Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

24 апреля 2023

Самолет на войне

Комбриг А. ЛАПЧИНСКИЙ

Как только появился самолет, сразу же возник вопрос о применении его для военных целей. Уже в 1910 г. самолеты принимали участие в маневрах французской армии. Выполняя задания по разведке, самолеты быстро добывали точные данные о противнике, что позволяло командованию принимать новые решения в процессе уже ведущихся военных действий. С этого времени авиация начинает принимать участие в маневрах и военных учениях во Франции, Германии, Англии, Австро-Венгрии, России. Так начала довольно быстро развиваться военная авиация.

Наконец, авиация получает боевое крещение во время итало-турецкой войны в Триполитании (в Африке) в 1911—1912 гг. Турки в этой войне еще не имели самолетов, и потому действия в воздухе носили односторонний характер. Между тем итальянцы, кроме разведки, стали применять и бомбардирование. Специальных бомбардировочных самолетов еще не было, не было также ни бомбодержателей, ни бомбосбрасывателей, ни прицелов. Небольшие бомбы, величиной с картошку, сбрасывались на глаз, вручную. Действие их было незначительным. Летчик, успевавший после сбрасывания бомбы отлететь на некоторое расстояние, уже не мог видеть ее разрыва. Для того чтобы определить место разрыва, за самолетом с бомбами посылался другой самолет — наблюдатель. Бомбардирование при таких условиях было малоудовлетворительным и оставалось в зачаточном состоянии вплоть до мировой войны. Зато воздушная разведка давала хорошие результаты.

Авиация вступила в мировую войну 1914—1918 гг. как средство дальней разведки. Ей предстоял интересный и трудный путь развития.

Воздушная разведка открывала замыслы противника, обнаруживая движения его войск; она вскрывала возведенные противником укрепления, быстро сообщая командованию о том, что делается в глубине расположения противника; она в значительной мере устраняла тягостную неизвестность и придавала управлению войсками большую гибкость.

Возможности, открываемые воздушной разведкой, были весьма заманчивы. Увлекающиеся люди начали переоценивать это новое средство. Им казалось, что с помощью разведывательной авиации полководцы будут иметь возможность быстро одерживать победы, так как им будет все известно о противнике. Но следует всегда помнить, что на войне все имеет двусторонний характер: ведь и противник может быть в той же степени осведомлен своей авиацией. Следовательно, выгоды обеих воюющих сторон одинаковы.

Когда началась мировая война, авиация дала и немцам, и французам много ценнейших разведывательных сведений. Но она не могла решить участь тех операций, в ходе которых обе стороны правильно пользовались воздушной разведкой. Ошибка в применении воздушной разведки может поставить командование в тяжелое положение. Такая ошибка была сделана, например, немцами перед сражением на реке Марне в начале войны. Они направили свою воздушную разведку вслед за отходившими на юг французами и не обратили внимания на подготовлявшееся последними наступление с запада. В результате немцы получили немедленный удар во фланг, заставивший их отступить. Но, вообще говоря, в течение периода маневренных операций обе стороны с помощью авиации правильно определяли движения своего противника. Однако маневренный период закончился установлением на 41 месяц сплошного позиционного фронта. Таким образом, авиация не смогла оказать решающего влияния на исход первого, маневренного периода войны, так как обе стороны были одинаково «зрячи». Больше того: именно воздушная разведка была одним из факторов, приведших к твердому установлению фронта.

Для того чтобы воздушная разведка дала преимущество одной из борющихся сторон, другая сторона должна быть лишена возможности получать разведывательные данные. Нужна была борьба в воздухе. Но самолеты, выполнявшие разведку, в то время не были вооружены. Самолеты противников нередко встречались в воздухе, но пилоты, летавшие на невооруженных машинах, разлетались в разные стороны и махали друг другу платочками. Воздушная разведка в начале войны не встречала противодействия в воздухе, и обе стороны одинаково свободно работали в чистом небе.

