Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

07 мая 2023

Ледокол-гигант | ТМ 1938-03

По заявке А. ГУРИНОВИЧА (Минск)

Л. НИКОЛАЕВ

«...Полузакрыв глаза, я представляю себе чудесную и манящую картину.

У причалов Ленинградского торгового порта в золотой осенний день заканчивается погрузка могучего красавца советского флота — ледокола «Иосиф Сталин». На борт его уже погружены продовольствие, снаряжение, вся научная аппаратура, запасы горючего и смазочных масел.

В просторных рефрижераторах покоится трехлетний запас продовольствия...»

Так писал в газете «Правда» Герой Советского Союза летчик Водопьянов, мечтая в новогоднюю ночь 1938 г. о мощном советском ледоколе, предназначенном для дальних полярных экспедиций. Эта вчерашняя мечта становится сегодняшней действительностью.

Уже в мае этого года разведет пары, готовясь к первому плаванию, величайший в мире советский ледокол «Иосиф Сталин». А пока не появились первые фотографии и радио не принесло известий о начале славного пути, мы предлагаем читателю заглянуть вместе с нами в ближайшее будущее и совершить совместную прогулку по палубам и трюмам этого замечательного судна.

Взгляните на схематический разрез, помещенный сверху.

Огромный 106-метровый корпус ледокола водоизмещением в 11 тыс. т не боится страшных ледяных объятий. Строители ледокола снабдили его крепким ледовым поясом, состоящим из двойной металлической обшивки, толщина листов которой местами превышает 50 мм.

Сплошной метровый лед — непреодолимая преграда для других судов — будет покорно расступаться перед мощным телом ледокола.

Материальная база для научно-исследовательской работы на ледоколе создана с учетом всего многолетнего опыта советских полярных экспедиций.

Ледокол «Иосиф Сталин» — это настоящий научно-исследовательский институт Арктики. Богато оборудованные лаборатории — гидротехническая, биологическая и фотографическая позволяют членам экспедиций проводить на месте самые сложные научные исследования.

Самолет — верный помощник ледовых походов. Летное снаряжение ледокола состоит из двух малых самолетов и одного большого.

Катапульта, которую вы видите на рисунке, позволяет в случае надобности выбросить разведывательный самолет в воздух прямо с борта.

В котельной ледокола девять больших котлов питают три паровые машины мощностью по 3300 л. с. каждая. Таким образом, полная мощность ледокола равна 10 тыс. л. с.

Имея на борту запас угля в 3 тыс. т, ледокол сможет покрывать расстояние до 8 тыс. морских миль за один переход.

Много любви и труда приложили строители ледокола, для того чтобы создать хорошую, уютную обстановку для команды. Вместо общих тесных кубриков в распоряжение команды предоставлены прекрасные просторные каюты не больше чем на четыре человека каждая, комнаты отдыха, ванны, души. На ледоколе имеются большая столовая, механизированная кухня и хлебопекарня. Команда будет пользоваться богатой судовой библиотекой, слушать по радио московские концерты...

Через два месяца ледокол, начнет свою суровую, но замечательную жизнь. Впереди — далекие походы, возможные зимовки во льдах, длительные дрейфы...

Пожелаем же счастливого плавания славному ледовому кораблю, будущему флагману советского арктического флота — ледоколу «Иосиф Сталин».

1 — фок-мачта; 2 — реек для подъема сигналов; 3 — "воронье гнездо" (наблюдательная вышка); 4 — площадка для прожекторов; 5 — прожектор; 6 — пеленгатор; 7 — главный компас; 8 — дальномер; 9 — штаги; 10 — средний командный мостик; 11 — нижний мостик; 12 — помещение для аммонала (взрывчатое вещество); 13 — форштевень; 14 — форпик (балластные цистерны); 15 — жилые помещения; 16 — брашпиль (машина для подъема якорей); 17 — помещение для запасной провизии; 18 — рефрижераторное помещение; 19 — погрузочные средства (грузовая стрела с колонкой); 20 — штурманская и рулевая рубки; 21 — каюта капитана; 22 — каюта начальника экспедиции; 23 — помещение радиооборудования; 24 — угольные ямы; 25 — междудонное пространство, служащее для пресной воды, для питания котлов и для балласта; 26 — спасательный насос; 27 — котельные отделения; 28 — котлы; 29 — дымники; 30 — трубы (дымовые); 31, 32 — вентиляционные трубы в машинных помещениях; 33 — шлюпбалки; 34 — шлюпка; 35 — краны для погрузки угля; 36 — машинные отделения; 37 — главные машины; 38 — вал гребного винта; 39 — винт; 40 — ахтерпиковые балластные цистерны; 41 — рулевая машинка; 42 — руль; 43 — ахтерштевень; 44 — буксирная лебедка; 45 — машинка буксирной лебедки; 46 — катапульта; 47 — малые самолеты; 48 — большой самолет; 49 — грот-мачта; 50 — гафель; 51 — площадка для прожекторов; 52 — прожектор; 53 — стрела для подъема самолетов, грузоподъемностью 10 т; 54 — флагшток с флагом.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Геликоптер Ломоносова | ТМ 1940-05

К. ВЕЙГЕЛИН Мало кому известно, что ещё в середине XVIII в. великий русский учёный Ломоносов пытался создать лётную машину, которая могла бы...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.