Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

01 февраля 2022

Голубой уголь

В. ШПИНДЛЕР

Запасы энергии ветра практически неисчерпаемы. По подсчетам шведского ученого Сванто Аррениуса, мировое количество энергии ветра в 5 000 раз превосходит полную энергию годового потребления каменного угля во всем мире. Кроме того, у ветра большое преимущество — он распространен повсеместно. Этот вид энергии называется голубым углем.

Энергией ветра люди научились пользоваться очень давно. Сначала был изобретен парус, который облегчил передвижение по воде, затем была открыта возможность превращения энергии ветра во вращательное механическое движение, которым пользовались главным образом для размола зерна. Большое преимущество ветра заключается в том, что для практического использования этого вида энергии требуются лишь первоначальные затраты на сооружение ветросиловой установки, которая работает при помощи даровой силы природы. Однако, непостоянство силы и направления ветра крайне затрудняет непосредственное использование ветровой энергии. Если ветряным колесом привести в движение динамо-машину, то последняя будет работать неравномерно и с большими перебоями. Это обстоятельство заставляет в мощных ветроэлектрических установках прибегать к аккумулированию или же включать эти установки в систему тепловых или гидроэлектрических станций для параллельной работы. Советский союз в этой области идет, несомненно, впереди других стран. Наше плановое социалистическое хозяйство дает возможность использовать энергию ветра путем превращения ее в электрическую и включить в единое кольцо высоковольтной передачи. В капиталистических странах, где отдельные станции принадлежат конкурирующим между собою частным владельцам или обществам, это не может быть осуществлено в широких размерах.

В 1935 г. в Германии, под Берлином, по инициативе министерства народного хозяйства началось сооружение ветроэлектрической станции мощностью в 1 000 квт. По последним сведениям, постройка этой ветроэлектрической станции приостановлена.

Построенная в 1931 г. в Крыму, недалеко от Севастополя, ветроэлектрическая станция представляет собой железную решетчатую башню, на которой установлен трехлопастный ветряк с лопастями, имеющими в диаметре 30 м. Мощность ветряка зависит от скорости ветра. Когда скорость ветра превышает установленный предел, особые закрылки стабилизатора изменяют угол наклона крыла по отношению к ветру, и ветряк сохраняет постоянное число оборотов. Ветряк соединен с электрическим генератором, установленным в кабинке. При изменении направления ветра автоматически включается мотор, который вновь устанавливает ветряк против ветра.

В 1936 г. в СССР начата постройка самой мощной в мире опытной ветроэлектрической станции. Станция строится в Крыму, в районе горы Ай-Петри, над Ялтой. Район строительства расположен на плоскогорье со средней высотой 1 200—1 300 и над уровнем моря. Здесь дуют частые и продолжительные ветры со средней годовой скоростью в 8,3 м/сек.

Весьма оригинальная конструкция ветроэлектрической станции, разработанная инженером П. К. Горчаковым и Ю. В. Кондратюком, отличается чрезвычайно остроумным разрешением ряда сложных и принципиально новых технических вопросов.

Ветроэлектрическая станция представляет собой тонкостенную, цилиндрическую железобетонную башню высотой в 165 м при диаметре в 65 м. Башня опирается на фундамент глубиной в 5 м. Значительная высота башни объясняется стремлением вывести ветряки из завихренных слоев воздуха у вершины горы. На башне в двух консолях расположены один над другим два трехлопастных ветряка. Необходимость обеспечить всей установке, весящей 5 300 т, возможность поворота вокруг вертикальной оси на 360° вызвала к жизни очень оригинальную конструкцию — так называемый жидкостный шарнир. Нижний конец башни сходит на конус и, как поршень в цилиндре, погружен в углубление, наполненное жидкостью. Башня давит на жидкость с силой в 237 атмосфер.

Это устройство позволяет с минимальной затратой энергии поворачивать громадное сооружение в нужном направлении. Башня укреплена тремя растяжками из стальных тросов, которые поглощают боковое давление ветра и часть давления башни на фундамент.

Проект Крымской ветроэлектростанции мощностью 10 000 квт.

Каждый ветряк вместе со своим генератором представляет собой самостоятельную установку. Каждый из двух электрогенераторов имеет мощность в 5 000 квт. Кабина, в которой помещаются передаточное устройство и генератор, имеет в длину 21 и и в ширину 8 м. Первый ветряк расположен на высоте 65 м от земли, второй — на высоте 165 м, т. е. на самой вершине башни. Диаметр у обоих ветряков одинаков и равен 80 м. Ветряки начинают работать при скорости ветра, равной 6 м/сек. Полной мощности установка достигает при ветре со скоростью 20 м/сек. Для поддержания постоянного числа оборотов (20 об/мин.) при возрастании скорости ветра выше установочной крылья ветряка автоматически изменяют угол наклона по отношению к ветру (угол атаки). Ветряк может работать с выключенным генератором при ветре со скоростью до 60 м/сек, т. е. при ветре сверхураганной силы. Прочность сооружения рассчитана с учетом возможного удара порыва ветра со скоростью до 75 м/сек. Полная безопасность работы достигается еще тем, что соединение ветряка с генератором осуществляется через так называемую гибкую муфту. Гибкая муфта обеспечивает мягкость соединения, и, кроме того, при повышении числа оборотов ветряка выше дозволенного она автоматически разъединяет ветряк с генератором. Всякой ветросиловой установке очень опасен так называемый «удар в спину», т. е. когда внезапный порыв ветра ударяет на ветряк не в лоб, а сзади, со стороны башни. В этой установке лопасти ветряка устроены так, что они под ударом ветра в спину отгибаются вперед, по направлению удара, т. е. в направлении, перпендикулярном плоскости вращении. Когда порыв ветра проходит, крылья ветряка автоматически возвращаются в прежнее положение.

При изменении направления ветра приспособление, установленное в лопастях ветряка, автоматически включает электромотор, который приводит в движение поворотное устройство. Поворотное устройство состоит из рельсового пути, проложенного вокруг башни. По кругу ходит обычный электровоз, который при помощи дышла поворачивает всю установку в нужном направлении, т. е. против ветра.

*

Большую сложность представляла проблема передачи энергии от ветряка к генератору электрического тока. Генератор должен вращаться со скоростью в 600 об/мин., а ветряк дает только 20 об/мин. Кроме того, для получения равномерного по силе тока необходимо, чтобы число оборотов генератора в единицу времени было постоянным, ветряк же не может сохранять число оборотов абсолютно неизменным. Следовательно, необходимо было создать передаточное устройство с огромным передаточным числом, равным 30. Подобную передачу можно было осуществить комбинацией зубчатых колес, наподобие той, которая применяется на современных океанских пароходах. Это было бы очень сложно и громоздко; кроме того, изготовление этой передачи могли выполнить только германские заводы «Крупа» и «Демаг», а авторы проекта поставили себе целью изготовить все механизмы на советских заводах. Проблема эта была разрешена очень изящно и смело. Ветряк непосредственно приводит в действие мощные насосы, которые гонят рабочую жидкость (масло) под огромным давлением (37 атмосфер) на колесо Пельтона (турбина). Колесо Пельтона насажено из одном валу с генератором и, вращаясь со скоростью 600 об/мин., вращает ротор генератора. Из-под турбины рабочая жидкость снова возвращается к насосам. Эта система передачи блестяще разрешает все затруднения.

Суммарная мощность обоих генераторов станции равна 10 000 квт. Ветроэлектростанция будет давать энергию в так называемое «южное кольцо», обслуживающее наиболее густо населенные и промышленно развитые районы Крыма (Симферопольский, Севастопольский, Евпаторийский и весь южный берег Крыма). Напряжение южного кольца равно 115 000 в, следовательно, ток ветроэлектростанции придется пропускать через повышающую подстанцию.

Сила ветра не постоянна даже на той высоте, на которой строится ветроэлектростанция, хотя вообще с высотой скорость и постоянство ветра возрастают. Авторы проекта предполагают, что станция сможет работать с полной мощностью 2 500 час. в году. Это дает 25 млн. квт/час в год. Фактически энергии будет больше. Проектом предусмотрен весьма оригинальный способ аккумулирования энергии на тот период, когда ветра нет. Мощные пласты плотного известняка, на котором строится станция, пронизаны глубокими и обширными пещерами — результат продолжительного действия воды. Если изолировать определенное пространство этих пустот, то их можно превратить в своеобразный гигантский резервуар для сжатого воздуха, который будет накачиваться туда за счет избыточной энергии станции. В периоды безветрия генераторы станции будут приводиться в движение специальными турбинами, работающими на сжатом воздухе из этих резервуаров.

*

Строительство ветроэлектрической станции на Ай-Петри является, без сомнения, одним из интереснейших строительств нашего времени как по важности разрешаемой хозяйственной проблемы, так и с точки зрения научно-технической. Это решительный шаг в область энергетики будущего.

Ветроэлектрическая станция строится а Крыму, в районе горы Ай-Петри, над Ялтой. На снимке: северная вершина Ай-Петри. Высота 2000 м.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.