Летчики начали вооружаться сами. Они брали с собой в полет револьверы, карабины. Они начали стрелять друг в друга, но встречи их были случайны. Разведывательные самолеты у обоих противников обладали почти одинаковыми свойствами, и потому догонять противника с целью навязать ему бой они не могли. Для этого требовались машины, хорошо вооруженные, более скоростные, более маневренные, более высотные. Такие машины появились. Это были истребители, которые и дали возможность бороться с разведчиками противника.

Борьба в воздухе началась в 1915 г., уже после того, как окончился маневренный период войны, когда фронт борьбы на земле затянулся сплошной линией окопов и проволочных заграждений и война превратилась в позиционную. Исчезли свободные промежутки между войсками, маневр с целью охвата и обхода фланга противника сделался невозможным. Чтобы снова приобрести свободу маневра, нужно было сначала преодолеть позиционный фронт. Для этого нужно было прорвать фронт, т. е. разрушить систему укрепленных полос противника; вот почему оружие разрушения — артиллерия — начинает играть в этот период главенствующую роль.

Чтобы действовать успешно, артиллерия нуждается в хороших наблюдательных пунктах. Но с земных наблюдательных пунктов видно далеко не все, что нужно: артиллерия противника, пользуясь неровностями местности, прячется в укрытых местах. А для успешного наступления нужно непременно подавить неприятельскую артиллерию. Следовательно, необходимо поднять наблюдательные пункты возможно выше, чтобы дальше видеть в расположении противника. Такими высоко поднятыми наблюдательными пунктами явились привязные аэростаты и самолеты.

В связи с изменением характера военных действий на земле меняются и формы использования авиации. Теперь авиация начинает работать на артиллерию, чтобы улучшить ее стрельбу. Самолет превращается в летающий наблюдательный пункт. Перелетев линию позиционного фронта, он видит расположение противника по вертикали сверху, для него нет непросматриваемых пространств, он свободно может наблюдать обратные скаты высот и обнаруживать артиллерийские цели.

Глубина авиационной разведки непрерывно увеличивается. Зарывшись в землю, войска утеряли подвижность. Подготовка к наступлению требует длительного времени. Воюющие стороны, готовясь к наступлению, по нескольку месяцев сидят друг против друга. Для наземных войск наступают длительные периоды затишья на фронте.

Но авиация работает все время, кропотливо собирая данные о противнике. Теперь задача эта становится трудной, так как небо уже не свободно. Разведывательные самолеты обеих сторон, глубоко проникая в расположение противника, подвергаются нападению летчиков истребителей, летающих на быстроходных, легких, маневренных, хорошо вооруженных машинах. Разведчики теперь тоже вооружены, но атаковать истребителей они не могут, так как не обладают для этого преимуществом в скорости. Они могут только обороняться от атаки истребителей. Разведывательный полет становится опасным. В воздухе разгорается борьба за право разведки и наблюдения. В этой борьбе перед истребителями стоят две задачи: с одной стороны, не пускать в свое расположение разведчиков противника и, с другой стороны, охранять от истребителей противника своих разведчиков, проникающих в неприятельское расположение. Действия эти опять двусторонни.

Истребители сопровождают своих разведчиков, но не на всем протяжении полета, так как радиус действия истребителей всегда меньше радиуса действия разведчиков. Поэтому истребители стремятся лишь протолкнуть своих, разведчиков через линию фронта, где истребители противника особенно опасны. Истребители боем сковывают воздушного врага и помогают своим разведчикам прорываться в расположение противника. Рассчитав время возвращения своих разведчиков, истребители вылетают навстречу и помогают им перелетать через фронт обратно в свое расположение.

