В. ВИРГИНСКИЙ
«Месяц сентябрь 1952 г. подходил к концу...
Воздушный омнибус Б, обслуживавший маршрут от центральной станции трубчатых
дорог на бульваре Монмартра до предместья Сен-Жермен-ан-Ле, двигался вдоль
изгибающейся линии удлиненных бульваров на обычной высоте в 250 м».
Так начинается один из научно-фантастических
романов французского писателя и художника Альберта Робида. Он жил и творил 50
лет назад. Технические предвидения Робида интересны, остроумны и часто не
уступают фантазиям Жюля Верна.
В романе, о котором идет речь, Робида рисует транспорт середины XX в. По его мнению, к этому времени паровозы станут достоянием музеев. Городской транспорт переместится с улиц в воздух. Между различными пунктами города будут курсировать аэростаты и самолеты с электрическими двигателями. Особенно широкое распространение получит пневматический транспорт. В больших трубах вагоны цилиндрической формы будут двигаться с огромной скоростью благодаря разности воздушных давлений по обе стороны поезда. Трубчатые дороги найдут применение не только в городском транспорте, но и заменят железные дороги. Они пересекут на большой глубине моря и океаны, соединят Европу с Африкой и Америкой.
В годы, когда Робида писал свои книги, газовые и бензиновые двигатели еще не были известны, электротяга находилась в зачаточном состоянии, и тогда пневматическим дорогам предсказывали большое будущее. Делались и кое-какие опыты. В 1862 г. в Лондоне была построена «пневматичка» длиною в 600 м, с диаметром трубы около 1 м. В этой трубе по рельсам двигался состав коробчатых вагонеток, замыкаемый прилегающим к стенкам трубы диском. Эта и другие подобные дороги пользовались успехом у любителей сильных ощущений, но практического значения не имели. Пневматическая дорога оказалась громоздким и невыгодным сооружением. С развитием электрической тяги, а позднее дизельной — интерес к пневматическому транспорту пропал.
Сеть пневматических трубчатых дорог — тюбов — раскинулась во всех направлениях над Парижем. |
Посадка пассажиров в пневматический экспресс Мадрид—Гибралтар—Танжер. |
Трубчатая дорога плавно переходит с надземных эстакад в морские глубины. |
Подводный зал трансатлантической трубчатой дороги. Стены из толстого стекла отделяют пассажиров от подводного царства. |
Это не метро, а нью-йоркская пневматическая дорога, построенная в 1872 г. Ее длина составляла несколько сот метров. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий