Бензиновые моторы, на которых зиждется развитие современной авиации, при всех их огромных достоинствах обладают и существенными недостатками. Они поглощают слишком много горючего, опасны в пожарном отношении, бензин для них дорог и т. д.
Вот почему авиационная техника настойчиво ищет новые типы двигателей, которые были бы лишены этих недостатков.
Наиболее интересной и многообещающей нужно считать идею создания авиадизелей — авиационных двигателей, работающих на тяжелом топливе.
Решающее преимущество их перед другими двигателями состоит прежде всего в высокой экономичности: они расходуют почти на 33% меньше горючего на единицу мощности, чем бензомоторы. Затем они хорошо работают на дешевом и безопасном в пожарном отношении топливе — газойле (соляровое масло). Это нефтяной продукт, который получается после извлечения из нефти бензина и керосина.
Важное преимущество дизеля — его надежность. Аварии, причина которых кроется в работе двигателя, чаще всего происходят из-за неисправности системы зажигания и подачи горючего. Это и не удивительно: обычный девятицилиндровый бензомотор имеет сложную сеть проводов, 2 магнето и 18 свечей. Вся эта связанная система состоит из тысячи мелких деталей. Достаточно малейшей неисправности одной из них, чтобы мотор остановился и произошла вынужденная посадка самолета.
В дизеле же нет никаких приборов зажигания, которые могли бы испортиться, и нет, стало-быть, многих причин для неполадок в двигателе.
В дизеле имеется система цилиндров, не зависимых друг от друга, и каждый из них имеет свой топливный насос. Горючее подается непосредственно из насоса в цилиндр.
В результате десяти лет упорной и напряженной исследовательской работы многих европейских и американских фирм, лабораторий и институтов создано несколько образцов авиадизелей, которые все же еще не могут конкурировать с бензиновыми двигателями. К числу таких авиадизелей относится немецкий авиадизель «Юнкерс», французский «Клерке» и английский «Бристоль-Феникс».
Однако, немецкая фирма Люфт-Ганза на самолетах «Г-38» заменила бензомоторы авиадизелями. Это привело к тому, что на каждом рейсе Берлин-Лондон самолет экономит 840 кг горючего. Перелет значительно удешевился.
Самолет "Юнкерс Г-38" с четырьмя авиадизелями "ЮМО-4". |
Лучший двигатель сейчас — это германский «ЮМО-5» мощностью в 550 лош. сил при 2 500 оборотах в минуту.
Самолет "Юнкерс Ю-86" с двумя дизельными моторами "ЮМО-5". |
Франция и Англия приобрели лицензии на право постройки этого дизеля. В Англии на самолете с дизелем «Бристоль-Феникс» достигнута рекордная для дизеля высота — 8 500 м. В отчетах о летных испытаниях указывается, что «Феникс» сохранял на этой высоте более высокую мощность, чем состязавшийся с ним бензиновый двигатель «Юпитер».
Во Франции работы по авиадизелям в последнее время развертываются особенно широко. Помимо известных уже двигателей Испано-Сюиза-Клерже 9Т и 14, строятся — опять-таки по лицензии Юнкерса — двухтактные «лиллуазы». В последнее время в США усиленно работают над созданием мощного У-образного двухтактного авиадизеля «Дешамп» в 1 200 лош. сил. В Америке чрезвычайно широко поставлены научно-экспериментальные исследования быстроходных дизелей.
Дизельный самолет "ЭД-С" (вид сбоку). |
Дизельный самолет "ЭД-С" (вид спереди). |
Дизель все больше и больше находит применение в народном хозяйстве и промышленности всех передовых стран. Судовые дизели превращают пароходы в теплоходы; на железных дорогах паровозы заменяются электровозами, либо тепловозами.
Наш автотракторный парк успешно переходит с двигателя карбюраторного (бензинового) на двигатель нефтяной, т. е. дизель. Недавно мы приступили к опытам применения дизеля в авиации. Для этого из существующих типов самолетов был избран такой, который больше всего подходил бы для замены бензомотора дизелем. Однако, самолет пришлось коренным образом переконструировать. По существу получилась совершенно новая машина.
Инж. И. НИКОЛЬСКИЙ
Комментариев нет:
Отправить комментарий