Но все это еще не решает полностью вопроса о безопасности для разведчика, так как в расположении противника он остается один, а ведь опасность встречи с истребителем не исключена. Разведчик может рассчитывать в этом случае только на самого себя, на свою скорость и на высоту полета. Отсюда требование к конструкторам и заводам — дать самолеты с большой скоростью и большим потолком. Такие самолеты промышленность дает; но промышленность противника выпускает истребительные самолеты с еще большей скоростью. и еще большим потолком, и дальние полеты опять становятся очень опасными для разведчиков. Таким образом, в борьбе за превосходство в воздухе деятельное участие принимает глубокий тыл со своими базами производства самолетов и моторов. Борьба ведется с переменным успехом, но не дает полного решения. Абсолютного господства в воздухе не может добиться ни одна сторона.

Борьба с налетами неприятельской авиации ведется с земли и в воздухе. На верхнем снимке вы видите, как падает фашистский бомбовоз «Гейнкель», подожженный республиканским истребителем.

На нижнем снимке: японский самолет, сбитый китайской зенитной артиллерией (шанхайский фронт).

*

Авиация в годы позиционной войны совершенствовала приемы своей работы. Так, появилась новая область работы разведывательной авиации — аэрофотосъемка неприятельского расположения. Для изучения получаемых снимков при штабах организуется специальная фотограмметрическая служба. Из отдельных снимков составляются фотосхемы крупного масштаба. Сравнивая эти схемы, составленные через некоторые промежутки времени, можно определить состояние подготовки того или иного участка фронта и выяснить, где противник намеревается обороняться и в каком направлении он готовится к наступлению.

Для авиации это трудная, длительная, но увлекательная работа. Она требует большой сознательности и упорства. Она вместе с тем имеет громадное значение для сотен тысяч бойцов на земле.

Сначала летчики отмечают отдаленные признаки подготовки противника к наступлению, — это инженерные работы, производимые противником на участке будущих активных операций: постройка новых железных дорог, устройство лагерей, госпиталей, аэродромов, складов боевых припасов и т. п. Все это требует нескольких месяцев для своей реализации. И эти работы с самого начала отмечаются на фотографических снимках. Однако из этих данных еще нельзя сделать немедленных выводов; поэтому за всеми инженерными работами устанавливается с воздуха постоянное наблюдение. Перерыв в работах укажет на временный отказ противника от наступления, а возобновление работ или лихорадочная спешка обнаружит подготовку к быстрому наступлению.

Но вот начинают появляться близкие признаки готовящегося наступления: увеличение движения по железным и грунтовым дорогам, оживление на станциях, скопление на них подвижного состава, ночное освещение станций, оживление в лагерях, увеличение числа войск в районах их бивуачных и квартирных расположений, появление обозов и автомобилей на дорогах, продвижение вперед узкоколеек, появление новых складов снарядов, новых позиций артиллерии и минометов, увеличение подъездных путей, ведущих к позициям, оживленная работа на аэродромах, усиление неприятельской противовоздушной обороны.

Вслед за этим можно наблюдать уже непосредственные признаки готовящегося наступления. Артиллерия занимает свои позиции, усиливается деятельность авиации, и начинаются работы, обеспечивающие атаку пехотных подразделений: появляются проходы в проволочных заграждениях, мостки, обнаруживаются штабеля снарядов в окопах первой линии. С этого момента можно быть уверенным, что атака неизбежна.

Окончательным признаком близкой атаки является артиллерийская подготовка; во время нее самолеты вылетают, чтобы по огню противника определить фронт наступления.

Мы видим, какую громадную разведывательную работу проводит авиация. Не менее велика и работа артиллерийской авиации, т. е. самолетов, помогающих стрельбе своей артиллерии. Все обнаруженные цели наносятся на схемы и нумеруются, записываются также и прицельные данные, полученные с помощью самолета. Самолет связывается при этом с батареями по радио.

Трудность этой работы заключается в том, что наблюдатель должен внимательно следить за разрывами артиллерийских снарядов на земле. Поэтому он уделяет меньше времени осмотру неба, откуда, ему постоянно грозит атака неприятельского истребителя. Свои истребители должны в это время быть в воздухе, чтобы охранять разведчиков от внезапного нападения.

Трудность работы разведывательной артиллерийской авиации увеличивается еще и наземной противовоздушной обороной, сделавшей уже во время мировой войны большие успехи. Достаточно сказать, что за время мировой войны союзники сбили огнем с земли 888 самолетов противника, а Германия сбила 1588 самолетов союзников.

С началом боевых действий на земле взлетают в воздух специальные самолеты для наблюдения за полем боя. Это наиболее опасная работа. Наблюдение за полем боя выполняется в интересах артиллерии, пехоты и командования.

Несмотря на энергичную работу разведывательной авиации в подготовительный период наступления, летчикам обычно не удается определить расположение всех неприятельских батарей. В бою начинают действовать не обнаруженные ранее батареи противника. Их необходимо обнаружить и тотчас же с помощью радио навести на них огонь своей артиллерии.

Особенно трудной является совместная работа авиации с пехотой. Пехоты на поле боя с большой высоты не видно. Чтобы видеть рассредоточенную на поле боя пехоту, самолетам приходится летать на небольшой высоте — не выше 1 тыс. м, а иногда снижаться и до 400 м. Но, снижаясь, самолеты попадают под сильный пулеметный и ружейный огонь противника. Поэтому во время мировой войны самолеты, взаимодействующие со своей пехотой, находились над полем боя в среднем не более полутора часов. От летчиков требовались большая выдержка и выдающееся мужество.

В современном сражении наступающая пехота находится в очень трудном положении благодаря огромной силе огня противника. Под Верденом, во время мировой войны, на 1 кв. м поверхности было выброшено артиллерией 8 пудов металла. Пехота, двигаясь в таком огне по изрытому воронками полю боя, быстро истощает свои силы. Вместе с тем огонь противника обычно рвет связь между продвигающимися вперед батальонами и командованием. Нередко бывали случаи, когда пехота, ушедшая вперед, не могла ни сообщить командованию о своем положении, ни попросить поддержки, ни продолжать связь со своей артиллерией.

В эти тяжелые моменты летчики приходили пехоте на помощь. Пользуясь специальными полотнищами, которые расстилаются на земле, пехота передавала самолетам свои донесения и требования, о летчики сообщали их командованию. Теперь при помощи авиации пехота может передавать командованию и артиллерии о своем положении, о достигнутых рубежах, просить помощи, требовать присылки патронов, указывать своим батареям, чтобы они перенесли огонь вперед, и т. д. Таким образом летчики устанавливают нарушенную связь между передовыми частями пехоты, командованием и артиллерией. Кроме того, самолеты, летая над своими передовыми частями, наблюдают за противником, своевременно предупреждают дерущиеся войска о грозящих им опасностях и сами ввязываются в бой, обстреливая из пулеметов скопления неприятеля. Так авиация еще во время мировой войны сделалась лучшим другом пехоты.

Мы видели, что работа войсковой авиации начинается с обнаружения отдаленных признаков наступления и кончается наблюдением за полем боя в интересах артиллерии, пехоты и командования.

Такую же работу проделывает и противник. Обе стороны вводят все более крупные силы истребителей, но не могут добиться решительной победы в воздухе. Опыт мировой войны показал, что уничтожить авиацию в воздушном сражении невозможно. Многие думали, будто можно завоевать господство в воздухе подобно тому, как завоевывается господство на море, но это оказалось не так. Если на море потоплен линейный корабль, заменить его в скором времени невозможно, так как новый корабль строится очень долго. Во время войны царской России с Японией царский флот был разбит, восстановить его было невозможно, и противник мог владеть морем. Воздушный же флот нес во время мировой войны очень крупные потери, но не уменьшался, а, наоборот, непрерывно увеличивался, так как авиационная промышленность строила самолетов больше, чем их гибло на фронте. Достаточно сказать, что Германия сбила за время войны в воздушных боях около 7 тыс. самолетов союзников, а за это время одна Франция построила свыше 60 тыс. самолетов. В морском флоте снаряд был сильнее верфи, а в воздушном флоте «верфь» оказалась сильнее снаряда, и авиационная промышленность стала играть решающую роль.

*

Воюющие страны стремились не только выпустить возможно большее количество самолетов, но и придать им наиболее совершенные качества. Различные системы самолетов сменяли друг друга, но это опять делалось у обоих противников. Лучшие самолеты появлялись то у немцев, то у французов и англичан. В связи с этим то на одной, то на другой стороне оказывалось временное превосходство в воздухе.

Постепенно расширялся и круг задач, выполняемых авиацией. Она уже могла не только разведывать и вести воздушные бои; желая оказать поддержку своим войскам, авиация научилась поражать различные земные цели бомбами и пулеметным огнем. Таким образом зародилась бомбардировочная и штурмовая авиация.

Бомбардировочная авиация поражала с воздуха войска противника и разрушала различные склады, базы, производственные центры и населенные пункты.

Поражение войск противника осуществлялось теми же разведывательными самолетами, которые развились настолько, что могли нести с собой бомбы. Они были уже оборудованы бомбодержателями, бомбосбрасывателями и прицелами.

Для поражения политических и промышленных центров строились специальные тяжелые бомбардировочные самолеты. Но и разведчики, снабженные бомбами, также могли выполнять бомбардирование таких пунктов, если последние находились в пределах радиуса их действия.

Появление бомбардировочной авиации чрезвычайно расширило зону военных действий, перенеся их в глубокий тыл противника.

Авиация теперь сделалась мощным средством подавления противника и начала оказывать войскам, дерущимся на земле, сильную поддержку, а а некоторых случаях играла даже решительную роль в наземных операциях. Так, во время самого крупного германского наступления в июле 1918 г. самолеты французов, летая на небольшой высоте, забрасывали бомбами наступающие немецкие войска и нарушали их связь с тылом и командованием. Таким образом, авиация играла решающую роль в этой операции.

Значительно труднее было осуществить поражение крупных городов и промышленных центров. Германская авиация уже имела самолеты, которые могли долетать до Парижа и Лондона, но бомбардирование этих столиц не дало ожидаемых результатов. Французские и английские самолеты летали в промышленный район Бирэ, где добывалась руда, столь необходимая для военных нужд Германии, но тоже не достигли решительных результатов. Впрочем, это объясняется относительно слабым развитием бомбардировочной авиации. Германия для бомбардирования дальних целей за все время войны построила всего лишь 65 тяжелых самолетов, из которых в глубокий тыл противника летало только 20. К тому же всякий раз, как начиналась крупная операция на фронте, вся наличная авиация привлекалась на помощь наземным войскам. Это было важнее, чем незначительные разрушения в глубоком тылу, которые могла причинить противнику бомбардировочная авиация того времени.

Подлинный расцвет бомбардировочной авиации наступил лишь после мировой войны. И сейчас она стала весьма мощным и грозным оружием.

С появлением бомбардировочной авиации чрезвычайно возросла и работа истребителей, которые должны были теперь не только бороться на фронте, но и охранять свою страну от глубоких налетов противника, т. е. участвовать в противовоздушной обороне всей территории страны.

Бомбардировочная авиация также принимала участие в борьбе за превосходство в воздухе, поражая бомбами аэродромы противника. Бывали случаи, когда бомбардированием на аэродромах в одну ночь выводилось из строя по нескольку десятков самолетов; однако авиация все же не уменьшалась количественно, так как промышленность давала самолетов больше, чем их гибло на фронте.

Таково было развитие авиации во время мировой войны. В этой войне были установлены основные приемы боевого применения авиации и различные виды авиационных войск, которые существуют и в настоящее время.

*

Современный воздушный флот имеет в своем составе разведывательную, истребительную, штурмовую и бомбардировочную авиацию. Разведывательная авиация служит для дальней разведки и для наблюдения за полем боя в интересах командования пехоты и артиллерии; в последнее время авиация наблюдения обслуживает также танки и конницу. Авиация истребительная ведет борьбу за превосходство в воздухе и участвует в противовоздушной обороне всей страны. Штурмовая авиация применяется для поражения с небольшой высоты войск противника и различных объектов его фронтового тыла. Авиация бомбардировочная (легкая и тяжелая) служит для поражения как фронтовых объектов, так и пунктов, расположенных глубоко в тылу неприятельской страны.

Разрез современного истребителя "Глостер-Глэдиэйтор" находящегося на вооружении военно-воздушных сил Англии. 1 — два пулемета под фюзеляжем; 2 — кислородный баллон, соединенный трубкой с маской пилота; 3 — запасы патронов; 4 — мотор с наддувом; 5 — цистерна с горючим; 6 — радиомикрофон; 7 — кислородная маска на лице пилота; 8 — скользящая покрышка над кабиной; 9 — радиоустановка для двухсторонней связи; 10 — два пулемета, расположенные рядом в фюзеляже; 11 — динамомашина.

Разрез двухмоторного бомбардировщика-разведчика "Бристоль-Бленгейм", находящегося на вооружении военно-воздушных сил Англии. 1 и 2 — пулеметчик. Пулемет установлен на вращающейся турели; 3 — запасной выход; 4 — ввод радиоантенны; 5 — радиоприемник и передатчик; 6 — запасной выход; 7 — запас патронов для пулемета; 8 — дверь в пулеметную башню; 9 — парашют; 10 — цистерны с горючим в крыле; 11 — 40-килограммовые бомбы; 12 — резиновая надувная шлюпка; 13 — аккумулятор; 14 — парашют; 15 — бомбометательный механизм; 16 — рычаг втягивающегося шасси; 17 — втягивающееся шасси; 18 — бомбометательный механизм; 19 — фары; 20 — штурман-навигатор; 21 — пилот; 22 — бомбометчик.

Во время мировой войны авиация еще только создавалась. В дальнейшем, использовав богатейший опыт войны, она сделала огромный шаг вперед. И теперь авиация разрешает с большим успехом многие из тех задач, которые во время мировой войны она разрешить не могла.

Мы видели, какую громадную роль играли истребители во время мировой войны. Борьба с ними самолетов другого назначения была почти невозможна, так как истребитель является в огневом отношении наиболее сильной машиной. Чтобы оградить себя от нападения истребителей, современная разведывательная и бомбардировочная авиация пошла по пути увеличения скорости, ибо кто обладает большей скоростью, тот может вести бой, где хочет, когда хочет и как хочет. В настоящее время между различными странами идет напряженная борьба за скорость самолетов. Страна, имеющая более скоростную авиацию, несомненно, обладает превосходством в воздухе. Мы являемся свидетелями этого, наблюдая героическую борьбу испанского народа с мятежниками и интервентами. Республиканская авиация обладает лучшими по качеству самолетами, более скоростными, чем самолеты, которые посылают мятежникам Германия и Италия, поэтому генерал Франко и не может добиться превосходства в воздухе.

Какие же задачи выполняет современная авиация в крупной операции наземных войск? Она ведет дальнюю разведку, чтобы определить движения войск по железным и грунтовым дорогам; она устанавливает по интенсивности этих движений то направление, в каком противник намеревается нанести главный удар. По данным этой разведки, вылетает бомбардировочная и штурмовая авиация и поражает пути движения противника, разрушая узлы, станции, мосты, водокачки, колеи, мастерские, депо и т. д. Одновременно с этим она поражает и самые войска, которые движутся по этим путям. Таким образом, противник принужден покинуть железнодорожные пути и двигаться по менее удобным дорогам, а это безусловно задерживает переброску войск. Если противник продолжает движение по грунтовым путям, его атакуют штурмовики и приводят в расстройство раньше, чем он вступит в бой. Разрушение железных дорог расстраивает и снабжение фронта, что обессиливает противника.

Авиация противника, конечно, будет стремиться к тому же, ибо на войне все действия двусторонни. Перевес будет на той стороне, которая проведет самостоятельную воздушную операцию с большим искусством, которая сосредоточит для этого более крупные силы и достигнет превосходства в воздухе; а превосходство в воздухе позволит своей бомбардировочной авиации достичь полного успеха и одновременно будет сильно сковывать бомбардировочную авиацию противника. В этой операции примут участие разведчики, истребители, бомбардировщики и штурмовики еще до начала действий на земле.

С началом сражения наземных войск деятельность авиации достигнет наивысшего напряжения.

Опыт текущих войн в Испании и Китае показывает, что современная авиация отлично выполняет сложные и многообразные боевые задачи. Она ведет разведку, чтобы определить, не подходят ли к противнику новые силы, и поражает их; она бомбардирует склады снарядов, чтобы противник не мог питать свои войска боевыми припасами; она наблюдает поле боя, обслуживая командование, пехоту, артиллерию и танки; она борется за право наблюдения с истребителями и зенитной артиллерией противника, бьет его авиацию на аэродромах; она препятствует наблюдению противника, сбивая его самолеты и аэростаты; она борется с артиллерией и танками противника, забрасывая их бомбами. Над полем боя наземных войск развертывается сложное воздушное сражение, и вся операция принимает вид общих воздушно-наземных боев, руководимых единой волей командования. Действия эти, конечно, тоже двусторонни, и успех оказывается на той стороне, которая обладает более искусным командованием, более храбрыми и искусными летчиками и лучшими самолетами. По достижении успеха, когда противник начинает отступать, вся наличная авиация вылетает для преследования и, атакуя с воздуха отходящие неприятельские колонны, довершает их разгром. Так действовали в Испании республиканцы под Гвадалахарой, когда авиация, преследуя отходящие итальянские войска, превратила их отступление в катастрофу.

Интервенты применяют авиацию по-иному. Они бомбардируют мирные города, рассчитывая на сильное моральное потрясение, способное заставить республиканцев просить пощады. Но волю испанского народа, стремящегося к свободе, не так легко сломить, как думали фашисты. Избивая мирное население и уничтожая культурные ценности, немецкие и итальянские фашисты приобрели только право лишний раз называться варварами, но никаких военных успехов не достигли: бомбардирование Мадрида не продвинуло их фронт вперед ни на один вершок. Авиация лучшего качества, чем у мятежников, более мужественные летчики и более искусное командование дают республиканцам перевес в воздухе несмотря на то, что они борются не только с мятежниками, но и главным образом с двумя такими мощными странами, как Германия и Италия.

"Достижения" фашистской бомбардировочной авиации заключаются в том, что она "смело" воюет в мирным населением. На снимке: один из жилых домов Мадрида, разрушенный бомбами итало-германских самолетов.

Мы знаем теперь, что авиация может решительно содействовать общему успеху, если командование применяет для продвижения наземного фронта все имеющиеся в его распоряжении технические средства борьбы. Победу дает единое воздушно-наземное сражение, а не бесчеловечное уничтожение мирного населения.

Мы знаем теперь, что для войны в воздухе нужна хорошо развитая авиационная промышленность, которая должна быть «сильнее снаряда противника».

Мы знаем теперь, что для войны в воздухе конструктора и заводы должны давать на фронт машины лучшего качества, чем машины противника.

Мы знаем теперь — и это самое главное, — что для войны в воздухе нужно иметь искусных и мужественных воздушных бойцов, беззаветно преданных своей родине, желающих с оружием в руках защищать свою свободу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.