Н. СОБОЛЕВ, Рисунки Л. СМЕХОВА
В дальнейшем военная практика показала, что удобнее прикреплять штык к стволу посредством коленчатой трубки. Это давало возможность стрелять, не снимая штыка. В русской армии штык был введён при Петре I.
С развитием рыцарства (XIII в.), когда большое значение приобретает поединок, индивидуальный бой, появляется закрытый шлем с небольшими скважинами для глаз и дыхания. Этот шлем очень тяжёл и неудобен. Однако изобретение огнестрельного оружия приводит к ещё большему утяжелению его. И все же он оказывается плохой защитой от пуль, представляя к тому же весьма тяжёлое бремя для воина. В результате к концу XVII в. Шлем исчезает вовсе из обихода европейских армий.
Благодаря успехам, достигнутым металлургией за последние полвека, оказалось возможным изготовление тонкой стальной и все же трудно пробиваемой брони. И вот в период империалистической войны 1914— 1918 гг. на Западном фронте появляются металлические каски — шлемы, изготовленные из тонкой, по очень прочной стали. Они защищают от небольших осколков артиллерийских снарядов и от пуль на излёте.
В настоящее время стальные шлемы введены почти во всех современных армиях.
Кивер был и походным и парадным головным убором. При фуражировках же надевалась более удобная мягкая шапка в виде колпака или берета; она получила название фуражирки, фуражки.
В 40-х годах прошлого века тяжёлый кивер был заменён мягкой кожаной каской, которую в конце XIX в. (80-е годы) сменила фуражка-бескозырка.
Степные кочевники, которые стали проникать в Европу с Востока в первые столетия раннего Средневековья, уже имели седло со стременами; стремена у них изготавливали и ремённые, и деревянные, изредка металлические. У кочевников стремена были заимствованы рыцарями. Турецкие стремена представляли собой очень странное сооружение, так как они должны были служить не только опорой для ноги, но и предохранять их от удара холодным оружием.
Ранние образцы шпор представляли собой острый шип без катающегося кольца — репейки. Иногда шипы были очень велики и сильно ранили бока лошади. Применение таких шпор объясняется тем, что у рыцарей были громадные боевые кони, иной раз весьма свирепые, которыми трудно было управлять.
У восточных народов, кочевников и скотоводов, природных конников, шпоры в употреблении не были. Вместо них для управления лошадью применялась лишь нагайка.
Русские всадники пользовались шпорами редко, считая более удобной нагайку. Однако шпоры известны были на Руси издавна и назывались острогами.
Сплошные железные нагрудники начали появляться в Западной Европе примерно в XV в. Такой нагрудник составлял основу рыцарского доспеха. В России, а также в Персии и Турции сплошные нагрудники успеха не имели. Их считали стеснительными и предпочитали носить кольчугу.
Развитие огнестрельного оружия привело к тому, что доспехи стали выделывать более крепкие, а, следовательно, и более тяжёлые. Германский император Максимилиан (XVI в.) предложил делать нагрудник с продольными углублениями, долами, что повышало прочность доспеха без увеличения веса его.
В XVI в. стали изготовлять нагрудник с «тапулем» — острым выступом в виде грани на груди, чтобы противопоставить удару скользящую плоскость. Однако тяжёлый нагрудник стеснял движения воина, и в XVIII в. пехота перестаёт им пользоваться: он остаётся только у кирасир — отборной тяжёлой кавалерии.
В XIX в., когда появляются нарезные ружья и убойная сила пули значительно возрастает, от пользования броней отказываются и в кавалерии. С тех пор и до последнего времени новых попыток применения брони для индивидуального бойца почти не было.
Несколько месяцев назад в газетах промелькнуло известие, что в германской армии, действовавшей на польском фронте, появилась панцирная пехота. Этот факт свидетельствует о попытках возродить предохранительную металлическую одежду, используя возможности современной металлургии давать весьма прочную и в то же время лёгкую сталь.
При заряжании ружья с дула приходилось отмеривать для каждого выстрела определённый заряд пороха из пороховницы. Чтобы ускорить заряжание, в XVIII в. стали предварительно отмерять необходимые порции пороха и заключать их в деревянные трубочки — футляры. Эти футляры назывались «зарядцами». Русские стрельцы носили их на перевязи через плечо по 11 штук. Такая перевязь с зарядцами называлась «берендейкой».
На Кавказе зарядцы делались иногда серебряными, украшенными резьбой и чернью; их носили на груди, в особо нашитых на черкеску гнёздах. При заряжании порох из зарядца всыпался в дуло ружья, замыкавшая зарядец пакля или войлок служили пыжом, а трубочка опять клалась в гнездо на груди или же оставалась на берендейке.
Комментариев нет:
Отправить комментарий