А. ЛУИЗОВ
Еще в древности военная техника имела боевые
машины, на долю которых в сражении нередко выпадала ответственная задача.
Три тысячи лет назад способы ведения войны,
конечно, резко отличались от современных. В те времена пехота действовала
тесным сомкнутым строем. Задача полководца заключалась в том, чтобы одним
ударом своей сплоченной в мощный кулак пехоты сломить, прорвать живую стену
пехоты противника. Вот тут-то и родилась мысль: а не может ли какое-нибудь
боевое средство предварительно нанести противнику мощный удар, расстроить его
ряды и тем помочь пехоте окончательно его разгромить? Для нанесения такого
лобового удара и стали применять боевые колесницы.
О применении боевых колесниц говорят
древнейшие памятники литературы. Например, в «Илиаде» (песнь IV) встречаются
такие строки:
Колесницы греков были обычно двухколесные, с
упряжкой в две или четыре лошади. Кузов для устойчивости ставился на низкие
колеса.
В такой колеснице помещалось два человека:
возница и воин, метавший в неприятеля стрелы и дротики.
На Востоке, помимо легких двухколесных,
употреблялись и более тяжелые колесницы — на четырех колесах. Экипаж такой
колесницы состоял из четырех и более воинов, вооруженных луками, дротиками,
копьями и мечами. Впереди, к дышлам, были прикреплены копья, к осям — косы.
Лошади были защищены панцирями. Двигаться колесница могла только по ровной
местности.
Как боролись с этими боевыми машинами? Если
противник был силен именно колесницами, старались дать ему сражение на
пересеченной местности, где движение колесниц затруднялось. На равнинах же
устраивали искусственные препятствия — рвы и врытые в землю колья. Нападающие
колесницы встречались градом стрел и дротиков. Если все же они достигали фронта
пехоты, то пехота расступалась и пропускала колесницу.
Успех этого маневра зависел от боевой подготовки
и дисциплинированности пехоты. При плохой дисциплине вместо сознательного
маневра получался беспорядок, расстройство рядов и нередко полное
замешательство. Дисциплинированная же пехота смыкалась за колесницей в прежнем
боевом порядке и давала отпор вражеской пехоте. Прорвавшаяся колесница обычно
уничтожалась войнами задних рядов.
С повышением боевой подготовки пехоты
колесницы быстро выходят из употребления. Греки в эпоху греко-персидских войн,
в V веке до н. э., уже не применяют их в бою. Не применяли их и римляне, а если
боевые колесницы встречались у противника, то римские легионеры отлично умели
бороться с ними.
Но в III веке до н. э. римлянам пришлось
столкнуться с новым грозным средством войны — боевыми слонами.
Боевые слоны прекрасно использовались для
лобового удара. Вожатый умел приводить в ярость это огромное животное, вес
которого достигает почти 4 т. Разъяренный слон врывался в гущу легионеров, бил
их своими бивнями, швырял хоботом, давил тумбообразными ногами. А раны, которые
наносились слону, еще больше ожесточали его. Ко всему этому, на спине у
некоторых слонов в башенках сидели стрелки, разившие врага стрелами и
дротиками.
Царь Пирр первый успешно применил боевых
слонов в борьбе с римлянами. Использование слонов ярко иллюстрируется одним из
эпизодов первой Пунической войны. В 256 г. до н. э. римляне высадились в
Африке, угрожая столице своих врагов — городу Карфагену. Недалеко от города
Туниса произошла решительная битва. У карфагенян было около ста слонов. Вот как
описывает древнегреческий историк Полибий эту битву:
«Ксантипп (спартанец, командовавший
карфагенской армией. — А. Л.) вывел слонов из стоянки и поставил их в одну
линию в челе всего войска, фалангу карфагенян выстроил в тылу их на умеренном
расстоянии. Одну часть наемников он поместил на правом крыле; другая часть,
самая легкая, вместе с конницей заняла место впереди обоих флангов. Римляне
видели, как строится неприятель в боевой порядок, и решительно пошли ему
навстречу. Страшась нападения слонов, которого они ожидали, римляне выставили
вперед легко вооруженных воинов, в тылу их поместили одну за другой
многочисленные манипулы (отдельные войсковые единицы, из которых складывался
легион. — А. Л.), а конницу разместили на обоих флангах...»
