Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

19 ноября 2020

Стратопланер

Н. БОБРОВ

"Иван Песков"

Земля уносилась быстро. Тонкий покров, сотканный из перисто- слоистых облаков, придавал небу сверкающую белизну. Небольшие светлые барашки плыли за стеклами кабины. Временами сквозь разорванные клочья вновь показывалась залитая солнцем земля.

Из люка сигарообразной кабины высунулась голова. Человек осмотрел натянутые, как струны, широкие матерчатые лапы, спускающиеся откуда-то сверху из гущи облаков. Взгляд человека скользнул по узким крыльям.

Вдруг беловато-серая масса расступилась, и над головой человека выросла бесформенная, удлиненная оболочка, изрезанная глубокими складками.

Голова скрылась. Летчик резко повернул штурвал и наглухо завинтил люк.

С земли стратопланер казался еле заметной точкой. На самом деле это был огромный прорезиненный из материи шар, наполненный водородом. Свисающие с него четыре матерчатые лапы держали стальной планер с герметически закрытой кабиной. В узких длинных крыльях планера, напоминающих крылья стрекозы, были размещены различные механизмы: какие-то часы, трубочки, оптические стекла, — словом, все те приборы, которые помогают исследовать атмосферное электричество, космические лучи, распространение: радиоволн, полярное сияние...

Здесь изображена траектория (путь) полета стратопланера. Достигнув "потолка" (предельной высоты), планер отцепляется от оболочки и спускается на старт

Стратопланер медленно уносился в торжественную неведомую вышину, где небо казалось черно-фиолетовым.

Стрелка альтиметра показывала высоту в 25 тыс. м, когда один из участников полета нажал на электрическую кнопку, и стратопланер, как бы освобожденный от сотни килограммов, рванулся в высь. Мгновеньем раньше от стратопланера отделился и стремительно полетел навстречу земле манекен с песком, который стратонавты в шутку называли «Иваном Песковым».

Помещенный в крыле киноаппарат следил своим, глазом за этим манекеном и фиксировал падение «Ивана Пескова», из которого лениво вытягивался белый зонт парашюта.

Это для изучения парашютного прыжка в стратосфере сбросили стратонавты манекен с высоты 26 тыс. м.

Навстречу земле

Стратопланер достиг высоты в 30 тыс. м. Стратонавты решили спуститься обратно на землю, а оболочку с подвешенными к ней дополнительными приборами отпустить на высоту ее предельного подъема.

Летчик, проверив в последний раз приборы, повернул рычаг, и планер, мгновенно отцепившись от оболочки, перешел в пике —  стал падать вертикально вниз. Нарастающая скорость пикирования ощущалась шуршаньем и свистом воздуха по внешним стенкам кабины.

Стрелка указателя скорости нервно ползла по циферблату, минуя цифры 200, 300, 400. На цифре 500 стрелка остановилась — планер вышел из пике и начал плавно спускаться.

Он спускался долго, около часа, то пробиваясь сквозь облака, то вырываясь вновь на голубой простор.

Наконец на горизонте летчик увидел город.

Завоевать стратосферу

Это вымышленный рассказ. Но кто знает, быть может мы скоро будем свидетелями полета такого стратопланера.

В наши дни исследование стратосферы поставлено в ряде стран как актуальнейшая задача.

Командир стратостата «СССР» т. Прокофьев в своем недавнем докладе в Военно-воздушной академии РККА говорил, что 1934 г. обещает быть годом интенсивным в области исследования стратосферы.

В скором времени намерен совершить полет на высоту 25 тыс. м американский лейтенант Сетль.

Эмилио Херер, директор испанского авиационного института, предполагает лететь в стратосферу в открытой кабине и специальном костюме.

Деятельно готовится к новому полету в стратосферу Пикар со своими спутниками —  Козенсом и Киппером.

В СССР конструируется стратостат «ОАХ-2».

За Советским союзом остается первенство по завоеванию стратосферы как в достижении наибольшей высоты полета, так и в размахе научных работ. Но то, что нами сделано, — это лишь начало планомерного, комплексного изучения стратосферы.

