В глубине ангара, расположенного вблизи строительства Сочинского порта, стояло судно, необычайное по своему внешнему облику. Две массивные закрытые лодки длиной по 24 метра, напоминающие по своей монолитности гигантские снаряды, были соединены сверху полуовальным мостом, на котором высилась капитанская рубка.
Это был глиссер-экспресс, детище передовой советской техники, первенец быстроходного морского транспорта СССР.
Глиссер неожиданно вздрогнул и медленно двинулся по слипу (спуску) к воде. Удерживаемая тросами махина постепенно сползала к морю. Вскоре в воду грузно осели носы лодок, затем ярко-красная ватерлиния и, наконец, пара винтов. Глиссер оказался на плаву.
![]() |
После сборки и монтажа глиссер медленно
опускается по слипу в воду, отравляясь в своё первое плавание. |
И вдруг с неожиданной лёгкостью массивное судно развернулось на одном месте и совершило полный круг. Неторопливо постукивали две малые машины глиссера, всем известные двигатели «М-1», которые тысячами выпускает Горьковский автозавод. Глиссер медленно продвигался по направлению к открытому морю и здесь, неожиданно вздрогнув, быстро стал набить скорость. Это приступили к работе его главные моторы «ГМ-34», сначала один, а вслед за ним второй, третий, четвёртый.
Теперь уж глиссер не плыл, а, задрав к небу носы своих лодок, с бешенством, с неуёмной яростью мчался по верхушкам волн. Создавалось впечатление, что какая-то сила выталкивала его на поверхность воды.
![]() |
| Глиссер вышел в море. Он мчится с огромной скоростью, едва касаясь поверхности воды реданами двух своих лодок. |
Из правого люка по лесенке поднялся на мостик инженер А. С. Симкин, которому было предложено наблюдать за винтомоторной группой машин. Ухватившись за поручни, протянутые вдоль салона, балансируя, как заправский эквилибрист на проволоке, он пробирался в левую лодку.
Скорость движения возрастала с каждой секундой. За кормой в бешеном круговороте билась сбитая в пену волна, и далеко на зелёной глади Черного моря тянулся кипящий кружевной след.
Автору этих строк, для того чтобы прочувствовать всю мощь скользящего снаряда, удалось получить от командования глиссера разрешение не сидеть в закрытом салоне, а расположиться на носу одной из лодок.
Я стоял на узеньком трапе, обдуваемый со всех сторон воздушными смерчами и тысячами солёных брызг, крепко держась руками за борта открытого люка, согнув ноги чтобы амортизировать жёсткие толчки реданов глиссера о крутую волну. Мне казалось, что встречный поток воздуха силится выкинуть меня из лодки в пучину.
Дикий ветер бушевал вокруг мчавшейся вихрем машины. Создавалось представление, что я нахожусь не на глиссере, а на большом перегруженном гидросамолёте, который пытается оторваться от поверхности моря и вот-вот ринется в воздух вместе с обеими лодками, салоном и экипажем.
В небе появился маленький серебряный самолёт «У-2», на котором летел фотограф, чтобы сверху заснять глиссер. Но скорость нашей машины оказалась больше скорости учебного самолёта. Сделав несколько безрезультатных попыток догнать нас, пилот был вынужден вытянуть красный флаг — сигнал, обозначавший просьбу сбавить скорость...
*
Много лет тому назад мысль о создании морского пассажирского глиссера зародилась у конструктора-инженера В. А. Гартвига. Для решения этой сложной задачи ему пришлось предварительно сконструировать и построить несколько пробных машин. Так, например, для проверки ходовых качеств двухлодочного глиссера в 1931—1932 гг. в Севастополе был построен глиссер «А-13». В результате испытаний конструктору удалось получить правильное представление о мореходности подобных машин.
Технический проект глиссера-экспресса под руководством В. А. Гартвига был разработан конструкторским бюро завода им. Авиахима. Много людей отдали свои силы, знания, энергию для создания крупнейшего в мире морского глиссера. Эти люди засучив рукава работали во всевозможных условиях и нередко в течение одного и того же дня меняли штурвал на микрометр. Работа кипела в конструкторском бюро и на водной станции, в лабораториях и в длительных походах.
