П. ГРОХОВСКИЙ, Рисунки А. КАТКОВСКОГО
До сих пор полеты в стратосферу осуществляются исключительно с помощью стратостатов. Несмотря на то, что на стратостате можно достичь значительных высот, все же в условиях полета стратостата нельзя исследовать такие важнейшие вопросы, как, например, аэродинамические свойства стратосферной среды, действие разреженного воздуха на металл во время скоростного полета, вибраций, работа моторов и т. д. Между тем изучение всех этих вопросов необходимо дли создании стратосферного самолета.
В 1934 г. в журнале «Техника—молодежи» № 8 была выдвинута идея стратопланера. Эта идея вскоре получила у нас в стране практическое осуществление.
Стратопланер — это тот же стратостат, к
оболочке которого вместо шарообразной гондолы подвешивается планер с
герметической кабиной. При достижении определенной высоты планер легко
отцепляется от оболочки и самостоятельно спускается на землю. Несколько таких
пробных полетов, пока еще на небольшую высоту, уже были произведены (см. журнал«Техника—молодежи» № 12 за 1938 г.).
Дальнейшим развитием идеи стратопланера может
явиться реактивный стратопланер для подъема на большую высоту. Этот летательный
аппарат представляется нам в следующем виде. Оболочка имеет объем в 50 тыс.
куб. м; тросы, на которых подвешивается планер, в отличие от обычного наружного
крепления, введены своими верхними концами внутрь оболочки, где и закреплены на
внутренней поверхности ее.
В полете. |
Планер с герметической кабиной имеет в крыльях
шесть реактивных камер, работающих на жидком топливе. В настоящее время такие
реактивные приборы для работы в течение 5—7 минут технически проработаны
достаточно полно.
Кабина планера рассчитана на двух пилотов и
имеет двойное управление.
В случае разрыва оболочки стратопланера пилоты
могут произвести мгновенную отцепку планера. Кроме того, в задней части кабины
помещается парашют; при необходимости парашют раскрывается и стягивает кабину с
крыльев планера. Эта операция облегчается тем, что кабина закреплена между
крыльями автоматически выключающимися замками. В самой кабине имеется нижний люк,
через который экипаж может выскочить, воспользовавшись индивидуальными
парашютами и кислородными приборами.
Обратный путь к земле стратонавты совершают посредством планирования. В случае аварии спуск планера может быть произведен на парашюте. |
*
Планер может быть поднят оболочкой до высоты 25—30 тыс. м. При достижении предельной высоты планер отцепляется от оболочки и переходит в пике, т. е. устремляется носом вниз. При таком свободном падении в разреженной среде, где сопротивление воздуха невелико, планер быстро набирает скорость 500 км в час и выходит из пике.
На большой высоте планер отцепляется от «стратостата. и в этот момент начинают работать ракетные двигателя. |
В тот же момент включаются реактивные камеры,
и в течение 5—7 минут планер с высоты в 25 тыс. м набирает потолок в 50 тыс. м.
Здесь летчики производят все необходимые исследования и начинают планировать к
земле. Вначале спуск в разреженной среде совершается с большой скоростью, но по
мере приближения к земле планер встречает на своем пути все более и более
плотные слои воздуха, так что при посадке скорость планера составит всего 60—80
км в час.
Что касается оболочки стратопланера, то она
после отцепки планера поднимается на высоту 35 тыс. м. При оболочке имеется
радиоприбор системы проф. Молчанова, который автоматически записывает и
передает на землю некоторые данные о стратосфере.
Обычно старт стратостата связан с большими
трудностями. Даже незначительный ветер вызывает большие ветровые перегрузки,
которые грозят аварией. Для того чтобы обеспечить удачный старт в любую погоду,
можно построить вертикальный эллинг, углубленный в землю на 50—60 м. В таком
эллинге удобно производить наполнение оболочки водородом, для чего вблизи эллинга
размешаются газохранилища. Контроль оболочки перед стартом, который обычно
выполняется с помощью шаров-прыгунов, в вертикальном эллинге значительно
упрощается. Здесь по стенам тянется винтовая лестница, позволяющая осматривать
любую сторону оболочки.
Стратопланер в вертикальном эллинге. |
Старт производится путем автоматической
отцепки штопорных приспособлений, удерживающих стратопланер в эллинге.
Для того чтобы при вылете планер не ударялся о
стены эллинга, снизу планера подвешивается предохранительная крестовина. Как
только планер вышел из эллинга, крестовина автоматически отцепляется.
Для старта достаточно пяти-шести человек.
Реактивный стратопланер и вертикальный эллинг позволят наладить регулярные полеты в стратосферу для всестороннего изучения ее. Это изучение откроет путь стратосамолетам в новые, не достигнутые еще выси стратосферы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий