Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

08 апреля 2024

От боевой колесницы до танка | ТМ 1938-12

От боевой колесницы до танка. Первая встреча английского танка с немецкой пехотой.
А. ЛУИЗОВ

Еще в древности военная техника имела боевые машины, на долю которых в сражении нередко выпадала ответственная задача.

Три тысячи лет назад способы ведения войны, конечно, резко отличались от современных. В те времена пехота действовала тесным сомкнутым строем. Задача полководца заключалась в том, чтобы одним ударом своей сплоченной в мощный кулак пехоты сломить, прорвать живую стену пехоты противника. Вот тут-то и родилась мысль: а не может ли какое-нибудь боевое средство предварительно нанести противнику мощный удар, расстроить его ряды и тем помочь пехоте окончательно его разгромить? Для нанесения такого лобового удара и стали применять боевые колесницы.

О применении боевых колесниц говорят древнейшие памятники литературы. Например, в «Илиаде» (песнь IV) встречаются такие строки:

Конных мужей впереди с колесницами Нестор построил,
Пеших бойцов позади их поставил...

Колесницы греков были обычно двухколесные, с упряжкой в две или четыре лошади. Кузов для устойчивости ставился на низкие колеса.

В такой колеснице помещалось два человека: возница и воин, метавший в неприятеля стрелы и дротики.

На Востоке, помимо легких двухколесных, употреблялись и более тяжелые колесницы — на четырех колесах. Экипаж такой колесницы состоял из четырех и более воинов, вооруженных луками, дротиками, копьями и мечами. Впереди, к дышлам, были прикреплены копья, к осям — косы. Лошади были защищены панцирями. Двигаться колесница могла только по ровной местности.

Как боролись с этими боевыми машинами? Если противник был силен именно колесницами, старались дать ему сражение на пересеченной местности, где движение колесниц затруднялось. На равнинах же устраивали искусственные препятствия — рвы и врытые в землю колья. Нападающие колесницы встречались градом стрел и дротиков. Если все же они достигали фронта пехоты, то пехота расступалась и пропускала колесницу.

Успех этого маневра зависел от боевой подготовки и дисциплинированности пехоты. При плохой дисциплине вместо сознательного маневра получался беспорядок, расстройство рядов и нередко полное замешательство. Дисциплинированная же пехота смыкалась за колесницей в прежнем боевом порядке и давала отпор вражеской пехоте. Прорвавшаяся колесница обычно уничтожалась войнами задних рядов.

С повышением боевой подготовки пехоты колесницы быстро выходят из употребления. Греки в эпоху греко-персидских войн, в V веке до н. э., уже не применяют их в бою. Не применяли их и римляне, а если боевые колесницы встречались у противника, то римские легионеры отлично умели бороться с ними.

Но в III веке до н. э. римлянам пришлось столкнуться с новым грозным средством войны — боевыми слонами.

Боевые слоны прекрасно использовались для лобового удара. Вожатый умел приводить в ярость это огромное животное, вес которого достигает почти 4 т. Разъяренный слон врывался в гущу легионеров, бил их своими бивнями, швырял хоботом, давил тумбообразными ногами. А раны, которые наносились слону, еще больше ожесточали его. Ко всему этому, на спине у некоторых слонов в башенках сидели стрелки, разившие врага стрелами и дротиками.

Царь Пирр первый успешно применил боевых слонов в борьбе с римлянами. Использование слонов ярко иллюстрируется одним из эпизодов первой Пунической войны. В 256 г. до н. э. римляне высадились в Африке, угрожая столице своих врагов — городу Карфагену. Недалеко от города Туниса произошла решительная битва. У карфагенян было около ста слонов. Вот как описывает древнегреческий историк Полибий эту битву:

«Ксантипп (спартанец, командовавший карфагенской армией. — А. Л.) вывел слонов из стоянки и поставил их в одну линию в челе всего войска, фалангу карфагенян выстроил в тылу их на умеренном расстоянии. Одну часть наемников он поместил на правом крыле; другая часть, самая легкая, вместе с конницей заняла место впереди обоих флангов. Римляне видели, как строится неприятель в боевой порядок, и решительно пошли ему навстречу. Страшась нападения слонов, которого они ожидали, римляне выставили вперед легко вооруженных воинов, в тылу их поместили одну за другой многочисленные манипулы (отдельные войсковые единицы, из которых складывался легион. — А. Л.), а конницу разместили на обоих флангах...»