Начался бой. Карфагенская конница, пользуясь своей многочисленностью, скоро обратила римскую конницу в бегство. В то же время левый фланг римской пехоты ударил по правому флангу карфагенян и принудил их к отступлению. Зато передние ряды римского войска были оттиснуты напором слонов и опрокинуты. Воины гибли целыми толпами. Те же из римлян, кто смог пробиться сквозь строй слонов, очутились перед стройной, нетронутой фалангой карфагенян, и кто уцелел от слонов, тот погибал под ударами пехоты и конницы. Лишь немногие бежали.
Карфагенянам эта блестящая победа стоила
весьма малых потерь. Здесь мощный удар большого количества слонов во фронт
римской армии во взаимодействии с фланговыми и тыловыми ударами конницы
обеспечил карфагенянам полный успех.
По словам Полибия, римляне после этого настолько боялись карфагенских слонов, что долго не решались принимать битвы в открытом поле. Но в 251 г. до н. э. консул Луций Цецилий Метелл сумел не только справиться со слонами, но и разбить карфагенян при содействии их же собственных слонов. Войско Металла находилось в городе Панорме (старинное название г. Палермо на острове Сицилия). Карфагенская армия под начальством Гасдрубала вторглась в Панормскую область и стала опустошать ее. Метелл не оказывал сопротивления. Осмелевший Гасдрубал подошел к Панорму. Метелл привел свое войско в боевую готовность, но оставался за стенами города, а в поле выслал только легко вооруженных, поставив перед ними определенную боевую задачу. Легко вооруженные тревожили карфагенян до тех пор, пока не заставили всю их армию выстроиться в боевой порядок. Впереди стали слоны, которые и устремились первыми в битву. Не оказывая серьезного сопротивления, легко вооруженные отступили до стен города и укрылись от слонов в городском рву, посылая в животных стрелы. Им помогали воины с городских стен. Израненные стрелами и дротиками, слоны в исступлении бросились назад, давя карфагенян и внося в их ряды беспорядок. Тут только Цецилий выступил со своими тяжело вооруженными воинами, ударил во фланг карфагенянам и разбил их наголову. Слоны достались победителям.
Вторая Пуническая война (218 г. до н. э.). Битва Ганнибала с римлянами, закончившаяся поражением римлян. В этой битве Ганнибал применил боевых слонов.
Боевые слоны еще долго сохраняли свое
значение. Во вторую Пуническую войну, когда Ганнибал вторгся в Италию, с ним
были боевые слоны. Они немало содействовали первоначальным успехам Ганнибала.
Однако теперь слоны не вызывали в римлянах панического страха: с ними уже умели
бороться. Способы борьбы применялись различные, в зависимости от обстоятельств,
но основа оставалась той же: легко вооруженные, атакуя слонов, старались
отогнать их от своей тяжелой пехоты и в случае удачи направить их удар на
противника.
*
В XIV и XV веках в некоторых армиях применялись повозки, оборудованные для боевых целей. Они имелись в большом числе в армиях немецких ландскнехтов, у швейцарцев и у гуситов. Эти повозки были несколько крупнее и прочнее обыкновенных телег, и в их высоких перилах были проделаны бойницы, за которыми могли помещаться стрелки. Иногда такие телеги снабжались даже мелкими орудиями. Но обычно эти повозки применялись для защиты лагеря: их ставили вокруг места стоянки войска, связывая цепями и образуя так называемый «вагенбург» (от слов «ваген» — повозка и «бург» — замок).