Недавно Академия наук СССР созвала в Ленинграде первую в Союзе и в мире конференцию по изучению стратосферы. Прибывшие на конференцию академики, физики, биологи, конструкторы, летчики наметили пути к разрешению большой и трудной задачи — завоевать стратосферу.

Естественно, какой огромный интерес представляет оригинальный проект стратопланера, предлагаемый советским изобретателем П. И. Гроховским.

Стратопланер Гроховского

Стратопланер Гроховского представляет собою баллон из прорезиненной материи — шелка или воздухоплавательного перкаля. Баллон наполняется водородом. Объем его достигает 50 тыс. м³. Весит такой баллон 800 кг.

Так должен выглядеть предложенный конструктором П. И. Гроховским стратопланер — комбинация стратосферного аэростата и планера На фоне его гигантской оболочки два маленьких шара-прыгуна; висящие на них люди проверяют состояние оболочки.

С баллона свисают четыре матерчатые лапы, усиленные для крепости пропущенными внутри тросами.

В середине четырех лап вставлено металлическое кольцо из легкого сплава (альтмака, дюралюминия, электрона). На концах лап имеются специальные замки для прикрепления 60 поясных матерчатых лап. В эти шестьдесят лап пропускаются веревки, за которые команда на старте удерживает рвущийся вверх баллон. Перед взлетом веревки эти выдергиваются.

Резиновый баллон снабжен отростком или, как говорят, аппендиксом для наполнения баллона водородом и для выхода расширившегося газа при поднятии.

К четырем лапам, свисающим с баллона, прикрепляется с помощью автоматических замков планер. Планер изготовлен из тонких прочных сортов стали, немагнитной, хромо-никелевой с применением электросварки.

Планер имеет герметически закрытую кабину с четырьмя окнами. Приборы для исследования стратосферы находятся в кабине и крыльях планера.

Четыре матерчатых лапы соединяют стальной корпус планера и его герметически закрытую кабину с оболочкой стратопланера

Таким образом стратопланер Гроховского отличается от существующих конструкций стратостата тем, что вместо обычной круглой гондолы к оболочке подвешивается кабина, снабженная крыльями, т. е. планер, дающий возможность производить свободный полет и спуск без оболочки.

Изобретателю полет в стратосферу на стратопланере представляется так: стратопланер, поднимаясь со скоростью 3—5 м в сек., через два с половиной часа достигнет «потолка» — предельной высоты в 30 тыс. м.

Набрав предельную высоту, летчик и научный работник производят исследования в стратосфере. Потом летчик включает автоматическую отцепку: он поворачивает рукоятку для открытия замка. Планер мгновенно отделяется от оболочки, от четырех ее матерчатых лап, и входит в пике для набора скорости в 511 км в час. Набрав эту скорость, он начинает нормально планировать. У земли скорость планирования будет 108 км в час.

Чтобы вернуться на землю с высоты 3 тыс. м, стратонавтам потребуется 1 ч. 42 мин. При этом они смогут отлететь от места отрыва от оболочки на 525 км. Такая большая дальность полета стратопланера по любому направлению дает возможность вернуться на место старта или выбрать любой аэродром в радиусе полета.

А что же происходит с оболочкой? Освобожденная от груза, т. е. от планера, она летит дальше вверх с дополнительными приборами на. предельную для нее высоту и спускается оттуда вниз.

Стратопланер, предлагаемый изобретателем Гроховским, отвечает всем требованиям безопасности полета.

В случае аварии оболочки (пожар, разрыв, обледенение), летчик может, как уже было смазано, мгновенно отцепить от нее планер и планировать на крыльях.

В случае аварии планера — одно только движение рукой, и герметическая кабина срывается с баллона и летит дальше на парашюте. В задней части кабины имеется цилиндр удобообтекаемой формы, так называемый обтекатель, сделанный из шпангоутов, обтянутых фанерой. В цилиндре помещается сложенный шелковый парашют диаметром в 20 м. И когда надо отделить кабину от планера, летчик приводит в действие парашют. Под силой напора воздуха на обтекатель, парашют выкидывается из цилиндра, раскрывается и стягивает с планера по направляющим рельсам кабину. И кабина снижается на парашюте со скоростью 3—5 м в сек. Цилиндр же спускается на другом маленьком парашюте.

