Первая детская железная дорога была построена в Тбилиси и вызвала широкий интерес. Вслед за этим подобные линии появились в разных городах СССР, а крупнейшая из них создаётся в Москве, на территории Измайловского парка. Дорога станет частью общей реконструкции парка и будет включать тоннель, мосты, путепровод и несколько вокзалов.
Маршрут протянется на 20 километров: основная электрифицированная линия длиной 12 км и восьмикилометровая ветка для паровых поездов. Дорога оснащается современной техникой — автоблокировкой, телефонной и телеграфной связью, радиофикацией, а также системой управления стрелками. Для неё проектируются специальные паровозы и электровозы, способные развивать скорость до 50 км/ч.
Все должности займут школьники, которых готовят на специальных курсах. Около 4,5 тысяч ребят будут работать машинистами, кондукторами, диспетчерами и связистами. Московская детская железная дорога станет не только увлекательным развлечением, но и школой практического обучения, где дети познакомятся с современной техникой и подготовятся к будущей профессии железнодорожников.
Н. САПАРИН, Рисунок Н. ПРЕОБРАЖЕНСКОГО
Первая детская железная дорога была построена несколько лет назад в Тбилиси. Дети получили «всамделишный» железнодорожный путь с паровозом и вагонами, но только уменьшенного размера. Поезда ходили на этой «линии» по расписанию и обслуживались школьниками. Эта первая в мире детская дорога вызвала большой интерес не только в СССР, но и далеко за его пределами.
С тех пор во многих советских городах началось строительство целой «сети» миниатюрных железных дорог. Сейчас их насчитывается уже пятнадцать, и ещё ряд линий находится в постройке. Наиболее «крупной» из действующих детских дорог является Горьковская, имеющая протяжение в 9 километров.
В нынешнем году приступили к сооружению детской железной дороги в Москве.
Столичная детская дорога будет самой большой в СССР. Для неё выбрана живописная местность на территории Измайловского парка культуры и отдыха. Узкоколейная линия начнётся от новой станции метро «Стадион имени Сталина», которая сооружается сейчас на Покровском радиусе третьей очереди. Железнодорожный путь с миниатюрными насыпями и выемками опишет незамкнутую кривую подковообразной формы. Он пройдёт по самым красивым уголкам громадного парка.
Строительство дороги осуществляется в неразрывной связи с общей реконструкцией парка. В одном месте на пути строителей оказался высокий холм. Вначале предполагалось пересечь это возвышенное место напрямик, сделав выемку глубиной до 9 метров. Но тогда пришлось бы срубить вековые деревья, растущие на вершине холма. Чтобы сберечь зелёные насаждения парка, строители решили проложить под холмом тоннель длиной в 200 метров.
На дороге будут воздвигнуты и другие искусственные сооружения: большой путепровод в месте пересечения с главным проспектом парка, ряд мелких виадуков, мост через протекающую в парке речку Серебрянку и т. п.
На территории парка сооружается несколько вокзалов.
Главный вокзал будет расположен непосредственно у станции метро, от которой начинается детская дорога. В двухэтажном здании вокзала разместятся управление дороги и учебный комбинат, предназначенный для подготовки кадров юных работников дороги. В учебном комбинате будут оборудованы кабинеты пути, движения и связи.
...Вот к перрону вокзала подкатил сверкающий светлой краской состав. Купим билет у малолетнего кассира и совершим поездку по парку. Вагоны бегут по лесистой пересечённой местности, изобилующей прудами. Сделав короткую остановку у Оленьего пруда, поезд замедляет ход у вокзала, стоящего на берегу пруда Нового. Эта станция явится излюбленным местом любителей физкультуры и спорта. Летом берег пруда представляет собой большой пляж, зимой замёрзшая водная поверхность превращается в каток. Здесь устраивается также детская лыжная база. В помещении вокзала ряд комнат отводится для занятий различными видами физкультуры.
В поезд сели новые пассажиры, и он помчался дальше. Впереди показывается станция «Зоопарк». Эта часть Измайлова отводится для работы юных натуралистов. В здании вокзала устроены специальные комнаты птиц, зверей, рыб.
