Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

09 июля 2024

Из Волги в Балтику | ТМ 1939-05

Из Волги в Балтику
«Развернуть реконструкцию Волго-Балтийского водного пути».(Из резолюции XVIII съезда ВКП(б)

Я. КОРШ

Большевики реконструируют Волгу. Они превращают её в транспортный конвейер пяти морей: Белого, Балтийского, Черного, Азовского и Каспийского; они управляют запасами её воды, заставляя вращать турбины гидростанций и орошать засушливые районы.

В третьем пятилетии будет реконструирован Волго-Балтийский водный путь. Эта часть сверхмагистральной трассы соединит Волгу с двумя северными морями — Балтийским и Белым. Неисчислимые богатства советского Севера приблизятся к югу. Вниз по Волге поплывут лес, хибинские апатиты, редкие ископаемые, гранит, пушнина; на север двинутся суда с зерном, нефтью, каменным углём, машинами.

Есть три искусственные водные системы, связывающие Волгу с Балтийским морем: Вышневолоцкая, Тихвинская и Мариинская. По какой из них пройдёт Волго-Балтийский водный путь?

*

Вышневолоцкая система длиной в 868 километров является первым в России искусственным водным путём. Сооружал её Пётр I (с 1703 по 1708 г.), стремившийся соединить Петербург водной артерией с центром России, чтобы вся торговля с заморскими странами сосредоточилась в новой, выстроенной там столице.

Эта система проложена по старинному пути из Волги в Балтийское море. Ещё во времена древней Руси торговые караваны, направляясь вверх по Волге, входили в её северный приток — реку Тверцу, подымались к истокам Тверцы, а затем вытаскивались на берег и 8 километров переволакивались до реки Цны. Это место называлось Вышний Волочёк. Река Цна через цепь рек и озёр соединяется с Балтийским морем (Мстинское озеро, река Мста, озеро Ильмень, река Волхов, Ладожское озеро, Нева). Великий Новгород, расположенный на реке Волхове, вёл в старину по этому водному пути большую торговлю с заграницей.

Желая сделать весь путь судоходным, Пётр приказал прорыть у Вышнего Волочка канал, соединив таким образом реки Тверцу и Цну. Этот канал и положил начало Вышневолоцкой водной системе, которая, однако, не была надёжной: летом она во многих местах пересыхала, и, чтобы поддерживать судоходство, пришлось соорудить восемь искусственных водохранилищ.

Однако запасы воды в этих водохранилищах были все же недостаточны, и поэтому сквозное судоходство по Вышневолоцкой системе было возможно только в определенные сроки.

В начале весны, после таяния снегов, когда воды в реках было много, суда курсировали по системе беспрепятственно. Потом реки частично мелели, и сквозное судоходство прекращалось до лета. В первой половине лета, пока в водохранилищах имелись запасы воды, судоходство осуществлялось следующим порядком: в концах системы собирались партии судов, из водохранилищ выпускалась вода, и караваны двигались по своим направлениям. Но запасов воды хватало ненадолго: во второй половине лета судоходство прекращалось и возобновлялось лишь после осенних дождей.

*

Вторая искусственная водная система — Тихвинская. Она тянется 950 километров и тоже проложена по старинному торговому пути из Волги в Балтийское море. Двигаясь вверх по течению Волги, корабли входили в её приток — реку Мологу, а затем в Чагодощу. Из Чагодощи суда вытягивались на берег и 10 километров волоклись по земле к реке Тихвинке. Дальше они шли водным путём через Тихвинку и реку Сясь в Ладожское озеро.

В 1802 г. в том месте, где суда волоклись по земле, начали строить канал и шлюзы. В 1811 г. строительство окончилось, и система вступила в эксплуатацию. Но работа её тоже была ненадёжна: по ней могли плавать только мелкие суда; летом из-за сильного обмеления рек судоходство прекращалось.

*

Третья система — Мариинская — проложена от Балтийского моря до Рыбинска по цепи взаимно соединённых рек, каналов и озёр протяжением 1144 километра.

В систему входят: приток Волги — Шексна, Белое озеро, река Ковжа, Новомариинский канал, река Вытегра, Онежское озеро, река Свирь, Ладожское озеро и Нева.

Мариинскую систему начали строить ещё при Петре I, в 1718 г. И только спустя 90 лет — в 1808 г. — её передали в эксплуатацию. Однако система была ещё не закончена. По её рекам ходили лишь небольшие речные суда, на которых было рискованно пересекать входящие в систему большие озера. Речные пароходики и неуклюжие купеческие барки, застигнутые бурей в этих озёрах, часто тонули. Купцы остерегались направлять свои товары водным путём н предпочитали возить их на подводах.

Только в 1852 г. было наконец закончено сооружение каналов в обход озёр, входящих в Мариинскую систему. С этих пор плавание по ней стало безопасным. Все грузы из Волги в Балтийское море стали идти по Мариинской системе, а две другие системы — Вышневолоцкая и Тихвинская — потеряли значение сквозных путей, только на их отдельных участках поддерживалось местное пароходство.

Но Мариинская система рассчитана на небольшой грузооборот, который был впору промышленности царской России и слишком мал для нашего социалистического государства. Назрел вопрос о создании более надёжного водного пути из Волги в Балтийское море.

Какую же систему из трех имеющихся выгоднее всего реконструировать?

Вышневолоцкая и Тихвинская системы короче Мариинской, но ещё мелководнее последней. Обе они располагают меньшими водными запасами, чем одна Мариинская, в которую входят три больших озера.