Изображение боевой колесницы, относящееся к 1460 г. |
Известны, правда, случаи, когда эти повозки применялись для боя и в движении, например для прикрытия флангов. Но это было чрезвычайно редко.
В России в XVI веке употреблялись щиты на
колесах или на полозьях примерно с той же целью, что и повозки для
«вагенбургов». Такое передвижное укрепление носило весьма выразительное
название: «гуляй-город».
Образцы вездеходных машин в книге по военной инженерии итальянца Рамелли (XVI век). |
Китайские боевые колесницы. Снимок относится к Средневековью. |
Проекты различных боевых машин мы встречаем в
бумагах Леонардо да-Винчи (1452—1519 гг.). У него мы находим идеи, близкие к
идее современного танка, но эти проекты так и оставались проектами.
Один из проектов боевой машины, относящийся к XVI веку. |
*
Современный танк появился тогда, когда не
только техника могла осуществить такую машину, но, кроме того, назрела
необходимость в каком-то новом средстве борьбы.
Империалистическая война на западном фронте
уже через два месяца приняла характер позиционной окопной войны. Почти
непрерывная цепь окопов протянулась от Швейцарии до бельгийского побережья. В
этих окопах скрывалась пехота, вооруженная винтовками и пулеметами. Система
ружейного и особенно пулеметного огня всюду была так рассчитана и налажена, что
всякий неукрытый боец почти немедленно уничтожался. Кроме того, от внезапной
атаки защищали широкие полосы проволочных заграждений.
Атаке обычно предшествовала артиллерийская
подготовка с целью уничтожить пулеметные гнезда противника и прорвать его
проволочные заграждения. Но такая подготовка, длившаяся иногда несколько суток,
как бы «любезно» предупреждала врага о готовящейся атаке и позволяла принять
контрмеры.
В таких условиях и появилась необходимость в
бронированной машине, которая, действуя мощными огневыми средствами и
преодолевая естественные и искусственные препятствия, могла бы прокладывать
дорогу пехоте.
Идея такой вездеходной машины к этому времени
была не новой. Уже более шестидесяти лет назад французский изобретатель Эдуард
Буйен разрабатывал проект «бронированных поездов, катящихся по подвижным
повертывающимся рельсам». «Подвижные повертывающиеся рельсы» Буйена — это, по
существу, гусеничный ход.
Гусеничный ход еще до войны был применен в
тракторах. Изобретателям танка оставалось преодолеть только ряд чисто
конструктивных, хотя и существенных затруднений.
Первые танки, примененные в 1916 г., были
созданы англичанами. Само слово «танк» — английское. Означает оно... посуду для
воды, бак. Как будто мало подходящее название для грозной боевой машины! Но
такое название было дано ей умышленно, чтобы дольше сохранить в тайне введение
нового боевого средства.
Танки впервые в большом масштабе проявили свою
грозную силу в сражении под Камбре 20 ноября 1917 г. Здесь англичане применили
танки сразу большой массой: 378 боевых и 98 вспомогательных танков. Атака
началась ранним утром, в тумане, без всякой артиллерийской подготовки, что уже
само по себе ошеломляюще подействовало на немцев. Сотни бронированных чудовищ
ползли, разрывая проволочные заграждения и сокрушая все своим ударом, своею
тяжестью, своим огнем.
По проложенной ими дороге двигалась пехота.
В этот день англичанам удалось прорвать хорошо
укрепленный фронт немцев и продвинуться вперед на 10 км, захватив 100 орудий и
8 тыс. пленных. Сами англичане потеряли только 1500 человек.
После сражения при Камбре англичане и французы
начинают усиленно применять танки. И танки союзников в значительной мере способствовали
военному разгрому Германии.
Конечно, не сам по себе танк, не мертвая машина, а человек решает дело. От водителя танка, от его бойцов зависит успех танковой атаки. Кроме того, танкисты могут достигнуть прочных и крупных успехов лишь в тесном взаимодействии со своей пехотой, артиллерией, и конницей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий