Инж. И. МАШИНСКИЙ
В позиционной войне противники укрываются в сильно укрепленных окопах и мощных убежищах. Так было в империалистическую войну 1914—1918 гг. Уже через год после начала этой войны враги окопались. Ни та, ни другая сторона не могла прорвать линии окопов и укреплений. Огневые средства, которыми располагали воюющие стороны, были достаточно сильны, чтобы отразить любую атаку живой силы на хорошо укрепленные позиции. Однако, эти же огневые средства — артиллерия и другое огнестрельное оружие, существовавшие в 1915 г., — были недостаточно мощными для разрушения укрепленных позиций. В то время средства защиты взяли верх над средствами нападения, и война затянулась.
Нужно было найти такое оружие, которое могло бы поражать противника, защищенного непреодолимыми искусственными преградами. Таким оружием и явились отравляющие вещества, которые примешивались в газообразном состоянии к нижним слоям воздуха и вместе с ним затекали в окопы и убежища, поражая беззащитного противника.
В апреле 1915 г. немного севернее бельгийского города Ипра укрепились англо-французские войска. Несколько сот метров отделяло их от немецких позиций. 22 апреля, в 5 часов вечера, немцы начали обстреливать Ипр тяжелыми гаубицами. Это никого не удивило, артиллерийский обстрел был явлением обычным. Но через несколько минут наблюдатели заметили что-то странное. Со стороны немцев показались два зеленовато-желтых облака. Переносимые легким ветерком, они, все увеличиваясь, приближались к французским окопам, вызывая любопытство и недоумение. Еще несколько минут, и во французских окопах почувствовали какой-то резкий запах. С каждой секундой дышать становилось все труднее и труднее. Ощущалось сильное раздражение в носу и горле. То в одном, то в другом месте люди падали без чувств. Страх овладел солдатами. Они выскакивали из окопов, бежали, зарывались в землю, но спасения не было. Газ всюду настигал людей.
Так началась химическая война. Один из свидетелей первой газовой атаки, англичанин Оульд, рассказывает:
«Попытайтесь вообразить себе ощущение бойцов, увидевших, что огромное зеленовато-желтое облако поднимается из-под земли и медленно двигается по направлению к ним, что газ стелется по земле, заполняя каждую ямку, каждое углубление, и затопляет окопы и воронки. Сначала удивление, потом ужас и, наконец, паника охватили войска, когда первые облака газа окутали всю местность и заставили людей, задыхаясь, биться в агонии».
В результате первой газовой атаки, примененной немцами, были отравлены 15 тыс. человек, из которых 5 тыс. умерло. Выпущенные в течение пяти минут 180 т хлора отравили площадь в 8 км.
Первым отравляющим веществом был хлор. Этим газом наполнялись стальные баллоны. Они устанавливались в громадном количестве на передовых линиях ( |
24 апреля немцы повторили газовую атаку, но на этот раз против канадских войск. В течение мая ими на западном фронте были проведены еще четыре газовые атаки. В качестве первого отравляющего вещества был применен хлор, тяжелый удушающий газ, имеющий также широкое применение в промышленности. Жидким хлором наполнялись стальные баллоны, они устанавливались в громадном количестве на передовых линиях, и при ветре, дующем на противника, хлор выпускался из баллонов.
К борьбе с новым оружием — газом — войска союзников были совершенно не подготовлены. Начались лихорадочные поиски средств защиты. Буквально в несколько дней были изготовлены защитные маски — противогазы. Они, правда, защищали от газов не больше, чем любая карнавальная маска, но все же их применение несколько успокоило напуганных солдат и ввело в заблуждение немцев. Через некоторое время появились уже так называемые мокрые противогазы, в виде матерчатых масок, пропитанных поглощающими хлор растворами. Но такими масками пользовались недолго. Вскоре войска начали снабжать более усовершенствованными противогазами. Они состояли из резиновой маски с очками и металлической коробки с активированным углем, поглощающим хлор. Эти противогазы оказались действенным средством защиты против хлора. Тогда Германия ответила на это применением более ядовитого газа — фосгена, против которого потребовались уже другие нейтрализаторы,
Разрез противогаза. |
Фосген, сохраняющий свое значение и до настоящего времени, представляет собой бесцветный газ, сжижающийся уже при температуре + 8° Ц. Он обладает неприятным запахом, напоминающим запах прелого сена или гнилых овощей, действует на органы дыхания. В момент отравления появляются лишь некоторое раздражение гортани, незначительный кашель и одышка. После выхода из отравленной атмосферы эти явления могут совершенно исчезнуть. Однако, через 2—4 часа, особенно если пострадавший производил усиленные движения, могут появиться резкая одышка, слабость, синюха, постепенно нарастающие и заканчивающиеся смертью через 1—2 суток. Если концентрация фосгена (т. е. его количество, приходящееся на единицу объема воздуха) велика, то признаки тяжелого отравления наступают в течение 1—2 часов, а смерть может наступить через 6—12 часов.
Англичане и французы отвечали немцам не только противохимическими средствами защиты: они одновременно работали и над химическими средствами нападения. Однако, Германия, в которой химическая промышленность развивалась особенно быстро и которая имела наиболее мощные кадры химиков, оказалась в лучшем положении, нежели ее противники: химическая промышленность союзников была слишком слабой. Достаточно сказать, что к концу 1915 г. все хлорные производства Англии давали всего до 1 т жидкого хлора в день, в то время как производительность немецких заводов позволяла отправлять на фронт 40 т хлора ежедневно. Если учесть, что в первой химической атаке немцы израсходовали 180 т хлора, то для английской промышленности потребовалось бы полгода, чтобы ответить такой же атакой.
