Секрет изготовления удивительной посуды очень интересовал его современников. Ходили всякие слухи. Одни рассказывали, что глина, из которой делают такую посуду, должна лежать чуть ли не сорок лет под дождем и солнцем, сохнуть, снова мокнуть, затем ее надо надолго закопать обратно в землю и так далее... Другие считали, что 90 лет должна подвергаться в земле гниению эта глиняная смесь, созревающая, таким образом, для выделки из нее посуды.
И долгое время фарфор был самым драгоценным, дорогим и удивительным изделием, которое приготовляли лишь в одной только стране — Китае.
Один из саксонских королей — Август Сильный — даже полк драгун отдал прусскому королю Фридриху в обмен за несколько китайских ваз.
И вот, если верить старым историкам, открытию секрета фарфора помог случай почти анекдотический.
Известный придворный алхимик саксонского курфюрста (князя) Иоганн Бетгер всю жизнь мечтал об искусственном превращении неблагородных металлов в драгоценное золото. Плавил металлы он при большой температуре, все тигли у него растоплялись и лопались. В тот век лабораторная посуда была еще очень примитивна. И ученому пришлось изучать разные глины, чтобы выбрать из них самые крепчайшие и выносливые для тиглей. Самый сильный огонь выдерживала нюренбергская глина, после обжига она приобретала красный цвет. Первый европейский фарфор и был создан из этой красной глины и его называли «красный бетгеровский фарфор».
Но почему же китайские чаши снежно-белого цвета, где же берутся особые материалы для такой посуды? — Это еще было загадкой.
И все же их нашли. Произошло это так.
Иоганн Бетгер как-то обратил внимание на странную тяжесть своего парика. Оказывается изобретательный слуга, не найдя в этот день пудры, посыпал парик каким-то белым и довольно тяжелым порошком, купленным в бакалейной лавочке. Тогда выяснилось, что купец Шнорр торговал какой-то белой пудрой, которую он брал с недавно купленного им участка земли.
Химик Бетгер был любопытен и немедленно в своей лаборатории исследовал неизвестный порошок. При этом он установил его полное сходство с веществом, из которого китайцы делали свой чудесный фарфор. Так был обнаружен каолин — фарфоровая глина.
Тайну фарфоровой массы упорно скрывали все государства. Тайком на военном корабле вывезла русская императрица Елизавета Петровна шведского мастера Христофа Гунгера, чтобы в 1744 г. основать первый в России и четвертый в мире фарфоровый завод, который теперь, в советское время, носит имя Михаила Ломоносова.
Что же такое этот столь загадочный каолин, — долго искомое сырье фарфора?
Каолин, называемый также фарфоровой глиной, получается при выветривании полевого шпага и состоит он из смеси кремнезема с водой. Полевой шпат — обычно твердый, блестящий минерал, а при выветривании он становится мягким, теряет свой блеск, разлагается, и на месте разрушения остается каолин. Каолин имеет особые свойства. Очень важна огнеупорность каолина — он выдерживает температуру в 1 750°. После обжига он не теряет своего чистого белого цвета.
Очищенный водой от примесей каолин стал употребляться не только для получения фарфора, но и в других отраслях промышленности. Он годен для выработки тонкой керамики, линолеума, особых красок в химии. Особо тугоплавкая глина используется в металлургии, в стекловарении. Каолин применяется и в производстве резины, а также для осветления и очистки нефтепродуктов.
В нашем Союзе очень много месторождений чистых глин. Неисчерпаемы запасы сырья. И все же до революции в Россию ежегодно ввозилось из-за границы 175 тыс. тонн огнеупорного и глиняного сырья. Каолин привозили из Англии, шпат и кварц, которые идут в производство фарфоровой смеси, — из Норвегии, сурик и буру — из Германии.
Большинство месторождений каолина находится на Украине. Половину всей союзной добычи дает знаменитый глуховский каолин на Черниговщине. Известно также месторождение Мало-Михайловское на станции Просяная Днепропетровской области; есть месторождения и на Урале (Чебаркульское), в Сибири — поблизости от Иркутска.
Самые доброкачественные сорта каолиновых глин идут в производство фарфора, похуже — на фаянс и гончарную посуду. На реке Мсте в районе Боровичей тоже есть месторождение, и здесь же налажено производство огнеупорных и кислотоупорных изделий.
Популярны также и гжельские подмосковные глины.
