Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

01 июня 2024

Окно в будущее. Реактивный стратопланер | ТМ 1939-02

Реактивный стратопланер
П. ГРОХОВСКИЙ, Рисунки А. КАТКОВСКОГО

До сих пор полеты в стратосферу осуществляются исключительно с помощью стратостатов. Несмотря на то, что на стратостате можно достичь значительных высот, все же в условиях полета стратостата нельзя исследовать такие важнейшие вопросы, как, например, аэродинамические свойства стратосферной среды, действие разреженного воздуха на металл во время скоростного полета, вибраций, работа моторов и т. д. Между тем изучение всех этих вопросов необходимо дли создании стратосферного самолета.

В 1934 г. в журнале «Техника—молодежи» № 8 была выдвинута идея стратопланера. Эта идея вскоре получила у нас в стране практическое осуществление.

Стратопланер — это тот же стратостат, к оболочке которого вместо шарообразной гондолы подвешивается планер с герметической кабиной. При достижении определенной высоты планер легко отцепляется от оболочки и самостоятельно спускается на землю. Несколько таких пробных полетов, пока еще на небольшую высоту, уже были произведены (см. журнал«Техника—молодежи» № 12 за 1938 г.).

Дальнейшим развитием идеи стратопланера может явиться реактивный стратопланер для подъема на большую высоту. Этот летательный аппарат представляется нам в следующем виде. Оболочка имеет объем в 50 тыс. куб. м; тросы, на которых подвешивается планер, в отличие от обычного наружного крепления, введены своими верхними концами внутрь оболочки, где и закреплены на внутренней поверхности ее.

В полете.
В полете.

Планер с герметической кабиной имеет в крыльях шесть реактивных камер, работающих на жидком топливе. В настоящее время такие реактивные приборы для работы в течение 5—7 минут технически проработаны достаточно полно.

Кабина планера рассчитана на двух пилотов и имеет двойное управление.

В случае разрыва оболочки стратопланера пилоты могут произвести мгновенную отцепку планера. Кроме того, в задней части кабины помещается парашют; при необходимости парашют раскрывается и стягивает кабину с крыльев планера. Эта операция облегчается тем, что кабина закреплена между крыльями автоматически выключающимися замками. В самой кабине имеется нижний люк, через который экипаж может выскочить, воспользовавшись индивидуальными парашютами и кислородными приборами.

Обратный путь к земле стратонавты совершают посредством планирования. В случае аварии спуск планера может быть произведен на парашюте.
Обратный путь к земле стратонавты совершают посредством планирования. В случае аварии спуск планера может быть произведен на парашюте.

*

Планер может быть поднят оболочкой до высоты 25—30 тыс. м. При достижении предельной высоты планер отцепляется от оболочки и переходит в пике, т. е. устремляется носом вниз. При таком свободном падении в разреженной среде, где сопротивление воздуха невелико, планер быстро набирает скорость 500 км в час и выходит из пике.

На большой высоте планер отцепляется от «стратостата. и в этот момент начинают работать ракетные двигателя.
На большой высоте планер отцепляется от «стратостата. и в этот момент начинают работать ракетные двигателя.

В тот же момент включаются реактивные камеры, и в течение 5—7 минут планер с высоты в 25 тыс. м набирает потолок в 50 тыс. м. Здесь летчики производят все необходимые исследования и начинают планировать к земле. Вначале спуск в разреженной среде совершается с большой скоростью, но по мере приближения к земле планер встречает на своем пути все более и более плотные слои воздуха, так что при посадке скорость планера составит всего 60—80 км в час.

Что касается оболочки стратопланера, то она после отцепки планера поднимается на высоту 35 тыс. м. При оболочке имеется радиоприбор системы проф. Молчанова, который автоматически записывает и передает на землю некоторые данные о стратосфере.

Обычно старт стратостата связан с большими трудностями. Даже незначительный ветер вызывает большие ветровые перегрузки, которые грозят аварией. Для того чтобы обеспечить удачный старт в любую погоду, можно построить вертикальный эллинг, углубленный в землю на 50—60 м. В таком эллинге удобно производить наполнение оболочки водородом, для чего вблизи эллинга размешаются газохранилища. Контроль оболочки перед стартом, который обычно выполняется с помощью шаров-прыгунов, в вертикальном эллинге значительно упрощается. Здесь по стенам тянется винтовая лестница, позволяющая осматривать любую сторону оболочки.

Стратопланер в вертикальном эллинге.
Стратопланер в вертикальном эллинге.

Старт производится путем автоматической отцепки штопорных приспособлений, удерживающих стратопланер в эллинге.

Для того чтобы при вылете планер не ударялся о стены эллинга, снизу планера подвешивается предохранительная крестовина. Как только планер вышел из эллинга, крестовина автоматически отцепляется.

Для старта достаточно пяти-шести человек.

Реактивный стратопланер и вертикальный эллинг позволят наладить регулярные полеты в стратосферу для всестороннего изучения ее. Это изучение откроет путь стратосамолетам в новые, не достигнутые еще выси стратосферы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Объявление!

Уважаемые читатели данного блога! По причинам от меня не зависящим я пока не имею возможности далее публиковать статьи в данном блоге. Как т...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.