Промышленность союзных стран начала быстро перестраиваться, и вскоре английская армия стала получать отравляющие вещества в более или менее достаточных количествах. Одновременно были организованы специальные ускоренные химические школы для офицеров.
25 октября 1915 г., во время большого наступления англо-французских войск у Лооса, англичане впервые пустили хлор против немцев. По поводу этой атаки маршал Френч писал: «Мы знали, что противник ожидал рано или поздно с нашей стороны должного возмездия. Тем не менее наша первая атака имела действительный успех и деморализующим образом повлияла на некоторые части противника».
Следующие годы войны ознаменовались все большим и большим развитием военной химии.
В 1916 г. были применены артиллерийские химические снаряды и минометы.
1917 год ознаменовался введением газометов и применением новых ОВ большой силы — иприта и арсинов.
Большие успехи были достигнуты и в области противохимической обороны. Противогаз непрерывно совершенствовался. Он стал непременной частью воинской амуниции, и с ним бойцы никогда не расставались. Характерно, что при одном отступлении англо-французских войск из 10 тыс. солдат 6 тыс. бросили свои винтовки, 5 тыс. — шлемы и только 800 человек — противогазы: так сильна была боязнь химического нападения и так велика стала вера в противогаз.
В настоящее время известны около 80 различных отравляющих веществ, которые могут быть применены в военных действиях.
Все эти отравляющие вещества действуют на организм по-разному. Некоторые из них, так называемые удушающие ОВ, поражают только органы дыхания; к ним относятся хлор, фосген, дифосген.
Другие ОБ — общеядовитые — не поражают дыхания, но вызывают общее отравление организма. Представителями этих газов являются хлор-циан, бромциан и др.
К слезоточивым ОВ относятся такие газы, как хлорацетфенон, метилхлорэтилкетон, иодацетон.
Есть раздражающие ОВ, которые, действуя на верхние дыхательные пути, вызывают сильное чихание с кашлем. Так называемые нарывные ОВ сильно поражают организм. Отравление этими газами вызывает покраснение, которое переходит последовательно в опухоли, пузыри и язвы. Наиболее известные нарывные ОВ — иприт и люизит.
В Германии теперь, как и прежде, все ОВ разделяются по признаку трех крестов: зеленого, синего и желтого. Зеленый крест охватывает все ядовитые и раздражающие ОВ. В синий крест входят все неядовитые или малоядовитые ОВ. Они обладают способностью проникать через респираторы обычных противогазов, не снабженных специальным фильтром, и вызывают настолько сильное раздражение, что бойцы вынуждены снимать противогазы. Именно этим и пользуется атакующая сторона, которая вслед за ОВ синего креста атакует противника отравляющими веществами других крестов — зеленого и желтого.
Маневры итальянской армии — газовая атака. |
На боевом корабле во время налета противника, применившего отравляющие вещества. |
Желтый крест охватывает наиболее страшные — нарывные — ОВ, действие которых, как мы уже упоминали, может быть обнаружено через несколько часов после отравления.
Как совершается химическая атака? Один из способов, который немцы впервые применили под Ипром, — газобаллонная атака — заключается в том, что большое количество газообразных отравляющих веществ выпускается из баллонов.
Под большим давлением газ выходит из баллона, на воздухе быстро расширяется и в виде облака движется по направлению ветра. Однако, этот способ химической атаки обладает многими недостатками. Например, чтобы выпустить достаточное количество газа для одной атаки, нужно установить несколько тысяч баллонов, что в условиях войны является делом далеко не легким. Кроме того, успех газобаллонного выпуска в большой мере зависит от метеорологических условий: в дождь, туман, снег и в сильный ветер газобаллонная атака невозможна. Приходится ожидать ясной погоды со слабым ветерком в сторону противника, а такую погоду заказывать нельзя. Поэтому уже с 1917 г. стали отказываться от газобаллонных атак. Этому еще способствовало то, что при помощи баллонов невозможно было применить некоторые действенные ОВ.
Гораздо больший эффект дают газометная стрельба, стрельба химическими минами, артиллерийская химическая стрельба, метание химических гранат, стрельба ружейными химическими гранатами и, наконец, аэрохимическое нападение. Из всех видов химического нападения наибольшее применение в империалистическую войну имела артиллерийская химическая стрельба. Достаточно сказать, что почти половина всех артиллерийских снарядов, выпущенных на последнем этапе прошлой войны, были снаряды химические.
Химический снаряд в момент разрыва. |
В прошлой войне немалое применение имела и газометная стрельба. Ею впервые начали пользоваться англичане в 1917 г. Этот метод химического нападения заключается в том, что отравляющие вещества попадают к противнику в газовых минах, которые, взрываясь, дают значительное облако отравляющего газа. Дальность стрельбы из газомета доходит до 3 тыс. м.
Другой вид химического нападения — стрельба химическими минами — был применен впервые французами. Химические мины, кроме отравляющего вещества, содержат в себе еще заряд взрывчатого вещества. Они являются как бы промежуточной ступенью между химическими снарядами и газовыми минами. Обладая в сравнении с газовыми минами преимуществом быстрой стрельбы, они, однако, дают значительно меньшее количество отравляющих веществ.
Малодейственными являются стрельба ружейными химическими гранатами и метание ручных гранат. Они не создают достаточно концентрированного газового облака.
В Чехословакии сконструирована детская коляска с противогазом для ребят. |
В последние годы стал известен целый ряд новых, еще более могущественных, способов химического нападения. На первое место выдвигаются авиационно-химические способы: химические аэробомбы, приборы для непосредственного распыления ОВ с самолетов, дымовые бомбы для создания мощных дымовых завес, зажигательные бомбы. Вместе с тем совершенствуются и артиллерийские химические снаряды.
Комментариев нет:
Отправить комментарий