Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

07 мая 2023

Ледокол-гигант | ТМ 1938-03

По заявке А. ГУРИНОВИЧА (Минск)

Л. НИКОЛАЕВ

«...Полузакрыв глаза, я представляю себе чудесную и манящую картину.

У причалов Ленинградского торгового порта в золотой осенний день заканчивается погрузка могучего красавца советского флота — ледокола «Иосиф Сталин». На борт его уже погружены продовольствие, снаряжение, вся научная аппаратура, запасы горючего и смазочных масел.

В просторных рефрижераторах покоится трехлетний запас продовольствия...»

Так писал в газете «Правда» Герой Советского Союза летчик Водопьянов, мечтая в новогоднюю ночь 1938 г. о мощном советском ледоколе, предназначенном для дальних полярных экспедиций. Эта вчерашняя мечта становится сегодняшней действительностью.

Уже в мае этого года разведет пары, готовясь к первому плаванию, величайший в мире советский ледокол «Иосиф Сталин». А пока не появились первые фотографии и радио не принесло известий о начале славного пути, мы предлагаем читателю заглянуть вместе с нами в ближайшее будущее и совершить совместную прогулку по палубам и трюмам этого замечательного судна.

Взгляните на схематический разрез, помещенный сверху.

Огромный 106-метровый корпус ледокола водоизмещением в 11 тыс. т не боится страшных ледяных объятий. Строители ледокола снабдили его крепким ледовым поясом, состоящим из двойной металлической обшивки, толщина листов которой местами превышает 50 мм.

Сплошной метровый лед — непреодолимая преграда для других судов — будет покорно расступаться перед мощным телом ледокола.

Материальная база для научно-исследовательской работы на ледоколе создана с учетом всего многолетнего опыта советских полярных экспедиций.

Ледокол «Иосиф Сталин» — это настоящий научно-исследовательский институт Арктики. Богато оборудованные лаборатории — гидротехническая, биологическая и фотографическая позволяют членам экспедиций проводить на месте самые сложные научные исследования.

Самолет — верный помощник ледовых походов. Летное снаряжение ледокола состоит из двух малых самолетов и одного большого.

Катапульта, которую вы видите на рисунке, позволяет в случае надобности выбросить разведывательный самолет в воздух прямо с борта.

В котельной ледокола девять больших котлов питают три паровые машины мощностью по 3300 л. с. каждая. Таким образом, полная мощность ледокола равна 10 тыс. л. с.

Имея на борту запас угля в 3 тыс. т, ледокол сможет покрывать расстояние до 8 тыс. морских миль за один переход.

Много любви и труда приложили строители ледокола, для того чтобы создать хорошую, уютную обстановку для команды. Вместо общих тесных кубриков в распоряжение команды предоставлены прекрасные просторные каюты не больше чем на четыре человека каждая, комнаты отдыха, ванны, души. На ледоколе имеются большая столовая, механизированная кухня и хлебопекарня. Команда будет пользоваться богатой судовой библиотекой, слушать по радио московские концерты...

Через два месяца ледокол, начнет свою суровую, но замечательную жизнь. Впереди — далекие походы, возможные зимовки во льдах, длительные дрейфы...

Пожелаем же счастливого плавания славному ледовому кораблю, будущему флагману советского арктического флота — ледоколу «Иосиф Сталин».

1 — фок-мачта; 2 — реек для подъема сигналов; 3 — "воронье гнездо" (наблюдательная вышка); 4 — площадка для прожекторов; 5 — прожектор; 6 — пеленгатор; 7 — главный компас; 8 — дальномер; 9 — штаги; 10 — средний командный мостик; 11 — нижний мостик; 12 — помещение для аммонала (взрывчатое вещество); 13 — форштевень; 14 — форпик (балластные цистерны); 15 — жилые помещения; 16 — брашпиль (машина для подъема якорей); 17 — помещение для запасной провизии; 18 — рефрижераторное помещение; 19 — погрузочные средства (грузовая стрела с колонкой); 20 — штурманская и рулевая рубки; 21 — каюта капитана; 22 — каюта начальника экспедиции; 23 — помещение радиооборудования; 24 — угольные ямы; 25 — междудонное пространство, служащее для пресной воды, для питания котлов и для балласта; 26 — спасательный насос; 27 — котельные отделения; 28 — котлы; 29 — дымники; 30 — трубы (дымовые); 31, 32 — вентиляционные трубы в машинных помещениях; 33 — шлюпбалки; 34 — шлюпка; 35 — краны для погрузки угля; 36 — машинные отделения; 37 — главные машины; 38 — вал гребного винта; 39 — винт; 40 — ахтерпиковые балластные цистерны; 41 — рулевая машинка; 42 — руль; 43 — ахтерштевень; 44 — буксирная лебедка; 45 — машинка буксирной лебедки; 46 — катапульта; 47 — малые самолеты; 48 — большой самолет; 49 — грот-мачта; 50 — гафель; 51 — площадка для прожекторов; 52 — прожектор; 53 — стрела для подъема самолетов, грузоподъемностью 10 т; 54 — флагшток с флагом.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.