Миновав разъезд у Овечьей плотины, поезд приближается к шоссе Энтузиастов, которое вплотную подходит к парку. Новая остановка. Уже само архитектурное оформление вокзала ясно говорит, что здесь сосредоточена оборонная работа. Мы видим тут комнаты пулемётчиков, авиамоделистов, автомотодела, ПВХО и тир.
Продолжая свой бег по подковообразной линии, поезд оказывается у входа в Измайловский парк. Расположенная в этом месте станция является центром культурно-массовой работы. В красивом здании вокзала устроен концертный зал на пятьсот мест. Дети найдут здесь комнаты для отдыха.
Всё путешествие отняло немного более часа.
Такое путешествие в ближайшем будущем смогут совершить тысячи московских школьников. Детская дорога в столице должна быть закончена в этом году.
Создание детской дороги в Москве вызвало большой интерес среди архитектурной общественности. От различных мастерских поступило несколько десятков проектов вокзалов и других зданий. Каждый вокзал спроектирован в 3—7 различных вариантах. Лучшие из этих проектов будут отобраны для строительства.
*
Поезд, совершая почти круговой рейс по парку, проходит путь в 12 километров. К этой основной линии дороги примкнёт ветка длиной около 8 километров. Таким образом, общее протяжение детской дороги составит около 20 километров. Она будет однопутной, кроме участка в 1 километр, где прокладываются две колеи.
Рельсы и шпалы берутся обычного для узкоколейных дорог размера. Расстояние между рельсами составит 75 сантиметров.
Основная магистраль — двенадцатикилометровая «подкова» — электрифицируется. Вдоль всей этой трассы будут подвешены контактные провода, а к ним подведён постоянный ток напряжением в 250 вольт. Для питания этой сети создаются три тяговые подстанции.
Восьмикилометровая ветка предназначается для движения паровых поездов.
Столичная детская дорога оснащается разнообразной техникой, которой вооружён железнодорожный транспорт СССР.
Современные железные дороги в местах большого движения оборудуются автоблокировкой. Путь разбивается на определённые участки, и на их границах устанавливаются светофоры. Эти светофоры управляются самими поездами. Как только поезд вступает на какой-либо участок, светофор, установленный в начале его, немедленно загорается красным светом. Сигнал «стоп» продолжает гореть все время, пока поезд находится на данном участке. Но стоит поезду перейти наследующий перегон, и светофор автоматически переключается на жёлтый свет. Этот сигнал означает, что машинисту следует быть внимательным. Наконец, когда поезд вступит уже на третий по счёту перегон, в светофоре на границе первого участка зажигается зелёный огонь.
Точно такой же автоблокировкой оборудуется детская дорога. Но здесь будут применены также полуавтоблокировка и жезловая система. При полуавтоблокировке поезда автоматически управляют станционными семафорами. Благодаря этому устройству нельзя отправить поезд, пока предыдущий состав не прибудет на следующую станцию. На дорогах с небольшим движением в качестве меры безопасности применяется жезловая система. Машинист, прежде чем отправиться в путь, должен получить от дежурного по станции особый металлический жезл. Так как каждому перегону дороги соответствует определённый жезл, то встреча двух поездов на одном перегоне исключается.
На детской дороге эти различные способы, обеспечивающие безопасность движения, решено применять поочерёдно. Приказом по дороге в определённые дни будет вводиться жезловая система, в другие дни — полуавтоблокировка и т. д. Таким образом юные железнодорожники изучат на практике все эти системы.
Все станции детской дороги будут соединены прямыми проводами с кабинетом диспетчера. Последний сможет разговаривать с любым дежурным по станции и будет знать все, что происходит на дороге. Помимо диспетчерской связи, вдоль пути прокладывается телеграфная линия. С помощью телеграфа юные работники станций получат возможность сообщаться друг с другом. Вокзалы и разнообразные службы дороги связываются, кроме того, телефоном. Для этого строится автоматическая телефонная станция на пятьсот номеров.
Общественные помещения дороги радиофицируются. Из радиостудии будут систематически передаваться различные новости, правила для пассажиров, музыка и т. д.
