Инж. В. ЧЕРНЕНКО, Рисунки А. ВЛАДИМИРОВА
Насколько усложнились современные формы войны на море, можно представить себе, если мысленно перенестись в районы Средиземного моря, где против немногочисленных кораблей героической республиканской Испании действуют соединенные морские силы интервентов и фашистских мятежников.
В самом деле, воздух, вода, подводные глубины — все «три измерения» насыщены угрозой. Боевой корабль республиканцев могут обстрелять издалека тяжелые бронированные крепости фашистов; его может атаковать из глубины итальянская или германская подводная лодка; он должен быть в постоянной готовности отразить налет воздушных бомбардировщиков.
Даже спокойная водная гладь таит в себе скрытую угрозу: можно уклониться от пущенной торпеды, прогнать подводного хищника и все же подорваться на невидимой мине.
В арсенале боевой техники, в котором накапливаются усовершенствованные старые орудия войны и различные «новинки», огромное место занимают уже известные человечеству средства истребления — мины и торпеды. В кругах неспециалистов иногда не представляют себе разницы между этими двумя видами боевой техники и считают, что мину можно называть торпедой, и наоборот.
Такое ошибочное мнение возникло не случайно. В самом деле, мина и торпеда имеют между собой много общего. Как то, так и другое средство предназначено для внезапного и скрытого удара. Как мина, так и торпеда несут в себе сильный заряд взрывчатого вещества. Скрываясь под водой, они обнаруживают себя внезапно, когда цель достигнута и следует взрыв.
Но принципиальное различие между миной и торпедой легко рассмотреть, если сказать, что торпеда всегда атакует врага, а мина, притаившись, поджидает его. Корабль сам идет на мину и, коснувшись ее, получает тяжелое увечье или гибнет.
Еще в мировую войну минная борьба получила широкое распространение. Мины ставились огромными партиями у своих берегов, чтобы воспрепятствовать подходу неприятельских кораблей. Минировали и воды противника. Чтобы создать постоянную угрозу и внезапно вывести из строя корабли, мины ставились на пересечениях морских путей, в гаванях, у входов в неприятельские порты.
Одной только Германией за мировую войну в разных морях было поставлено свыше 45 тыс. мин заграждения. Союзники же только в Северном море выставили 140 тыс. мин.
Огромные минные поля, засорявшие в мировую войну почти все моря и заливы, принесли воюющим сторонам огромный ущерб. Так, например, в 1915 г. у английских портов германскими подводными заградителями было выставлено 650 мин заграждения; на этих минах погибло 132 судна: 7 эскадренных миноносцев, 15 тральщиков, 10 рыболовных и 100 торговых судов.
Не менее показательны действия русского минного заграждения, когда немцы пытались прорваться в Рижский залив. В этой операции мины заставили повернуть назад значительные силы германского военного флота. Во время похода немецкого флота события развивались так: первым подорвался на мине и через 1/4 часа затонул германский тральщик «Т-52»; через 28 минут второй жертвой оказался крейсер «Тетис», у которого взрыв мины пришелся под носовыми отсеками; через некоторое время столкнулся с миной и был подорван флагманский миноносец «S-144».
Неожиданная потеря трех боевых единиц заставила германское командование прекратить операцию. Но уже после получения приказа об отходе натолкнулся на мину и затонул четвертый германский корабль — «Т-58».
*
Широкому распространению минной борьбы весьма способствовала легкость постановки мин заграждения. Ставить мины может любой военный и даже торговый корабль, для этого не требуется почти никаких приспособлений. Перед началом постановки заграждения минный запас сосредоточивают на палубе корабля, ближе к его кормовой части, с которой свисает металлическая наделка. Это нехитрое приспособление и служит для сбрасывания мин в море. Каждая мина сидит на якоре-тележке, снабженном 4 каточками. По металлическим уголкам, которые установлены на палубе, мина, как по железнодорожной колее, легко подкатывается к наклонной кормовой наделке, скатывается с нее и, вместе с якорем-тележкой, летит в море.
На ходу корабля, который идет со скоростью до 16 узлов (около 30 км в час), сбрасываются мины одна за другой с таким расчетом, чтобы расстояние между поставленными минами не превышало 35 м.
За один поход надводный заградитель может поставить до 600 мин.
Несколько меньшими возможностями располагает подводный заградитель. Его небольшие размеры не позволяют брать большого запаса мин. В один поход подводный заградитель может поставить не более 50 мин. Но зато, находясь под водой, он невидим противнику и выбрасывает мины буквально «под ноги» неприятелю. Поэтому почти каждая из поставленных им мин является причиной гибели корабля.
Теперь ясно, как легко и быстро можно поставить минное заграждение на любом направлении, пути, участке моря, и, если вспомнить, что взрыва одной мины достаточно для гибели большого корабля, станет понятным, насколько велика ее роль в борьбе на море.
Как же бороться с миной? Множество хитроумных приборов, приспособлений, механизмов было построено для борьбы с минами. На вооружении флотов появился даже специальный корабль — тральщик. Его назначение — бороться с минами путем уничтожения минных заграждений, вылавливания (траления) мин различными видами тралов. А когда мина выловлена, тральщик ее расстреливает из пушки.