Грандиозная скорость, развиваемая глиссером, объясняется особым устройством его дна. По мере ускорения хода вода сама выталкивает глиссер на поверхность, подымая носы его лодок. Судно скользит лишь на небольшой части дна, так называемом редане. Редан заканчивается уступом, вследствие чего и кормовая часть дна оказывается над водой. В этом скольжении на небольшой «смоченной поверхности» и заключается секрет скорости. Любой другой корабль, имея такой же запас мощности, уступает глиссеру в быстроте, так как огромная часть мощности уходит на то, чтобы преодолеть сопротивление воды. Это сопротивление тем больше, чем больше погруженная часть судна.
Недостатком обычных глиссеров являются их довольно слабые мореходные качества. Обычные глиссеры малоустойчивы, плохо переносят качку и вынуждены сбавлять скорость на волнистой поверхности. Авторы глиссера-экспресса сумели добиться высокой мореходности тем, что применили двухлодочную схему. Это почти уничтожило собственную качку глиссера, дало ему замечательную устойчивость и незатопляемость. Двухлодочная система не позволяет перевернуться глиссеру даже при крене в 80 градусов.
Первый советский глиссер-экспресс водоизмещением в 45 тонн может принять на свой борт сто двадцать пять пассажиров и двенадцать человек команды. Он является самым быстроходным в мире пассажирским судном. Его эксплуатационная скорость составляет 70 километров в час, а при полной работе четырёх главных машин скорость достигает небывалой для морского транспорта цифры — 95 километров в час. Расстояние от Сочи до Сухуми (140 километров) пассажиры проезжают на автобусе за 10 часов, на теплоходе-экспрессе — за 8 часов, а глиссер-экспресс покрывает это расстояние всего в 2 часа.
Глиссер может проплыть на полной мощности 8 часов без пополнения запасов горючего и пройти за это время 576 километров. С помощью вспомогательных моторов дальность плавания может быть увеличена до 2100 километров.
Много времени и труда пришлось затратить В. А. Гартвигу для подыскания материала, из которого должна быть сделана обшивка донной части машины — реданов. В современной практике для этих целей обычно применяют дюралюминий, дерево или сталь. Но дерево намокает и гниёт, сталь тяжела, а дюралюминий в морской воде сильно подвергается коррозии. После каждого рейса глиссеры с дюралюминиевой обшивкой приходится вытаскивать на берег и тщательно промывать их горячей пресной водой. Понятно, что вытаскивать каждый день 45-тонный глиссер на берег, было бы технически трудно и отнимало бы немало времени.
После продолжительных исканий конструкторы пришли к мысли использовать весьма распространённый в нашей стране сорт пластмассы — текстолит. Как показывает самое название, составной частью текстолита является текстиль, соединённый с искусственной смолой — бакелитом. Текстолит отличается прекрасными данными: он не растворяется в воде, не ржавеет, не гниёт. Текстолит обладает ещё одним замечательным достоинством: на нем не удерживаются гнилостные грибки и корни морских растений, которые пристают к днищам судов, утяжеляют и разрушают их.
Произведённые опыты показали, что текстолитовые бруски после трёхмесячного пребывания в морской воде лишь немного намокли, в то время как дерево в воде заметно тяжелеет и теряет свою прочность.
Текстолит, армированный сталью, оказался лучшим материалом для обшивки подводной части глиссера-экспресса. Борта и палуба глиссера обшиты бакелизированной берёзовой переклейкой, имеющей высокие механические качества и обладающей хорошей влагоустойчивостью.
Проектируя глиссер, конструкторы предусмотрели всевозможные меры, чтобы изолировать пассажирские каюты от шума. Как известно, шум измеряется децибелами. 120 децибелов вызывают боль в ушах; 110 — делают разговор невозможным; 80 децибелов соответствуют автосигналу или крику в доме, разговаривал при этом очень трудно; 70 децибелов — шум поезда, который слышат пассажира в вагонах с открытыми окнами.