Начался бой. Карфагенская конница, пользуясь своей многочисленностью, скоро обратила римскую конницу в бегство. В то же время левый фланг римской пехоты ударил по правому флангу карфагенян и принудил их к отступлению. Зато передние ряды римского войска были оттиснуты напором слонов и опрокинуты. Воины гибли целыми толпами. Те же из римлян, кто смог пробиться сквозь строй слонов, очутились перед стройной, нетронутой фалангой карфагенян, и кто уцелел от слонов, тот погибал под ударами пехоты и конницы. Лишь немногие бежали.

Карфагенянам эта блестящая победа стоила весьма малых потерь. Здесь мощный удар большого количества слонов во фронт римской армии во взаимодействии с фланговыми и тыловыми ударами конницы обеспечил карфагенянам полный успех.

По словам Полибия, римляне после этого настолько боялись карфагенских слонов, что долго не решались принимать битвы в открытом поле. Но в 251 г. до н. э. консул Луций Цецилий Метелл сумел не только справиться со слонами, но и разбить карфагенян при содействии их же собственных слонов. Войско Металла находилось в городе Панорме (старинное название г. Палермо на острове Сицилия). Карфагенская армия под начальством Гасдрубала вторглась в Панормскую область и стала опустошать ее. Метелл не оказывал сопротивления. Осмелевший Гасдрубал подошел к Панорму. Метелл привел свое войско в боевую готовность, но оставался за стенами города, а в поле выслал только легко вооруженных, поставив перед ними определенную боевую задачу. Легко вооруженные тревожили карфагенян до тех пор, пока не заставили всю их армию выстроиться в боевой порядок. Впереди стали слоны, которые и устремились первыми в битву. Не оказывая серьезного сопротивления, легко вооруженные отступили до стен города и укрылись от слонов в городском рву, посылая в животных стрелы. Им помогали воины с городских стен. Израненные стрелами и дротиками, слоны в исступлении бросились назад, давя карфагенян и внося в их ряды беспорядок. Тут только Цецилий выступил со своими тяжело вооруженными воинами, ударил во фланг карфагенянам и разбил их наголову. Слоны достались победителям.

Вторая Пуническая война (218 г. до н. э.). Битва Ганнибала с римлянами, закончившаяся поражением римлян. В этой битве Ганнибал применил боевых слонов.
Вторая Пуническая война (218 г. до н. э.). Битва Ганнибала с римлянами, закончившаяся поражением римлян. В этой битве Ганнибал применил боевых слонов.

Боевые слоны еще долго сохраняли свое значение. Во вторую Пуническую войну, когда Ганнибал вторгся в Италию, с ним были боевые слоны. Они немало содействовали первоначальным успехам Ганнибала. Однако теперь слоны не вызывали в римлянах панического страха: с ними уже умели бороться. Способы борьбы применялись различные, в зависимости от обстоятельств, но основа оставалась той же: легко вооруженные, атакуя слонов, старались отогнать их от своей тяжелой пехоты и в случае удачи направить их удар на противника.

*

В XIV и XV веках в некоторых армиях применялись повозки, оборудованные для боевых целей. Они имелись в большом числе в армиях немецких ландскнехтов, у швейцарцев и у гуситов. Эти повозки были несколько крупнее и прочнее обыкновенных телег, и в их высоких перилах были проделаны бойницы, за которыми могли помещаться стрелки. Иногда такие телеги снабжались даже мелкими орудиями. Но обычно эти повозки применялись для защиты лагеря: их ставили вокруг места стоянки войска, связывая цепями и образуя так называемый «вагенбург» (от слов «ваген» — повозка и «бург» — замок).

Изображение боевой колесницы, относящееся к 1460 г.
Изображение боевой колесницы, относящееся к 1460 г.

Известны, правда, случаи, когда эти повозки применялись для боя и в движении, например для прикрытия флангов. Но это было чрезвычайно редко.

В России в XVI веке употреблялись щиты на колесах или на полозьях примерно с той же целью, что и повозки для «вагенбургов». Такое передвижное укрепление носило весьма выразительное название: «гуляй-город».

Образцы вездеходных машин в книге по военной инженерии итальянца Рамелли (XVI век).
Образцы вездеходных машин в книге по военной инженерии итальянца Рамелли (XVI век).

Китайские боевые колесницы. Снимок относится к Средневековью.
Китайские боевые колесницы. Снимок относится к Средневековью.

Проекты различных боевых машин мы встречаем в бумагах Леонардо да-Винчи (1452—1519 гг.). У него мы находим идеи, близкие к идее современного танка, но эти проекты так и оставались проектами.

Один из проектов боевой машины, относящийся к XVI веку.
Один из проектов боевой машины, относящийся к XVI веку.

*

Современный танк появился тогда, когда не только техника могла осуществить такую машину, но, кроме того, назрела необходимость в каком-то новом средстве борьбы.

Империалистическая война на западном фронте уже через два месяца приняла характер позиционной окопной войны. Почти непрерывная цепь окопов протянулась от Швейцарии до бельгийского побережья. В этих окопах скрывалась пехота, вооруженная винтовками и пулеметами. Система ружейного и особенно пулеметного огня всюду была так рассчитана и налажена, что всякий неукрытый боец почти немедленно уничтожался. Кроме того, от внезапной атаки защищали широкие полосы проволочных заграждений.

Атаке обычно предшествовала артиллерийская подготовка с целью уничтожить пулеметные гнезда противника и прорвать его проволочные заграждения. Но такая подготовка, длившаяся иногда несколько суток, как бы «любезно» предупреждала врага о готовящейся атаке и позволяла принять контрмеры.

В таких условиях и появилась необходимость в бронированной машине, которая, действуя мощными огневыми средствами и преодолевая естественные и искусственные препятствия, могла бы прокладывать дорогу пехоте.

Идея такой вездеходной машины к этому времени была не новой. Уже более шестидесяти лет назад французский изобретатель Эдуард Буйен разрабатывал проект «бронированных поездов, катящихся по подвижным повертывающимся рельсам». «Подвижные повертывающиеся рельсы» Буйена — это, по существу, гусеничный ход.

Гусеничный ход еще до войны был применен в тракторах. Изобретателям танка оставалось преодолеть только ряд чисто конструктивных, хотя и существенных затруднений.

Первые танки, примененные в 1916 г., были созданы англичанами. Само слово «танк» — английское. Означает оно... посуду для воды, бак. Как будто мало подходящее название для грозной боевой машины! Но такое название было дано ей умышленно, чтобы дольше сохранить в тайне введение нового боевого средства.

Танки впервые в большом масштабе проявили свою грозную силу в сражении под Камбре 20 ноября 1917 г. Здесь англичане применили танки сразу большой массой: 378 боевых и 98 вспомогательных танков. Атака началась ранним утром, в тумане, без всякой артиллерийской подготовки, что уже само по себе ошеломляюще подействовало на немцев. Сотни бронированных чудовищ ползли, разрывая проволочные заграждения и сокрушая все своим ударом, своею тяжестью, своим огнем.

По проложенной ими дороге двигалась пехота.

В этот день англичанам удалось прорвать хорошо укрепленный фронт немцев и продвинуться вперед на 10 км, захватив 100 орудий и 8 тыс. пленных. Сами англичане потеряли только 1500 человек.

После сражения при Камбре англичане и французы начинают усиленно применять танки. И танки союзников в значительной мере способствовали военному разгрому Германии.

Конечно, не сам по себе танк, не мертвая машина, а человек решает дело. От водителя танка, от его бойцов зависит успех танковой атаки. Кроме того, танкисты могут достигнуть прочных и крупных успехов лишь в тесном взаимодействии со своей пехотой, артиллерией, и конницей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.