Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

21 декабря 2025

Размышления физика о магнитных минах | ТМ 1940-06

В статье профессора Г. Покровского рассматривается роль мин и торпед в Первой мировой войне и их развитие к концу 1930-х годов. Автор отмечает, что новые немецкие конструкции стали поражать корабли не в борта, а в днище, что значительно усилило разрушительную силу взрывов.

Особое внимание уделено принципу действия магнитной мины. Она реагирует на намагниченный корпус корабля, всплывает и поражает днище, вызывая катастрофические последствия. Такие мины трудно обнаружить и обезвредить, поэтому они получили широкое применение в морских сражениях между Германией и Англией.

В заключение автор рассуждает о возможных средствах защиты. Основным способом может быть размагничивание корпуса корабля с помощью электрического тока. Однако от теоретического объяснения до практического воплощения ещё предстоит пройти долгий путь.


Размышления физика о магнитных минах
Проф. Г. ПОКРОВСКИЙ

Мины и торпеды сыграли, как известно, крупную роль в первой империалистической войне 1914—1918 гг. Попадания торпед и столкновения с минами привели к гибели сотен военных и коммерческих судов.

Это заставило судостроителей всех стран обратить особое внимание на защиту кораблей от мин. Ещё в 1917 г. был изобретён параван — особый трал, который крепится на носу корабля и вылавливает мины. Были приняты также меры для защиты корпусов военных судов, в особенности линкоров и тяжёлых крейсеров, от взрыва мины или торпеды.

Удар мины и торпеды по большей части происходит сбоку и наносит повреждение борту корабля. Поэтому внутри корпуса корабля стали устраивать ряд переборок параллельно бортам. Назначение этих переборок — задержать воду и газы, прорывающиеся внутрь корабля под действием взрыва. Дно корабля защищалось гораздо слабее, чем борта, так как вероятность попадания в дно была много меньше. Это обстоятельство учли германские военные инженеры, сконструировавшие мины и торпеды, которые поражают корабли не в борт, а в дно. Такие мины с успехом были применены уже осенью 1939 г. Устройство их ещё неизвестно. Однако законы физики позволяют догадываться об общем принципе, на котором основано применение этого нового боевого оружия.

Торпеда поражает корабль в борт. Продольные водонепроницаемые переборки защищают часть корабля, где хранится боевой запас, от прорывающихся внутрь воды и газов.

Торпеда поражает корабль в борт. Продольные водонепроницаемые переборки защищают часть корабля, где хранится боевой запас, от прорывающихся внутрь воды и газов.

Магнитная торпеда ударяет корабль в днище.

Магнитная торпеда ударяет корабль в днище.

Современные корабли строятся в основном из стали. Под действием земного магнетизма сталь намагничивается, и корабль превращается как бы в гигантский плавающий магнит. Магнит, как известно, окружён магнитным полем, которое действует на другие магниты. Чем больше размеры магнита, тем значительнее пространство, подверженное действию магнитного поля. Даже слабо намагниченный корпус корабля оказывает воздействие на магнитную стрелку на значительном расстоянии.

В магнитном поле Земли стальной корабль сам становится как бы громадный магнитом.

В магнитном поле Земли стальной корабль сам становится как бы громадный магнитом.

Все эти элементарные соображения позволяют нам представить себе принцип действия магнитной мины. В сосуде из немагнитной стали находится заряд какого-либо мощного взрывчатого вещества. Сосуд обладает хорошей плавучестью и может быстро всплывать в воде. Снаружи к нему прикреплён тяжёлый груз, под действием которого сосуд тонет и ложится на дно моря. Внутри сосуда, кроме взрывчатого вещества, находится ещё особый прибор с магнитной стрелкой. В нормальных условиях, как известно, стрелка устанавливается в совершенно определённом направлении. Если же над миной проходит плавучий магнит — корабль, то стрелка несколько отклоняется от своего положения. При этом она замыкает электрический ток, приводящий в действие механизм, который отцепляет от мины тяжёлый груз. Освобождённая мина быстро всплывает вверх, удаляется в днище проходящего корабля и взрывается.

Взрыв под днищем гораздо более разрушителен, чем возле борта. Около борта вода легко подбрасывается вверх, образуя громадный фонтан. На это тратится много энергии взрывчатого вещества, и разрушения борта оказываются сравнительно небольшими.

Иначе обстоит дело при взрыве под днищем. Здесь воде уже некуда податься, и вся энергия взрыва обрушивается на днище корабля. Разрывая стальную оболочку, пороховые газы яростно врываются внутрь корпуса, срывают с места котлы, турбины и, что страшнее всего, заставляют взрываться пороховые погреба. Тогда гибель даже самого прочного линкора становится неизбежной.

Для того чтобы магнитная мина не взорвалась при установке, легко устроить специальное приспособление с часовым механизмом. Оно освобождает магнитную стрелку лишь через некоторый промежуток времени, после того как мина установлена.

Магнитная мина лежит на дне. Поэтому в отличие от других мин её очень трудно достать и вытащить каким-либо тралом. Разумеется, магнитная мина может быть установлена лишь на сравнительно малых глубинах, вероятно не более 20—30 метров. Но моря, омывающие берега Германии и Англии, имеют глубины как раз такого порядка. Поэтому неудивительно, что в происходящей сейчас схватке между Англией и Германией магнитные мины нашли себе широкое применение.

Магнитная мина покоится на дне моря и всплывает лишь тогда, когда приближается корабль-магнит.

Магнитная мина покоится на дне моря и всплывает лишь тогда, когда приближается корабль-магнит.

Можно себе представить и самодвижущуюся торпеду с магнитным приспособлением. Такую торпеду нужно отрегулировать таким образом, чтобы она могла двигаться сравнительно глубоко под поверхностью воды. Проходя под неприятельским кораблём, магнитная торпеда попадает в магнитное поле, под действием его поднимается вверх и поражает корабль в днище.

Магнитная мина взрывается под днищем корабля, которое защищено много слабее бортов. Происходит детонация боевого запаса, и корабль погибает.

Магнитная мина взрывается под днищем корабля, которое защищено много слабее бортов. Происходит детонация боевого запаса, и корабль погибает.

Может быть, именно такими торпедами был уничтожен английский линкор «Ройял Оук» и повреждён линейный крейсер «Рипалс» на рейде Скапа-Флоу осенью 1939 г.

Можно ли защитить корабль от магнитных мин? В иностранной печати уже появлялись сообщения о противомагнитной защите. Разумеется, в этих сообщениях не упоминается, что, собственно, представляют такие средства защиты.

Попробуем представить себе, что это за средства, как можно защитить корабли от магнитных мин. Общие законы физики и тут подсказывают нам, по какому пути, вероятно, пошла мысль изобретателей.

Корабль притягивает магнитные мины и магнитные торпеды потому, что сам является магнитом. Поэтому средством защиты может служить какой-либо способ размагничивания корабля. Можно, например, обвить корпус корабля электрическим проводом и пустить по нему ток, который намагничивал бы корабль в противоположном направлении, чем земной магнетизм. Благодаря этому корабль размагнитится, и магнитные мины и торпеды будут уже не страшны.

Обовьём корпус корабля электрическим проводом и пустим по нему ток, который намагничивал бы корабль в противоположном направлении, чем земной магнетизм. Корабль размагнитится, и магнитные мины и торпеды будут уже не страшны.

Обовьём корпус корабля электрическим проводом и пустим по нему ток, который намагничивал бы корабль в противоположном направлении, чем земной магнетизм. Корабль размагнитится, и магнитные мины и торпеды будут уже не страшны.

Все наши размышления о магнитных минах и торпедах представляют собой лишь возможное принципиальное объяснение устройства этого нового боевого оружия. Но от принципиального объяснения до конструктивного оформления ещё очень большой шаг. И, разумеется, главная сложность вопроса именно в конструктивном оформлении.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Размышления физика о магнитных минах | ТМ 1940-06

В статье профессора Г. Покровского рассматривается роль мин и торпед в Первой мировой войне и их развитие к концу 1930-х годов. Автор отмеча...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.