Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

11 февраля 2024

Имени 20-летия ВЛКСМ | ТМ 1938-10

Имени 20-летия ВЛКСМ
Часы на Спасской башне Кремля били 5 утра, когда по еще пустынной Красной площади проезжала стройная цепочка велосипедистов. На груди у каждого велосипедиста алел красный ромбик с надписью «Техника — молодежи». Колонна замыкалась автомобилем, оформленным в виде небольшого белого домика. На красных полотнищах, висевших вдоль этого домика, можно было прочесть:

МОСКВА — ДОНБАСС — МАРИУПОЛЬ.

Это стартовал передвижной лекторий имени двадцатилетия комсомола, организованный отделом рабочей молодежи ЦК ВЛКСМ и редакцией журнала «Техника — молодежи».

Десять молодых научных работников — аспиранты московских высших учебных заведений — в ознаменование двадцатилетия ВЛКСМ отправились в далекий путь на велосипедах, для того чтобы читать рабочей и колхозной молодежи популярные лекции о советской науке и технике, о ее достижениях и дальнейших путях. Это было 5 июля 1938 г.

Солнце, уже поднявшееся высоко над горизонтом, ослепительно сияло в чистом небе.

Ранним утром по еще пустынным улицам Москвы проезжала цепочка велосипедистов.
Ранним утром по еще пустынным улицам Москвы проезжала цепочка велосипедистов.

Новенькие велосипеды ровно катились по блестящему асфальту столицы, поблескивая никелем и черным лаком. Скоро мелькнули последние дома города и потянулась впереди бесконечная лента дороги...

Мелькнули последние дома и Москва осталась позади.
Мелькнули последние дома и Москва осталась позади.

Первые лекции читались в Туле. К приезду лекторов все уже было заранее подготовлено. В райкомах комсомола, на заводах, в лагерях собирались десятки и сотни молодых слушателей. Трудно было представить более благодарную и внимательную аудиторию. чем эта молодежь.

С удивительной жадностью воспринимались ею лекции на самые разнообразные темы.

«Было ли начало и будет ли конец мира?» и «Как устроен мир, в котором мы живем?» — так назывались лекции, с которыми выступал перед слушателями Н. Кабалов.

О роли электричества в современной жизни рассказывал Н. Болдов.

С «энергетикой будущего» знакомил слушателей Б. Шумяцкий.

Молодежь Подмосковного и Донецкого угольных бассейнов особенно интересовала тема, с которой выступал Д. Мариев: «Подземная газификация углей».

О «транспорте будущего» читал М. Фришман.

Все интересовало слушателей — и «Арктика» (лектор тов. Лоповок), и «Роль металлов в жизни человека» (лектор Б. Лебедев), и «Жизнь микробов» (лектор тов. Баяндин), и международное положение, война в Испании, война в Китае (лекторы Е. Абросимов и Л. Захаров)...

Во всех пунктах, где останавливался передвижной лекторий, неизменно появлялись большие плакаты, извещавшие о лекциях
Во всех пунктах, где останавливался передвижной лекторий, неизменно появлялись большие плакаты, извещавшие о лекциях

*

Выехали из Тулы. Дорога побежала к Сталиногорску.

Еще далеко в поле, взобравшись на высокую гору, можно видеть этот молодой, но уже достаточно крупный промышленный центр. Здесь громадный химкомбинат, мощная электростанция и много других предприятий. В Сталиногорске начинаются и первые шахты Подмосковного угольного бассейна. Снова переполненные аудитории, снова любознательные, пытливые взгляды слушателей.

Продолжительная остановка была сделана в самом сердце Подмосковного угольного бассейна — в поселке Каганович. Это довольно большой рабочий поселок, находящийся в окружении шахт. Здесь участники передвижного лектория выступали с лекциями в рабочих общежитиях, нередко читали перед небольшими группами слушателей по нескольку раз в день, стремясь охватить как можно больше молодых рабочих.

Хотя лекции предназначались для молодежи, но не было такой лекции, на которую не приходили бы и пожилые рабочие, и домашние хозяйки, и юные школьники.

Среди спелой высокой ржи дорога побежала к Ельцу. На пути была сделана остановка в г. Ефремове. Здесь большая железнодорожная станция. Имеется крупный завод синтетического каучука и много других предприятий. Здесь передвижной лекторий, как и следовало ожидать, встретил большие переполненные аудитории слушателей.

Следует отметить, что наиболее организованно прошли лекции в Ельце и Елецком районе. Это объясняется хорошей подготовительной работой, которая была проведена местными комсомольскими организациями.

В Ельце был закончен первый этап маршрута передвижного лектория.

Второй этап начинался с «ворот» Донбасса — важнейшего железнодорожного узла Союза, станции Красный Лиман. Здесь лекции читались и на самой станции, и в больших селах, окружающих Красный Лиман.

Далее один за другим пошли города Донбасса. Славянск — прекрасный город, с красивыми тенистыми деревьями; знаменитое славянское депо — родина кривоносовского движения на транспорте.

Артемовск... Горловка... Сталино... Во всех этих городах передвижной лекторий останавливался для проведения своей работы.

Наступили последние два этапа пути: Сталино—Волноваха и Волноваха—Мариуполь. Удачно организовал лекции райком комсомола Волновахи, благодаря чему лекторию удалось охватить и отдаленные села...

Когда участники передвижного лектория начинали в Туле свои первые лекции, каждый из них с волнением думал:

«А как встретит аудитория? Поймет ли, заинтересуется? Придут ли вообще на лекцию слушатели?»

Сразу же после первой лекции все сомнения рассеялись, как дым. Молодые лекторы видели перед собой живой коллектив, который внимательно и жадно ловил каждое слово. И после лекции сыпались бесчисленные вопросы, показывающие, как велик интерес к науке в нашей стране, как ревниво следят за всеми ее успехами в самых, казалось бы, глухих уголках нашей родины. Вопросов поступало так много, что очень часто ответы на них занимали больше времени, чем сама лекция.

Передвижной лекторий провел за весь маршрут 171 лекцию, которыми было охвачено около 30 тыс. человек.

Это живое дело надо продолжить и дальше — не только за счет выезда московских научных сил, но и путем использования на местах огромного, полного творческих сил коллектива инженерно-технических работников.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.