Радиостудия и автоматическая телефонная станция разместятся в специальном Доме связи, который строится близ главного вокзала. В Доме связи оборудуются также различные учебные кабинеты, предназначенные для подготовки молодых железнодорожников-связистов.
На детской дороге будет несколько разъездов, а у начальной станции сооружается разветвлённое путевое хозяйство. На всех этих путевых разветвлениях устанавливается несколько десятков стрелок. Управление стрелками будет производиться централизованно — механическим или электрическим способом.
При механической централизации стрелка переводится с помощью тросов, которые намотаны на барабан, вращаемый рычагом. Стрелочник управляет всеми стрелками с одного места, но вынужден применять для этого физическую силу.
Более совершенной является электрическая централизация, которая сводит операцию перевода стрелки к простому нажатию кнопки. Стрелочник может даже не видеть своего хозяйства: сигнальные лампочки, смонтированные на особой панели, показывают ему, в каком положении находится та или иная стрелка.
*
Для детской дороги в Москве проектируются специальные паровозы и электровозы.
Паровоз пассажирского типа имеет колёсную формулу 1—3—1. Это значит, что у него впереди расположена одна пара небольших колёс-бегунков; затем идут три пары больших ведущих колёс, которые снова замыкаются бегунками. Паровоз оборудуется стокером — приспособлением для механической подачи угля в топку. Отработанный пар локомотива используется для подогрева воды, питающей котёл. Воздух, подаваемый в топку для усиления тяги, также предварительно подогревается.
Внешним очертаниям паровоза придаётся обтекаемая форма.
Инженеры московского завода «Динамо» конструируют «детский» электровоз. Четыре пары его ведущих колёс смонтированы на двух тележках. Впереди и сзади ведущих колёс устанавливается по паре бегунков. Таким образом, колёсная формула электровоза, будет 1—2—2—1.
Каждая ось ведущих колёс локомотива соединена с самостоятельным электромотором. Всего электровоз имеет, следовательно, четыре мотора. Они управляются с помощью контроллера (как в моторном вагоне трамвая или электропоезда).
Паровозы и электровозы смогут развивать скорость до 50 километров в час. Практически техническая скорость движения на детской дороге устанавливается не свыше 25 километров в час.
Для дороги строятся три паровоза и три электровоза. Они будут водить четыре шестивагонных пассажирских состава и один товарный. В пассажирском вагоне, рассчитанном на тридцать шесть мест, предусмотрены различные удобства: мягкие сиденья, электрическое освещение и т. д. Некоторые вагоны будут оборудованы установками для кондиционирования воздуха. Эти установки фильтруют воздух, поступающий в вагон через вентиляторы, и охлаждают или подогревают его до нормальной комнатной температуры. Вагоны оборудуются автосцепкой, воздушными тормозами и убирающимися подножками.
Для ремонта локомотивов и вагонов сооружается большое депо с хорошо оборудованными подсобными цехами, в которых будут работать сами ребята.
*
Московская детская дорога заимствует наиболее передовую технику, которой оснащён её старший собрат — железнодорожный транспорт СССР. Узкоколейная «игрушечная» дорога в Измайловском парке будет вполне современной в техническом отношении. Иначе и не может быть, так как эта дорога предназначена для молодёжи, из среды которой вырастет немало будущих советских железнодорожников.
Все должности на дороге, начиная с низших и кончая самыми крупными, будут занимать московские школьники. Предполагается, что они будут работать на ней два раза в пятидневку по два часа. Общее количество ребят, обслуживающих дорогу, достигнет четырёх с половиной тысяч.
На детских технических станциях и в домах пионеров столицы организованы курсы, на которых готовится армия юных стрелочников, кондукторов, машинистов, диспетчеров, дежурных по станции и других железнодорожных специалистов. На эти курсы принимаются школьники старших классов.
Детская железная дорога в Москве — прекрасный подарок столичным школьникам. И в играх, и в серьёзных занятиях дети будут знакомиться на своей дороге с сегодняшним днём техники для того, чтобы в будущем самим двигать вперёд и развивать технику завтра.

Комментариев нет:
Отправить комментарий