Небьющиеся стекла-триплекс, поставленные на резиновой подкладке; плотно привинченные к полу сидения; наглухо изолированные от пассажирских кают машинные отделения — все эти меры приняты для того, чтобы в каютах глиссера-экспресса шум не превышал 70 децибелов. Помимо этого, для избежания шума все механизмы моторов закрыты капотами.
На двух огромных лодках установлена совершенно своеобразная винтомоторная группа. Четыре главных мотора «ГМ-З4» служат для быстрого хода глиссера, а два малых — для слабого хода, маневрирования и для старта главных моторов. Питание моторов происходит из баков, расположенных в хвостовой части двухлодочного моста. Советский мотор «ГМ-34» мощностью в 675 лошадиных сил является видоизменением известного мотора «АМ-34», получившего отличные оценки на международных авиационных выставках.
![]() |
| Моторное отделение глиссера-экспресса. Слева — пульт механика. Четыре мощных мотора «ГМ-34» позволяют глиссеру развивать скорость до 95 километров в час. |
Обычно человек, никогда не видевший морской глиссер, представляет его судном, оборудованным пропеллером. Глиссер-экспресс не имеет воздушных винтов. На нем стоят два обыкновенных гребных винта, литых из особо прочного сплава — ридель-бронзы. Винты установлены на подшипниках, сделанных из резины. Эти замечательные подшипники, погруженные воду, не нуждаются в специальной смазке, так как для резины смазкой является сама вода.
![]() |
| Гребные винты глиссера-экспресса сделаны из особо прочного сплава ридель-бронзы. |
Рулевая рубка является одновременно и центральным постом управления глиссером-экспрессом. Она расположена наверху судна. Из рубки прекрасно виден горизонт, кормы и носы обеих лодок. В передней части рубки находится пульт водителя, в центре — колонка штурвала. На переднем стекле рубки установлены очистители по типу всем известных автомобильных «дворников». Глиссер снабжён новейшими навигационными приборами, по которым можно с большой точностью вести судно «вслепую», когда берега теряются из виду. Механический телеграф соединяет рубку с машинными отделениями, давая возможность мгновенно передавать все необходимые сигналы механикам.
![]() |
| На пульте механика размещены все приборы для управления моторами глиссера. |
Пассажирские кабины симметрично расположены в каждой лодке. К услугам пассажиров мягкие диваны с подлокотниками, резиновые пневматические подушки, хронометры, осветительные плафоны и система «принудительной вентиляции», которая автоматически включается для освежения воздуха. Салон — лучшая из внутренних пассажирских кают — расположен на междулодочном мосту. В салоне установлен длинный стол и вращающиеся кресла для пассажиров.
Литерные каюты, в которых могут разместиться двадцать человек, устроены в верхних частях лодок. В самой спокойной и тихой части глиссера расположена радиорубка. В ней установлены служебные радиопередатчик и приёмник.
По окончании сборки после тщательной проверки оборудования и механизмов в Сочи состоялся первый спуск глиссера-экспресса на воду для производства регулировочных испытаний. Глиссер, как маленький ребёнок, учился ходить. Эти испытания, начавшиеся 28 января 1939 г., были закончены только к 30 июня. Вскоре после этого рейсом из Сочи на Сухуми завершились и заводские испытания.
В сентябре прошлого года комиссия Наркомморфлота приступила к ходовым испытаниям глиссера. Через месяц закончился последний экзамен на мореходность. За все время испытаний глиссер-экспресс прошёл около 2200 километров.
«Таким образом, — резюмировала комиссия, — впервые осуществлено пассажирское судно, хотя и с ограниченными условиями плавания, но со скоростями, в три-четыре раза превышающими скорость обычных судов подобных размеров».
*
В 1937 г. у одного из стендов Международной выставки в Париже шёл оживлённый разговор. Группа морских инженеров оспаривала утверждение стендиста, что по выставленной модели глиссера-экспресса может быть построено настоящее судно. Французы утверждали, что построить скоростное морское судно при нынешних технических средствах невозможно. Это «невозможное» оказалось возможным для советских конструкторов. Работая под руководством крупнейшего специалиста глиссеростроения В. А. Гартвига, они осуществили выдающийся по замыслу и технике морской глиссер-экспресс.







Комментариев нет:
Отправить комментарий