и рвачей, показывая подлинные образцы большевистской культурной работы.

Традиции культурной работы требуют решительного отказа от системы «рывков», «штурмов», кампанейщины, незавершенных инициативных начинаний. Машина для своего освоения требует внимания, спокойной и четкой работы, кропотливого изучения всех мелочей, «секретов», неожиданностей, упорного проникновения в самую суть работы. Работа «рывками» сказывается и в нашей общественно-производственной работе. Печальным примером этого может послужить практика проведения соцэкзаменов, родившихся на Уралмаше. Прекрасная идея конкретных заданий каждому производственнику с последующей проверкой его выполнения повисла в воздухе после нескольких горячих «рывков». Между тем она могла и должна была стать важнейшей органической частью работы всех комсомольских организаций по руководству делом овладения техникой каждым комсомольцем. Отдельные инициативные начинания необходимо не только доводить последовательно до конца, но и как всякий другой положительный опыт максимально быстро подхватить.

Комсомольцы — вожаки молодежи. Это доказанный и исторически проверенный факт. Мы горды сознанием этого. Но честь налагает и обязанность, а работаем мы еще плохо. В нашей среде еще живут «теории», что современная заводская техника не требует большой квалификации, мол, достаточно нахвататься, чтобы стать у станка и агрегата. Мы жестоко расплачиваемся за этакие «воззрения», расплачиваемся бесчисленными авариями, поломками, простоями производства. Нужно отбросить окончательно прочь все эти нелепые, глубоко враждебные нам разговоры, ибо новейшая техника требует величайшей точности, умения обращаться со сложным оборудованием, измерительными и контрольными приборами, знать чертежи, вникать в суть работы агрегата, правильно считать.

Наша техника — это техника автоматизма, непрерывного потока и электрификации. В наших условиях овладеть техникой—это значит глубоко, досконально изучить прежде всего свой станок, агрегат и механизм, освоить и осознать суть всего технологического процесса. Овладеть техникой—это значит овладеть новейшими техническими достижениями, особенно из уже применяющихся, освоить важнейшие процессы и методы производства, овладеть полной мощностью оборудования. Овладеть техникой—это значит научиться так работать, чтобы обеспечить значительный рост производительности труда, снизить себестоимость, дать высокое качество продукции, полностью выполнить план. Решить поставленную задачу — значит освоить высокую техническую культуру труда, стать подлинным большевиком в производстве, борцом за социализм. Здесь необъятный простор инициативе молодежи, вдумчивый подход будет вознагражден буйной порослью больших творческих идей и начинаний!

Ведя большую инициативную работу, мы можем и должны показывать на отдельных участках, но все в развивающихся масштабах, как мы овладеваем техникой, как нужно по-большевистски работать. Комсомольские лавы и бригады, участки и агрегаты должны шириться, развиваться, являясь показательными базами технически-культурной работы. С этой точки зрения огромное принципиально-политическое значение имеет обязательство комсомола, принятое в ответ на призыв т. С. Орджоникидзе об оснащении четырех крупнейших домен молодыми специалистами-комсомольцами. Молодые большевики должны в кратчайшие сроки овладеть мощностями, скоростями и всеми «секретами» производства. Обязательства взяты перед всей страной. Весь комсомол отберет и проконтролирует своих людей. На этой базе нужно будет развернуть новые формы соревнования под лозунгом: «Комсомольские домны — в первые шеренги лучших! Мы гордимся оказанным нам доверием, мы доверие оправдаем, но только не забывать: честь налагает обязанности».

Самое главное в нашей работе—обеспечение конкретности, уничтожение парадности и внешней мишуры, деловитость, полное осознание того большого дела, которое делаешь.

Мы должны организовать активность комсомольцев и воспитывать чувство гордости за качество конкретной детали, за марки конкретных машин. Только притуплением социалистического сознания и большевистской бдительности, отсутствием достаточной ответственности за свою работу и антипролетарской беспечностью можно объяснить тот факт, что, как указывает т. Каганович, «Электросталь» снабжает заводы-потребители большим процентом брака, а Подольский механический завод выпускает на всенародное возмущение негодные швейные машины. Эти позорные факты полностью лежат и на совести комсомольцев этих заводов, не почувствовавших достаточного стыда за безобразную продукцию, не осознавших всей своей ответственности перед трудящимися страны.

Из всего вышеуказанного вытекает следующий вывод: воспитание чувства гордости за свой завод должно быть органически увязано и сочетаться с укреплением технической культуры работы. На самом деле. Одно из замечательнейших явлений нашей эпохи состоит в глубоком омоложении советского пролетариата. Взгляните на Уралмаш — величайший гигант со сложнейшим в мире оборудованием: 31% рабочих — молодежь в возрасте до 20 лет, 31% — от 20 до 25 лет. Около 80% рабочих работает всего до двух лет на производстве, 26% — меньше 6 мес. А разве на СТЗ, ЧТЗ и других гигантах положение многим иное? Никак нет! Эта молодежь — в основном прекрасные кадры. Что им не хватает? — Выучки, производственно-технической выучки прежде всего. Но организация технической выучки, развитие массовой технической учебы может дать ощутительный эффект лишь при условии, если весь характер нашей работы в этом направлении будет рассчитан на охват масс. Самые технико-организационные основы наших предприятий (сложность техники, взаимосвязность станка, агрегатов, единство центрального управления и т. д.) с их новейшим оборудованием властно диктуют обязательность ориентировки на обучение масс.