Наиболее известны в Европе фарфоровые заводы: Севрский во Франции, Мейсенский в Саксонии, Берлинский, Венский и наш советский — Ломоносовский.
Ленинградский фарфоровый завод имени Ломоносова — самый старый в России. Он существует почти 200 лет. При заводе находится очень интересный музей фарфоровой посуды. Там можно посмотреть самую первую очень наивную и невзрачную чашку русского производства. Делал ее еще в эпоху крепостного права мастер Виноградов.
Тут в музее можно встретить чудеса старого кустарного фарфорового искусства. Под стеклянным большим колпаком стоит изумительный белоснежный фарфоровый букет роз и георгинов. Тончайшие жилки на лепестках, чуть ли не волосяные, тычинки, — велико было искусство крепостного рабочего Иванова, который несколько десятилетий своей жизни отдал созданию этого фарфорового чуда.
Много десятилетий в России не знали, что фарфор не только декоративен, но и непроницаем для газов, химически стоек против щелочей и кислот, огнеупорен и неподатлив против громадных температур, способен выдерживать исключительно высокие электрические напряжения... Словом, материал этот, весьма богатый ценнейшими качествами, может сыграть важную роль в истории человеческой культуры, науки, техники.
На этом заводе, ставшем советским, появилось множество новинок, вызванных к жизни бурным строительством наших заводов, фабрик, лабораторий, научных институтов. На заводе сейчас изготовляют из каолина: тигли, ступки, выпарительные чаши, ванны и воронки, высоковольтные изоляторы, мензурки, перископы — приборы, определяющие пламенную температуру металлургических и керамических печей. Тут же есть снятое с импорта кварцевое стекло, которому абсолютно не страшны самые резкие изменения температуры. Оно остается без малейших повреждений, если после нагрева до тысячи градусов немедленно опустить его в ледяную воду. Для нового каучукового завода в Эривани здесь готовили коленчатые трубы, для Уральского аффинажного завода — большие тигли, для водопроводных станций — бактериологические фильтры, автосвечи для магнето, изобретенные инженером-комсомольцем Ефремовым, и, наконец, искусственные зубы, искусственные фарфоровые глаза всех цветов для протезных институтов Наркомздрава.
Пять тысяч разнообразных технических изделий выпускает сейчас завод имени Ломоносова, ибо теперь мы знаем, что фарфор ценен не только своей красотой, но и тем, что он может быть тверже стекла и стали. Тут на заводе готовят теперь фарфоровую посуду и трубки для стока кислот, лодочки для плавки металлов, котлы для химической очистки золота.
В наше время фарфор неплохо заменяет металлы в различных отраслях. В магазинах продаются электрические фарфоровые чайники и кастрюли. Из фарфора нередко делают и радиаторы для парового отопления.
Очень интересен весь заводской процесс — сложный путь от глины к красивой чашке.
Каолин сначала промывают в больших чанах, потом составляют фарфоровую массу, добавляют полевой шпат и кварц, которые, сплавившись, свяжут между собой глиняные частицы. Эту смесь всыпают в особую шаровую мельницу, и там шихта превращается в мелкий порошок. Вода, проходящая через барабан, выносит всю массу в виде жидкого молока. Специальный фильтровальный пресс производит отжим воды из жидкой смеси. Машина фильтр-пресс состоит из трубы и круглых мешков, хорошо пропускающих воду. Между мешками вставлены цинковые пластины. Эти пластины постепенно сдвигаются друг к другу, сдавливают массу, и вода вытекает из мешков. Потом фильтр-пресс развинчивают, и из мешков вынимают спрессованные плотные, глиняные круги. Их подвергают длительному вылеживанию и подвалах (не менее трех недель), так как после этого увеличивается способность глины к формованию. Затем глиняные круги промывают в валах специальной машины. Теперь из фарфоровых сухих «блинов» можно точить по шаблонам посуду — чашки, блюдца, тарелки.
Но это не все. Такая чашка была бы чересчур хрупкой. Ее нужно закалить, проведя через несколько обжигов от 800 до 1 600°.
Два — три дня вся посуда стынет в печи, равномерно охлаждаясь. Потом она идет под роспись в мастерскую живописцев. Для рисунков на фарфоре употребляют краски из окисей металлов. Такие краски не выгорают при повторном обжиге посуды.
Так теперь создается из каолина фарфор.
Ир. БОЛЬШИНЦОВА
Комментариев нет:
Отправить комментарий