Конструктор П. И. Гроховский, автор проекта стратопланера

Наконец в случае аварии парашюта летчик может раскрыть кабину внутренним давлением воздуха и выброситься на индивидуальном парашюте.

Планер отцепился от оболочки, но с ним может быть авария. Тогда летчик приводит в действие парашют. Механизм стягивает кабину с планера по специальным рельсам, и раскрывшийся парашют легко опускает кабину на землю

Эллинг

Чтобы производить полеты круглый год, т. Гроховский предлагает устроить для стратопланера специальный эллинг (ангар). Ценность эллинга заключается в том, что он позволяет ждать благоприятной погоды для приготовленного к полету стратопланера и в случае внезапной непогоды сохранять водород до следующего полета.

Эллинг представляет собой деревянную трубу, высотой в 60 м. С внешней стороны он обшит досками, с внутренней — гладко отшлифованной фанерой. В верхней части эллинга имеется брезентовая крыша, которая открывается и закрывается посредством системы роликов. По окружности внутренней части трубы идет винтовая лестница. С этой лестницы весьма удобно осматривать оболочку стратопланера.

Перед полетом в эллинг вносят оболочку и включают пуск водорода. Газ наполняет оболочку, поднимает ее кверху. Оболочка прикреплена веревками к штопорам, ввернутым в землю, поэтому она не поднимается выше назначенного ей места. После этого к надутой оболочке с помощью автоматических замков прикрепляется планер. Производится проверка приборов, в кабину садятся участники полета...

Снос оболочки ветром при выходе из эллинга может нарушить точный вертикальный полет, и планер может удариться о край трубы. Поэтому над стратопланером укрепляется крестовина, которая удерживает его все время в центре и сопровождает до верхней части трубы. Такая крестовина позволит совершать полеты и в ветряную погоду.

Эллинг— здание, в котором стоит стратопланер до и после полета

Стратопланер Гроховского дает возможность ускорить строительство стратосферных самолетов, так называемых стратопланов. Для того чтобы научиться правильно конструировать стратопланы, необходимо знать, как они будут вести себя в стратосфере. Надо изучить, освоить скоростные полеты. Стратопланер Гроховского дает возможность на примере планирования с большой высоты изучить поведение самолетных конструкций в стратосфере.

Стратопарашют

То». Гроховский имеет другое, весьма простое, но очень интересное изобретение —  стратопарашют. Он использовал существующие парашюты не только для снижения, но и для подъема на большие высоты.

В нижней части прорезиненного зонта большого парашюта он укрепил кольцо, через которое продет шнур, стягивающий кромку парашюта до маленького отверстия. Оболочка парашюта наполняется газом, а стропы его наматываются на лебедку, помещенную на верху открытой корзины. В корзине сидят стратонавты в специальных костюмах, снабженных для дыхания кислородными аппаратами.

Балласт на таком стратопарашюте берется только для подъема. При спуске он не нужен — и вот почему. Поднявшись на заданную высоту, научный работник или летчик одним движением рычага рвет стягивающий оболочку шнур; нижняя кромка оболочки откидывается, газ выходит, стропы разматываются с лебедок, — оболочка быстро превращается в парашют.

Такая конструкция открывает широчайшие возможности перед развитием парашютизма в стратосфере. Она настолько, по мнению изобретателя, проста, что на ней смогут летать даже не специалисты воздухоплавания.

Стратопланер Гроховского уже строится. Изобретатель надеется продемонстрировать его в этом году.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Дом в декаду | ТМ 1939-01

Вл. ДЛУГАЧ и Як. ШУР Перед вами прекрасное четырехэтажное здание новой школы. Трудно поверить, что это огромное строение возведено в декад...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.