Кустарщина, курс на одиночек и группочек не решает проблемы; для победы нужно двигаться вперед многоликим авангардом. В этом деле нужен размах, размах подлинно революционный, ибо речь идет о большевистском производственном перевоспитании тысяч и тысяч людей, никогда не варившихся в фабрично-заводском котле, организовав их на овладение техникой.

Овладение техникой должно стать первейшей боевой задачей комсомольцев. Активное участие и широкое проявление организаторской инициативы в различных формах соревнования на лучшие образцы овладения техникой — обязанностны. Юношеский энтузиазм молодых большевиков должен постоянно умножаться на лучший опыт кадровых рабочих. Учиться осваивать технику. Помнить, что только техническая грамотность, глубокое понимание своих рабочих операций, точное знание своего станка, знание всех его частей, умение предупреждать поломки, способность их поправлять, понимание связи работы станка, агрегата со всем технологическим процессом—есть основа технического творчества.

Изобретательство и массовое рационализаторство органически вытекают из большевистско-хозяйственного отношения каждого рабочего к своей работе. Это дано великой Октябрьской революцией, уничтожившей власть капиталистов и вместе с ними подавление, порабощение человека капиталистической машиной. Только в нашей социалистической стране созданы все условия для подлинно человеческого труда, а вместе с ними и условия постоянного подъема его творческой культуры. Без всякого хвастоства и кампанейщины, глубоко серьезно, продуманно комсомольские комитеты и ячейки должны подойти к организации этой задачи. И прежде всего здесь внимание к конкретному человеку! Обеспечить наблюдение и внимание, взаимопомощь и проверку того, как молодой рабочий овладевает техникой, какие у него трудности в работе, что ему недостает, какая помощь ему может быть и должна быть оказана—должны стать первейшей обязанностью комсомольских организаций и комитетов. Взять на учет каждого бракодела, станколома, не выполняющего план, каждого лучшего передовика, осваивающего свою работу, овладевающего техникой!

Овладеть техникой своей работы—дело чести каждого комсомольца. Поэтому, подняв на щит всех передовиков овладения техникой, безпощадно бичевать лодырей, полузнаек, не желающих учиться честно, правильно и производительно работать, обрушиться всей силой творческой критики и на «всезнаек», скрывающих под личиной «планетарных» разговоров свое полное невежество. Овладение техническими знаниями должно сочетаться у каждого комсомольца с максимальным использованием практического опыта старых кадровых рабочих.

Отсюда вытекает и обязательный стиль нашей работы. Лучший ученик Ленина т. Сталин характеризует особенности ленинского стиля как сочетание русского революционного размаха и американской деловитости.

«Русский революционный размах, — говорит т. Сталин, — является противоядием против косности, рутины, консерватизма, застоя мысли, рабского отношения к дедовским традициям. Русский революционный размах — это та живительная сила, которая будит мысль, двигает вперед, ломает прошлое, дает перспективу... Но он, — предупреждает т. Сталин, — имеет все шансы выродиться на практике в пустую «революционную маниловщину», если не соединить его с американской деловитостью в работе...».«...Американская деловитость — это та неустрашимая сила, которая не знает и не признает преград, которая размывает своей деловитой настойчивостью все и всякие преграды, которая не может не довести до конца раз начатое дело, если это даже небольшое дело, и без которой немыслима серьезная строительная работа. Но американская деловитость имеет все шансы выразиться в узкое и бесценное делячество, если ее не соединить с русским революционным размахом».
(«Вопросы ленинизма», стр. 143—145). 

Эта блестящая, единственная в своем роде формулировка, выражает всю суть, душу ленинского стиля, захватывающего глубоко революционный размах, подлинное дерзание и деловитость, конкретность, умение сосреодточиваться на важнейшем, последовательно довести дело до конца. В СССР эпоха малых дел сочетается с великими творениями. Комсомол должен воспитать всесторонне развитых людей, умеющих разлагать атом, вытачивать гайку, конструировать блюминг и домны и бороться за пролетарскую революцию.

Наше время — эпоха великих героических будней. Наша работа протекает в обстановке подлинного всенародного энтузиазма, дерзания, и творчество впервые в истории стало уделом миллионов. Величайший трудовой порыв, направленный на преодоление трудностей и препятствий, стоящих на пути победоносного социалистического строительства — яркое проявление исторической победы ленинской генеральной линии, ее ЦК во главе с т. Сталиным. Буржуазным идеологам, воспитанным на идеях капиталистической спекуляции и звериной конкуренции, меньшевистским недоноскам и сосункам буржуазии, нашим доморощенным оппортунистам и ренегатам всех мастей, всем им врагам пролетарского дела — не понять сути движения миллионов энтузиастов. Пафос соревнования в борьбе, строительстве и освоении построенного может понять лишь тот, кто глубоко своим нутром, чувством и разумом осознал героику наших дел, глубокую правоту линии партии, постоянно оплодотворяющую нашу работу.

Мы, ленинская молодежь, горды сознанием того, что в этом великом творчестве скромное и немалое дело творится и нашими руками. Жизнь, эпоха требуют однако большего, много большего. Поднимая выше волну творческого соревнования и ударничества, перерабатывая мощную энергию пролетарской молодежи в дело социализма, решительно перестраиваясь на-ходу, претворяя решение партии в живую практику, мы должны в стократ живее, энергичнее, действеннее и ярче работать.

За дело, товарищи!

„В период первой пятилетки мы сумели организовать энтузиазм, пафос нового строительства и добились решающих успехов. Это очень хорошо. Но теперь этого недостаточно. Теперь это дело должны мы дополнить энтузиазмом, пафосом освоения новых заводов и новой техники, серьезным поднятием производительности труда, серьезным сокращением себестоимости. В этом теперь главное“.

(И. СТАЛИН)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.