Кроме того, водоразделы на Вышневолоцкой и Тихвинской системах на 40 метров выше, чем на Мариинской. Чем меньше высота, на которую надо подниматься судам при переходе через водораздел, тем меньше потребуется шлюзов, поэтому переоборудование Мариинской системы обойдётся значительно дешевле, чем Вышневолоцкой или Тихвинской. Головной участок Мариинской системы — от Ленинграда до Онежского озера — уже сейчас реконструируется, его глубины увеличиваются, и в ближайшие годы по нему свободно будут плавать крупные морские суда.

Мариинская система выгодно отличается от двух других ещё и тем, что она имеет самостоятельный выход не только в Балтийское, но и в Белое море: в неё входит Онежское озеро, от которого начинается Беломорско-Балтийский канал им. Сталина. Мариинская система имеет ещё второй выход в Белое море по следующему пути: река Шексна, узкий шлюзованный канал, Кубенское озеро, реки Сухона и Северная Двина. После реконструкции Волго-Балтийского водного пути Белое озеро соединится с Кубенским озером широким не шлюзованным каналом. Громадные районы нашего Севера, расположенные в бассейне Северной Двины и Сухоны, будут связаны надёжным водным путём с центром страны. Все это свидетельствует о том, что выгоднее всего проложить Волго-Балтийский путь именно по Мариинской системе.

*

Реконструкция Мариинской системы связана прежде всего с углублением всех её мелководных участков. Это повышение глубин должно быть произведено также и по всему верхнему плёсу Волги. Сейчас, например, волжские баржи грузоподъёмностью до 5 тыс. тонн, идущие из Астрахани в Рыбинск, по пути приходится постепенно разгружать, так как чем выше по Волге, тем меньше становится глубина.

Обмеление Волги вызывается тем, что весь её весенний паводок быстро сливается в Каспий. Весной у Рыбинска каждую секунду проходит 16—18 тыс. кубометров воды; летом верхний плёс мелеет до того, что расход воды у Рыбинска уменьшается почти в сто раз и не превышает 200 кубометров в секунду. Чем дальше к устью, тем река становится полноводнее, так как прибавляется вода из притоков. Поэтому на разных плёсах Волги разные глубины.

В третьей пятилетке Волга будет навсегда избавлена от обмеления, этой тяжёлой болезни наших рек. На Шексне и на Волге, недалеко от Рыбинска, сооружаются плотины, которые на 18 метров поднимут уровень Волги, Шексны и впадающих в них рек. Получится громадное водохранилище, равное по поверхности половине Онежского озера и вмещающее 25 млрд. кубометров воды. Это водохранилище сохранит весь паводок впадающих в него рек и позволит регулировать сток воды по Волге. Равномерно, в течение всей навигации, из водохранилища будет выпускаться не менее 800 кубометров воды в секунду. На всем верхнем плёсе уровень воды поднимется настолько, что глубина фарватера будет не меньше 2,6 метра.

Ещё значительнее придётся углублять реки и каналы самой Мариинской системы. Сейчас по ним не могут проходить даже те волжские баржи, которые хоть и с неполной нагрузкой, но все же доходят до Рыбинска. Здесь им приходится оставлять свой груз и поворачивать обратно, так как по Мариинской системе могут курсировать только небольшие суда. После реконструкции глубины на Мариинской системе будут увеличены в 2,5 раза, а в некоторых местах ещё больше. Крупные речные суда смогут тогда беспрепятственно проходить от Астрахани до Ленинграда.

На Мариинской системе сейчас имеется 43 разнотипных шлюза. Суда, проходящие по системе, должны сорок три раза останавливаться, ожидая, пока их пропустят через шлюзы. Ширина судового хода на системе не везде одинакова: в одних местах она достаточна, в других узка и поэтому неудобна даже для прохода мелких судов. Обходные озёрные каналы мелки и извилисты. Путь от Рыбинска до Ленинграда длится целый месяц, а иногда даже полтора и два месяца.

Самым труднопроходимым участком Мариинской системы является река Вытегра. На одной этой реке расположено 26 шлюзов. Шлюзы так малы, что буксиры в них не заходят, так как иначе для баржей с товарами оставалось бы слишком мало места. Поэтому буксиры на Вытегре заменены лошадьми. Впряжённые в баржи, они шагом движутся вдоль берега, передвигая суда по воде от одного шлюза до другого.

Волго-Балтийский водный путь — реконструированная Мариинская система — будет значительно удобнее для судоходства. На нем останется только 6 шлюзов. Каждый из них по своей площади будет в 12 раз больше старого. Шлюзы будут наполняться водой самотёком. В случае необходимости будет выстроена параллельная лента шлюзов, чтобы суда могли проходить в обе стороны, не задерживаясь.

Спрямятся извилины рек. Значительно сократится маршрут: вместо обходных озёрных каналов суда пойдут прямо по озёрам. Для больших пароходов не страшны бури, которые раньше губили маленькие барки. Прекратятся перегрузки, не будет нужды в перевалке срочных грузов на железную дорогу. Весь путь от Рыбинска до Ленинграда суда будут проходить за 12 суток.

Сейчас Мариинская система пропускает за навигацию 2,5 млн. тонн грузов. Волго-Балтийский водный путь будет пропускать до 25 млн. тонн, стоимость перевозок уменьшится в 2—3 раза.

Почти полтора столетия правительство царской России строило технически несовершенную и мелководную Мариинскую систему. Волго-Балтийский водный путь — мощная транспортная артерия страны — будет создана за третью я четвертую сталинские пятилетки.

В третьей пятилетке реконструируется также Северный морской путь, идущий вдоль Советской Арктики. Он соединит транспортной магистралью Европейскую часть СССР с Дальним Востоком. Большая Волга продлит водный путь до сердца нашей родины и дальше — на юг, до Черного и Каспийского морей. Великая железнодорожная держава, СССР станет также и великой водной державой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.