Триптих «Москва» |
Когда впервые видишь работы Ирины Лазутиной, не верится, что они выполнены на шелке. Кажется, не шелк, а струящийся воздух да многокрасочная палитра природы служили художнику исходными материалами — настолько необычны и выразительны ее произведения.
Раскрепощенность фантазии, нестандартность решения опираются на четкую продуманность композиции. Но продуманность эта ненавязчива, она не скована строгой логической формулой. Кажется, художница работала по наитию, стремясь возможно быстрее и точнее запечатлеть на ткани полет мысли. Это говорит о высоком профессионализме, который подтвержден показом работ Лазутиной на многочисленных советских и зарубежных выставках.
Расписанные ею батики-панно видели в Загребу и Лондоне, в Бухаресте и Пловдиве. Композиции на ткани, придуманные Лазутиной, обращали на себя внимание посетителей выставок в Женеве, Лейпциге, Монреале... Но все это, как говорится, видимая часть айсберга. Если же мы просмотрим подготовительные эскизы, проследим, как постепенно, шаг за шагом, оформлялись в зримых образах замыслы будущих произведений, перед нами во всем многообразии и даже загадочности откроется лаборатория мастера, смело экспериментирующего с формой и содержанием, стремящегося раздвинуть жестковатые рамки жанра, наполнить свои произведения новым смыслом, придав им индивидуальность и своеобразие.
Искусство росписи по ткани, как понимает его И. Лазутина, сродни искусству монументальному — мозаикам, фрескам, украшающим большие, объемные интерьеры. Если подойти к творчеству художницы ретроспективно, мы увидим два явных «полюса притяжения» ее интересов. С одной стороны, она, москвичка, не может не говорить о городе, в котором живет. Тема Москвы поэтому постоянно, в той или иной форме, находит свое отражение во многих больших и малых ее композициях. С другой стороны, Лазутина принадлежит ц пока еще не слишком многочисленному племени художников, которых увлекает тема фантастики и космоса...
«Взглянем на выполненное ею панно «Времена года», что украшало советский павильон на Загребской ярмарке. Это не просто пейзажная пастораль, поэтично воспетая автором и отображающая естественную смену состояний природы. Перед нами предстает прежде всего обобщающий, незабываемый образ родной земли. Пульсирующая энергия красок, целая цветовая симфония родилась под руками художницы. Музыка, способная затронуть самые сокровенные струны души.
— Фантастические, сказочные сюжеты позволяют мне мыслить порой вроде бы отвлеченными образами, компоновать воедино, казалось бы, несоединимые вещи, наделять предметы одухотворяющей силой, — говорит Лазутина. — Но я люблю фантастику не как «вещь-в-себе». Она помогает мне решать — естественно, с помощью языка изобразительного искусства — проблемы самой что ни на есть реальной действительности. Независимо от темы, обращаюсь ли я к романтике научных исследований или к трудовым будням, переживаниям человека...
Лауреат премии Московского комсомола Ирина Лазутина. |
Именно так, очевидно, создавалась ее композиция «Цвети, Земля!», демонстрировавшаяся на XV выставке молодых московских художников. Наша планета в окружении других небесных тел... Этот облик Земли для нас реален, но и несколько фантастичен. Стремительность происходящего, подчеркиваемая мощными всплесками голубых, коричневых, зеленоватых цветовых пятен, дает ощущение постоянного движения, острой динамики. Панно наводит на мысль о величии и бескрайности Вселенной, где наша планета лишь крохотная частица, которую так необходимо беречь!
Еще более конкретна и вместе с тем эпична композиция «Мы в космосе», показанная на выставке в Женеве. Сложное, политематическое панно, акцентированное фигурой космонавта, заключает в себе метафорический смысл: посланец Земли в межзвездном пространстве, по сути, символ неустанного развития человеческой мысли, дерзновенности поиска. Символ движения цивилизации землян по пути прогресса.
Яркость, декоративность красочной палитры, причудливый строй вертикальных и горизонтальных плоскостей создают впечатление неординарности события, величественности свершаемого. Мы словно присутствуем при глобальном эксперименте, задуманном учеными планеты Земля.
«Мы в космосе» |
Ирина Лазутина училась на художественно-технологическом факультете Московского технологичекого института. Специальность, которую она получила по окончании вуза — художник по тканям, — открывала перед Ней двери в такую привлекательную для женщины область, как моделирование одежды. Могла бы она стать и хорошим художником-исполнителем, разработчиком уже заданной идеи. Но чисто прикладные вещи ее не смогли заинтересовать. А вот возможность работать над масштабными композициями, заниматься дизайнам, создавать предметно-пространственную среду — это казалось более интересным и даже в чем-то необычным. И опять же близким монументальному искусству.
Конечно, не сразу пришла художница к большим темам и замыслам. Они зрели в ее сознании постепенно. Та же тема родного города, нашедшая столь яркое воплощение в триптихе «Москва», вызревала в десятках подготовительных эскизов и более ранних законченных работ. А готовое панно демонстрируется ныне в Музее истории и реконструкции Москвы. Необычной предстает столица, увиденная художницей. Москва юная и древняя, современная и несущая на себе отсвет далеких веков.
Ирина Лазутина в своем творчестве обратилась пока к трем большим тематическим циклам — к фантастике, космосу и к Москве. Однако такое своеобразное ограничение весьма и весьма условно. В будущем мы, конечно же, увидим новые ее произведения, отмеченные поисками иных пластических решений. И будущее это, думается, не столь далеко.
Андрей ДАНИЛОВ
Комментариев нет:
Отправить комментарий