Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

25 мая 2024

Из фантастики прошлых дней | ТМ 1939-01

Из фантастики прошлых дней
В. ВИРГИНСКИЙ

«Месяц сентябрь 1952 г. подходил к концу... Воздушный омнибус Б, обслуживавший маршрут от центральной станции трубчатых дорог на бульваре Монмартра до предместья Сен-Жермен-ан-Ле, двигался вдоль изгибающейся линии удлиненных бульваров на обычной высоте в 250 м».

Так начинается один из научно-фантастических романов французского писателя и художника Альберта Робида. Он жил и творил 50 лет назад. Технические предвидения Робида интересны, остроумны и часто не уступают фантазиям Жюля Верна.

В романе, о котором идет речь, Робида рисует транспорт середины XX в. По его мнению, к этому времени паровозы станут достоянием музеев. Городской транспорт переместится с улиц в воздух. Между различными пунктами города будут курсировать аэростаты и самолеты с электрическими двигателями. Особенно широкое распространение получит пневматический транспорт. В больших трубах вагоны цилиндрической формы будут двигаться с огромной скоростью благодаря разности воздушных давлений по обе стороны поезда. Трубчатые дороги найдут применение не только в городском транспорте, но и заменят железные дороги. Они пересекут на большой глубине моря и океаны, соединят Европу с Африкой и Америкой.

В годы, когда Робида писал свои книги, газовые и бензиновые двигатели еще не были известны, электротяга находилась в зачаточном состоянии, и тогда пневматическим дорогам предсказывали большое будущее. Делались и кое-какие опыты. В 1862 г. в Лондоне была построена «пневматичка» длиною в 600 м, с диаметром трубы около 1 м. В этой трубе по рельсам двигался состав коробчатых вагонеток, замыкаемый прилегающим к стенкам трубы диском. Эта и другие подобные дороги пользовались успехом у любителей сильных ощущений, но практического значения не имели. Пневматическая дорога оказалась громоздким и невыгодным сооружением. С развитием электрической тяги, а позднее дизельной — интерес к пневматическому транспорту пропал.

Сеть пневматических трубчатых дорог — тюбов — раскинулась во всех направлениях над Парижем.
Сеть пневматических трубчатых дорог — тюбов — раскинулась во всех направлениях над Парижем.

Посадка пассажиров в пневматический экспресс Мадрид—Гибралтар—Танжер.
Посадка пассажиров в пневматический экспресс Мадрид—Гибралтар—Танжер.

Трубчатая дорога плавно переходит с надземных эстакад в морские глубины.
Трубчатая дорога плавно переходит с надземных эстакад в морские глубины.

Подводный зал трансатлантической трубчатой дороги. Стены из толстого стекла отделяют пассажиров от подводного царства.
Подводный зал трансатлантической трубчатой дороги. Стены из толстого стекла отделяют пассажиров от подводного царства.

Это не метро, а нью-йоркская пневматическая дорога, построенная в 1872 г. Ее длина составляла несколько сот метров.
Это не метро, а нью-йоркская пневматическая дорога, построенная в 1872 г. Ее длина составляла несколько сот метров.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.