Обычно вылавливают мины специальным приспособлением — тралом. Существует многоразличных конструкций тралов. Но наиболее характерен трал Шульца, Это стальной трос, длиной в 256 м. Он поддерживается на постоянной глубине целой системой поплавков и грузов. Своими концами он прикреплен к двум специальным кораблям-тральщикам, которые идут параллельным курсом, на некотором расстоянии друг от друга, и буксируют трал.
Трал Шульца: 1 — тралящая часть, 2 — грузы, 3 — кошки, 4 — оттяжки глубины, 5 — буксиры. |
Когда трал проходит минное поле, он захватывает встречающиеся на его пути мины и тащит их за собой. Затраленные мины буксируются на мелкое место, там они всплывают на поверхность воды и затем расстреливаются из мелких пушек. Траление — операция длительная, трудоемкая и опасная. Тралящие флотилии должны работать медленно и осторожно. И все же, несмотря на соблюдение всех мер предосторожности, нередко траление прерывается катастрофой. Тральщик наскакивает на мелкосидящую мину и гибнет. Кроме того, во время войны успеху траления немало мешают действия противника.
И неудивительно, что во время мировой войны огромные минные поля, занимавшие добрую половину Северного моря, не могли быть полностью уничтожены. Среди широт минных полей были протралены лишь узенькие полоски воды — фарватеры, где могли проходить боевые корабли и торговые суда. И все же никогда не было уверенности, что следуя протраленным фарватером, корабль не взорвется на мине. Дело в том, что мины могут быть заряжены на различное время всплытия. Сброшенная с корабля мина заграждения лежит на дне до тех пор, пока не растает специальный разъединитель, соединяющий мину с якорем. Как только разъединитель освободит мину, она разматывает тонкий металлический трос, который соединяет ее с якорем, и всплывает на поверхность. Затем, в зависимости от величины троса, мина остановится на заранее намеченной глубине. Время, необходимое для отсоединения мины от якоря, может быть установлено заранее, поэтому не исключена возможность появления мины и на только что протраленном фарватере. Теперь становится понятной роль тральщиков во время похода флота. Они всегда идут впереди боевых кораблей, расчищая дорогу своим судам. Такое охранение значительно уменьшает опасность столкновения с минами. Тральщики — необходимое, но весьма неприятное охранение. Мощные боевые корабли вынуждены сокращать свой быстрый ход; они должны, медленно идти вслед за небольшими судами — тральщиками. Но тихий ход грозен своими последствиями: чем медленнее идут| корабли, тем скорее пристреляется по ним противник, точнее придет к цели пущенная подводной лодкой торпеда. Иными словами, чем медленнее ход корабля, тем больше опасность поражения. И вот здесь-то на помощь боевому кораблю приходит надежный защитник от мин — параванный охранитель.
Его устройство сравнительно несложно. По своему виду он напоминает быстроходный самолет — моноплан. К длинному цилиндрическому, торпедообразному телу — корпусу паравана — прочно прикреплено вогнутое крыло — планер. На одном конце этого планера укреплена деревянная наделка — поплавок, на противоположном конце крыла укреплен специальный груз, который является как бы противовесом поплавка. Благодаря поплавку и грузу параван принимает в воде такое положение, при котором крыло располагается в вертикальной плоскости. Назначение крыла-планера — отводить параван в сторону от направления корабля.
От киля корабля протянут длинный стальной трос. Он удерживает параван за жесткий металлический пояс-раму, охватывающий корпус паравана в точке крепления крыла-планера. Непосредственно за муфтой, присоединяющей трос к поясу, расположен пилообразный резец паравана. Его назначение — перерезать стальной трос, соединяющий мину с якорем. Для того чтобы удержать параван на определенной глубине, устроен горизонтальный руль, расположенный на одном из концов паравана. Руль управляется автоматическим прибором глубины (осциллятором), действие которого основано на общеизвестном законе изменения давления воды в зависимости от глубины погружения. Перед спуском паравана на воду осциллятор может быть установлен на любое углубление, и, как только параван начнет всплывать или, наоборот, попытается нырнуть поглубже, осциллятор повернет руль и вернет параван на заданную глубину. Таким образом, параванный охранитель слагается из 6 основных частей: троса, резца, корпуса, крыла-планера, осциллятора и руля глубины.
Действует параванный охранитель весьма надежно. Как только параван спускается с палубы на воду, он быстро набирает глубину и отходит в сторону от бортов корабля. При этом трос, соединяющий параван с кораблем, сильно натягивается.
Под влиянием давления воды сила, натягивающая трос, очень велика. На полном ходу линкора параван натягивает трос с силой, равной мощности паровоза, сдвигающего с места состав в 48 груженых вагонов.
Огромная сила натяжения троса параванного охранителя позволяет срывать присосавшийся к морскому дну якорь мины.
*
Вообразите корабль, который идет полным ходом с действующим параванным охранителем. Прежде чем столкнуться с таким кораблем, любая мина, стоящая на его пути, будет встречена натянутым, как струна, тросом паравана. Резким ударом по минрепу трос сорвет якорь мины. Отделившись от грунта, якорь вместе с миной начнет буксироваться тросом. Во время буксировки минреп, оттягиваемый миной и якорем, начнет скользить по тросу, пока не попадет на резец паравана.
На рисунке |
Пилообразными ножами резца стальной минреп перерезается, как нитка, якорь мины летит на дно, и грозная мина всплывает на поверхность воды, но... уже далеко за кормой корабля.
Комментариев нет:
Отправить комментарий